Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2010 ПО ДЕЛУ N А23-6289/09Г-6-340

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. по делу N А23-6289/09Г-6-340


Дата объявления резолютивной части постановления - 22 июля 2010 г.
Дата изготовления полного текста постановления - 29 июля 2010 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Заикиной Н.В.,
судей Каструба М.В., Юдиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полозовой А.А.,
при участии в заседании:
от лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия "Управление энергетики и ЖКХ" на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.04.2010 (судья Бураков А.В.), принятое по иску унитарного муниципального предприятия "Коммунальные электрические и тепловые сети" к муниципальному унитарному предприятию "Управление энергетики и ЖКХ" об урегулировании разногласий при заключении договора,
установил:

унитарное муниципальное предприятие "Коммунальные электрические и тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Управление энергетики и ЖКХ" об урегулировании разногласий при заключении договора, а именно об обязании ответчика заключить договор на покупку тепловой энергии N 285 от 01.10.2009 на условиях, соответствующих законодательству и предложенных истцом.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнял свои требования, в окончательном варианте просил согласовать пункты 1.1, 1.5, 2.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 (без слов "в зависимости от технических возможностей котельных"), 3.2.1, 3.2.2, 3.2.5, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.11, 4.2.12, 4.2.14, 4.3.1, 4.5, 5.1.1, 6,5, 9.1 договора N 285 от 01.10.2009 в редакции истца, изложенной в уточнении исковых требований от 29.03.2009 (л.д. 103 - 109), а п. 2.4 в редакции, изложенной в проекте договора в п. 2.4. (л.д. 9), пункт 1.5. просил исключить из текста договора. Данное уточнение судом первой инстанции принято.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.04.2010 пункт 1.1 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Ресурсоснабжающая организация" обязуется произвести тепловую энергию в горячей воде, согласно техническим требованиям, и осуществить ее транспортировку и продажу "Управляющей организации" для обеспечения "потребителя" коммунальными услугами, в соответствии с Приложениями к настоящему договору: а) для целей отопления в течение отопительного сезона с 01 октября по 30 апреля включительно. Срок отопительного периода может быть изменен постановлением главы администрации МО ГП "Город Малоярославец" в связи с погодными условиями; б) для целей водоснабжения круглосуточно, за исключением 15-дневного перерыва, вызванного необходимостью проведения профилактического ремонта оборудования, а "Управляющая организация" обязуется использовать тепловую энергию и оплачивать предоставляемые услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором".
Пункт 1.5. договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии из текста исключен.
Пункт 2.1. договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Оплата услуг, указанных в п. 1.1 настоящего договора, производится не позднее 10 числа, следующего за отчетным, с учетом промежуточных платежей в текущем месяце, которые производятся "Управляющей организацией" в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет "Ресурсоснабжающей организации".
Пункт 2.4 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Изменение тарифов в период действия договора производится согласно постановлению Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области и не требует его переоформления, тарифы вводятся в действие со дня, установленного в постановлении".
Пункт 3.1.2 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Обеспечить передачу тепловой энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловой сети, установленную актом разграничения балансовой принадлежности тепловой сети и эксплуатационной ответственности сторон. Границей раздела эксплуатационной ответственности является внешняя граница стены многоквартирного дома".
Пункт 3.1.3 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "а) для нужд ГВС температурой не менее 52 град. C на границе эксплуатационной ответственности; б) для нужд отопления - обеспечивать качественное регулирование теплоносителя системы отопления по температурному графику 95 - 70 град. C. Обеспечивать циркуляционное давление в обратном трубопроводе отопления на вводе здания на 0,3 кг/см2 больше высоты здания, для обеспечения полной заливки системы".
Пункт 3.1.5 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Согласовывать проекты на установку приборов учета на отопление и горячее водоснабжение на вводе в многоквартирный жилой дом".
Пункт 3.2.1 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Приостановить подачу тепловой энергии без предупреждения "Управляющей организации" в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, а также при необходимости принятия мер по их предотвращению и ликвидации; возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения. С последующим уведомлением "Управляющей организации" в течение 1 часа".
