Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-12331

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. по делу N 33-12331


Судья Варакшина Т.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Киселевой Н.В. Судей Кузнецовой Г.Ю., Абашевой Д.В. При секретаре Б.Ю.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 05.12.2011 года в г. Перми гражданское дело по кассационной жалобе Товарищества собственников жилья <...> на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 11.10.2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Б.Г. к ТСЖ <...> удовлетворить частично.
Обязать Товарищество собственников жилья <...> предоставить Б.Г. копии следующих документов и информацию: общую информацию об управляющей организации - ТСЖ <...>; годовую бухгалтерскую отчетность за 2010 г., включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: <...>, и расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению данным многоквартирным домом; сведения о работах (услугах), выполняемых (оказываемых) непосредственно ТСЖ <...> в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящимся по адресу: <...>; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ <...> с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; протокола от 31.05.2001 г. N 1; Информацию о стоимости работ (услуг) ТСЖ <...> в многоквартирном доме N <...>, содержащую: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).; Информацию о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы: а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводить по состоянию на день предоставления информации; в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.
Взыскать с Товарищества собственников жилья <...> в пользу Б.Г. в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере 1 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения представителя ТСЖ <...> на основании доверенности С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения Б.Г., просившего оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:

Б.Г. обратился в суд с иском к ТСЖ <...> о возмещении материального, морального вреда, о возложении обязанности по предоставлению информации.
Заявленные требования обосновывал тем, что является собственником квартиры N <...>, управление которым осуществляет ТСЖ <...>. Начисление оплаты за содержание жилья и ремонт общего имущества дома, платы за отопление производится ответчиком неверно, с применением завышенных тарифов, без учета показаний общедомовых приборов, что причинило истцу материальный ущерб в размере 7.000 рублей. Запрашиваемая истцом информация предоставляется ТСЖ либо несвоевременно, либо в ее предоставлении ответчик отказывает.
В судебном заседании Б.Г. на удовлетворении иска настаивал. Представитель ТСЖ <...> с исковыми требованиями не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ТСЖ <...>, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Полагает, что при рассмотрении дела суд вышел за рамки заявленных требований, возложив на ТСЖ обязанность по предоставлению Б.Г. документов, не указанных в уточненном иске. Суд возложил на ТСЖ обязанность по предоставлению документов, размещенных на информационном стенде и доступных неограниченному кругу лиц; обязанность по предоставлению истцу копии годового бухгалтерского баланса, сведений о доходах и расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению домом возложена на ответчика необоснованно; протокол N 1 от 31.05.2011 года вручен истцу в ходе рассмотрения дела.
Обязанность по предоставлению информации о стоимости работ (услуг) ТСЖ в многоквартирном доме также возложена на ответчика необоснованно, так как бухгалтерский учет в ТСЖ ведется по всему жилом дому (9 многоквартирных домов), отчеты составляются без разделения по отдельным домам; содержание, периодичность услуг в отношении общего имущества идентично нормам и составу, предусмотренному в рамках муниципального тарифа. Остальные объемы работ, их перечень и стоимость ежегодно утверждаются решениями общего собрания.
Возлагая обязанность по предоставлению информации о ценах (тарифах) на коммунальные услуги, суд не учел, что ТСЖ не закупает коммунальные ресурсы и соответственно не перепродает их потребителям, а производит начисление по тарифам, установленным органами местного самоуправления. Кроме того, такая информация общедоступна, предоставлена истцу.
При разрешении спора суду следовало руководствоваться положениями ст. 143.1 ЖК РФ, регулирующими объем документов, предоставляемых собственнику для ознакомления. Положения ч. 11 ст. 161 ЖК РФ применимы к ТСЖ в части относительно особенностей раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ.
Считает, что правовых оснований для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда не имелось.
Б.Г. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых изложена позиция по каждому из доводов, приведенных ответчиком, содержится просьба об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Разрешая заявленные Б.Г. исковые требования, суд руководствовался положениями ст. 39, 162, 137, 154, 155, 156, 157, 158, 161 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года, Постановления Правительства РФ N 731 от 23.09.2010 года "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", исходил из следующих обстоятельств.
Управление многоквартирным домом N <...> по ул. <...> осуществляет товарищество собственников жилья <...>.
Собственником жилого помещения по адресу: <...> на основании договора купли-продажи квартиры от 26.05.2003 года является Б.Г., в жилом помещении постоянно зарегистрированы 3 человека.
Отказывая Б.В. в удовлетворении иска о возмещении материального ущерба, суд исходил из того, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги истцу производится ответчиком в соответствии с жилищным законодательством РФ, начисление платы за содержание жилья и текущий ремонт по тарифам, утвержденным постановлением администрации г. Перми предусмотрено протоколом N 1 от 31.05.2001 года общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Доводы Б.Г. о неправильном начисление оплаты за отопление также признаны судом несостоятельными по тем основаниям, что в многоквартирном доме по <...> установлен общедомовой прибор учета, размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не оспаривается, доводы кассационной жалобы ТСЖ <...> сводятся к несогласию ответчика с решением суда в части возложения на ТСЖ обязанности по предоставлению Б.В. информации в виде выдачи копий определенных документов.
Оспаривая решение суда в указанной части, ответчик полагает, что часть информации истцу предоставлена, часть информации доступна, поскольку размещена на информационном стенде, бухгалтерская (финансовая) отчетность составлена в отношении девяти домов, управление которыми осуществляется ТСЖ <...>.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на дату обращения Б.В. с запросом к ответчику, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. Постановление N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.
Пунктом 2 данного Постановления признано, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации, Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Материалами дела подтверждается, что истец Б.Г. в письменном виде обратился в ТСЖ <...> за предоставлением документированной информации, связанной с управлением жилым домом по <...>.
Поскольку обстоятельства управления жилым домом непосредственно затрагивают права истца как собственника помещения в доме, истец имеет право на получение документированной информации, касающейся управления, обслуживания дома, о выполняемых ТСЖ работах в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания уклонения ответчика в предоставлении истцу указанной информации неправомерным, что послужило основанием для частичного удовлетворения требований Б.Г. о компенсации морального вреда.
Довод ТСЖ <...> о том, что истребованная истцом информация частично была доведена до истца путем размещения на информационном стенде, выдаче истцу отдельных документов, не может повлечь отмены решения суда, поскольку указанные действия осуществлены ответчиком уже после предъявления истцом иска в суд и возбуждения гражданского дела.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст. 362-364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для вмешательства в решение суда в указанной части, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем обжалуемое решение по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы ТСЖ <...> не могут быть приняты во внимание, поскольку они были предметом судебного разбирательства, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. К иной оценке имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия оснований не имеет.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

Кассационную жалобу Товарищества собственников жилья <...> на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 11.10.2011 года оставить без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)