Пункт 3.2.2 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Приостановить или ограничить подачу тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) "Управляющей организации" в случае: неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных сетей "Управляющей организации", угрожающего аварией и создающего угрозу жизни людей; неоднократного нарушения сроков оплаты теплоэнергии "Управляющей организацией", установленных настоящим договором. Под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за подачу тепловой энергии в сроки, указанные в пункте 2.1 настоящего договора. Приостановление или ограничение предоставления тепловой энергии "Ресурсоснабжающей организацией" может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в п. 3.2.2 настоящего договора, в том числе с момента полного погашения "Управляющей организацией" задолженности. При ограничении предоставления тепловой энергии "Ресурсоснабжающая организация" вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи тепловой энергии и (или) ввести режимное предоставление услуг".
Пункт 3.2.5 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "При нарушении п. 4.3 настоящего договора "Ресурсоснабжающая организация" имеет право произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с "Управляющей организацией" с учетом выявленных нарушений, а также приостановить или ограничить подачу тепловой энергии на объекты "Управляющей организации" до устранения нарушений".
Пункт 4.2.2 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Проводить ежегодно до начала отопительного сезона ремонт, промывку, наладку и испытание системы отопления и горячего водоснабжения, контрольно-измерительных приборов с официальным извещением о сроках проводимых работ "Ресурсоснабжающей организации" не позднее, чем за 10 дней, с оформлением двустороннего акта. При отсутствии представителя "Ресурсоснабжающей организации" в указанный срок акт промывки и испытания системы отопления, подписанный в одностороннем порядке "Управляющей организацией" и обслуживающей дом организацией, считается подписанным и жилой дом считается готовым к работе в новом отопительном периоде".
Пункт 4.2.4 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Привлекать представителей "Ресурсоснабжающей организации" при проведении проверки качества предоставления коммунальной услуги (отоплении, горячее водоснабжение), а также при рассмотрении жалоб и заявлений граждан на ненадлежащее качество тепловой энергии и на отклонение от технических требований ее подачи с оформлением двухсторонних (трехсторонних) актов. В случае неявки представителя "Ресурсоснабжающей организации" или отказа визировать параметры, замеренные по результатам проверки, акт нарушения параметров качества визируется потребителем коммунальной услуги и принимается для последующего перерасчета в соответствии с действующими "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными действующим Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.".
Пункт 4.2.11 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "На границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей установить дроссельные шайбы, согласно гидравлическому расчету, предоставляемому "Ресурсоснабжающей организацией", с составлением двустороннего акта и опломбированием. Дроссельные шайбы для установки предоставляет "Ресурсоснабжающая организация".
Пункт 4.2.12 из договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии из текста исключен.
Пункт 4.2.14 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "На 10-е и 25-е числа текущего месяца "Управляющая организация" снимает показания приборов учета на электронное списывающее устройство (адаптер), делает распечатки показаний на компьютере, анализирует и передает распечатки показаний приборов учета на расчеты 26-го числа текущего месяца в "Ресурсоснабжающую организацию". "Ресурсоснабжающая организация" вправе проверить показания приборов учета путем визуального контроля работы приборов учета".
Пункт 4.3.1 из договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии из текста исключен.
Пункт 4.5 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Установление нормативного расхода теплоносителя производится персоналом потребителей тепловой энергии и под контролем персонала "Ресурсоснабжающей организации".
Пункт 5.1.1 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Расчетный объем отпущенной на ввод в дом тепловой энергии и теплоносителя по договору устанавливается по отчетным периодам в размере, определяемом Приложением N 1, 2 к настоящему договору.
Расчет отпущенной тепловой энергии по договору производится:
По отоплению:
а) по показаниям теплосчетчиков, установленных на вводах в жилые дома за минусом объемов коммунального ресурса, которые выставляются "Ресурсоснабжающей организацией" самостоятельно владельцам нежилых помещений, расположенных в жилых домах. При неисправности теплосчетчика более 15 дней расчеты производятся по нормативам, действующим в МО ГП "Город Малоярославец". При неисправности теплосчетчика менее 15 дней расчеты производятся по среднесуточному расходу теплосчетчика в расчетном месяце.
б) при отсутствии приборов учета, установленных на вводах в жилые дома, расчеты производятся, согласно Приложению N 1 к настоящему договору.
По горячему водоснабжению:
а) по показаниям приборов учета, установленных на вводах в жилые дома, за минусом объемов коммунального ресурса, который выставляется "Ресурсоснабжающей организацией" самостоятельно владельцам нежилых помещений, расположенных в жилых домах;
б) при отсутствии приборов учета на вводах в жилые дома расчеты производятся по нормативам, действующим в МО ГП "Город Малоярославец" - для населения, с учетом количества лиц, фактически пользующихся ГВС, согласно Приложению N 2".
Пункт 6.5 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Границы раздела эксплуатационной ответственности сторон по настоящему договору определяются в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491".
Пункт 9.1 договора N 285 от 01.10.2009 на покупку тепловой энергии изложен в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года. Настоящий договор заключается сроком на один год".
Не согласившись с принятым по делу решением в части изложения пунктов 1.1, 2.1, 2.4, 3.1.2, 3.1.3, 3.2.2, 5.1.1, МУП "Управление энергетики и ЖКХ" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом заявитель жалобы считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ и в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверяется решение в обжалуемой части.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области в обжалуемой части проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены или изменения решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил.
При заключении договора на покупку тепловой энергии N 285 от 01.10.2009 между сторонами возникли разногласия по содержанию пунктов 1.1, 1.5, 2.1, 2.4, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.5, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.11, 4.2.12, 4.2.14, 4.3.1, 4.5, 5.1.1, 6.5, 9.1, соглашение по которым в ходе досудебного урегулирования не достигнуто.
Указанное обстоятельство подтверждается договором на покупку тепловой энергии N 285 от 01.10.2009, подписанным ответчиком с протоколом разногласий (л.д. 9 - 13), протоколом разногласий, не подписанным истцом (л.д. 21 - 24).
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по указанным пунктам, истец передал спор на разрешение арбитражного суда.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в 30-дневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как установлено статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из материалов дела усматривается, что в судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика признал исковые требования в части пунктов 3.1.5 (без слов "в зависимости от технических возможностей котельных"), 3.2.1, 3.2.5, 4.2.14, 9.1 договора в уточненной редакции, предложенной истцом, в части исключения п. 1.5 из текста договора.
В силу части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
С учетом пункта 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции принял частичное признание ответчиком исковых требований о согласовании пунктов 3.1.5 (без слов "в зависимости от технических возможностей котельных"), 3.2.1, 3.2.5, 4.2.14, 9.1 в уточненной редакции договора N 285 от 01.10.2009, предложенной истцом, в части исключения п. 1.5. из текста указанного договора, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Редакции п. 4.2.11 и п. 6.5 договора согласованы сторонами в процессе рассмотрения спора, вследствие чего обоснованно утверждены в согласованных сторонами редакциях.
Из материалов дела следует, что между сторонами остался не урегулированным спор по содержанию пунктов 1.1, 2.1, 2.4, 3.1.2, 3.1.3, 3.2.2, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.12, 4.3.1, 4.5, 5.1.1 договора N 285 от 01.10.2009.
Как усматривается из материалов дела, истец предлагал изложить п. 1.1 в следующей редакции: "Ресурсоснабжающая организация" обязуется произвести тепловую энергию в горячей воде согласно техническим требованиям и осуществить ее транспортировку и продажу "Управляющей организации" для обеспечения "потребителя" коммунальными услугами, в соответствии с Приложениями к настоящему договору: а) для целей отопления в течение отопительного сезона с 01 октября по 30 апреля включительно. Срок отопительного периода может быть изменен постановлением главы администрации МО ГП "Город Малоярославец" в связи с погодными условиями; б) для целей водоснабжения круглосуточно, за исключением 15-дневного перерыва, вызванного необходимостью проведения профилактического ремонта оборудования, а "Управляющая организация" обязуется использовать тепловую энергию и оплачивать предоставляемые услуги в порядке и сроки, установленные настоящим договором".
В обоснование исковых требований истец ссылался на те обстоятельства, что согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23 мая 2006 года, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В данном приложении приводится формула, по которой один раз в год исполнитель коммунальных услуг может производить корректировку размера платы за отопление, в котором понятие "фактическая температура наружного воздуха" отсутствует.
Согласно п. 45 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" - средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Ответчик предлагал изложить п. 1.1 договора в следующей редакции: "Ресурсоснабжающая организация" обязуется произвести тепловую энергию в горячей воде согласно техническим требованиям и осуществить ее транспортировку и продажу "Управляющей организации" для обеспечения населения (потребителей) коммунальными услугами: а) для целей отопления в течение отопительного сезона с 01 октября по 30 апреля включительно. Срок отопительного периода может быть изменен постановлением главы администрации МО "Город Малоярославец" в связи с погодными условиями. По окончании отопительного сезона произвести корректировку отпущенной "Управляющей организации" для нужд населения тепловой энергии на отопление по фактической температуре наружного воздуха, сложившейся в течение отопительного сезона (с октября текущего месяца по апрель следующего года) в г. Малоярославце; б) для целей горячего водоснабжения круглосуточно, за исключением 15-дневного перерыва, вызванного необходимостью проведения профилактического ремонта оборудования".
В обоснование вышеуказанной редакции договора ответчик указывает на пункт 9 Правил N 307, согласно которым при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Поскольку сторонами не было достигнуто соглашение по спорному условию, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предложенная истцом редакция пункта 1.1 договора соответствует действующему законодательству, в связи с чем данный пункт был изложен судом в редакции истца.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно принята редакция спорного условия договора, предложенная истцом, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку редакция истца не противоречит пункту 9 Правил N 307, согласно которым при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Как усматривается из материалов дела, истец предлагал изложить п. 2.1 договора в следующей редакции: "Оплата услуг, указанных в п. 1.1 настоящего договора, производится не позднее 10 числа, следующего за отчетным, с учетом промежуточных платежей в текущем месяце, которые производятся "Управляющей организацией" в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет "Ресурсоснабжающей организации".
Ответчик предлагал изложить п. 2.1 договора в следующей редакции: "Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению производится из поступивших денежных средств от населения до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта о фактическом потреблении коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжении), подписанного уполномоченными представителями обеих сторон, представленных счета и счета-фактуры. В обоснование указанной редакции ответчик указывает на то, что в соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги считается совершенной надлежащим образом, если плательщик внесет плату в любой день до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Вместе с тем, отклоняя данные доводы ответчика, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что особенности расчетов ответчика с населением не могут влиять на взаимоотношения истца и ответчика по договору поставки тепловой энергии.
С учетом вышеизложенного, поскольку стороны не достигли соглашения по спорному условию, суд первой инстанции обоснованно признал предложенную истцом редакцию пункта 2.1 договора соответствующей действующему законодательству, в связи с чем изложил указанный пункт в редакции истца.
Истец предлагал изложить п. 2.4 договора в следующей редакции: "Изменение тарифов в период действия договора производится согласно постановлению Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области и не требует его переоформления, тарифы вводятся в действие со дня, установленного в постановлении".
В обоснование требований истец указывает, что постановления об изменении тарифов и нормативов опубликовываются в средствах массовой информации, доступных для неопределенного круга лиц.
Ответчик предлагал изложить п. 2.4 договора в следующей редакции: "Об изменении тарифов "Ресурсоснабжающая организация" уведомляет "Управляющую организацию" письменно не позднее 30 дней до дня вступления изменений норматива или тарифа в действие.
Свои требования ответчик мотивирует тем, что в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006 информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что изложенная истцом редакция противоречит требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 от 23.05.2006, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанные Правила в данном случае не могут применяться к взаимоотношениям истца и ответчика по договору поставки тепловой энергии.
Таким образом, так как стороны не достигли соглашения по спорному условию, суд первой инстанции обоснованно принял редакцию, предложенную истцом, как не противоречащую действующему законодательству.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном принятии судом первой инстанции п. 3.1.2 договора в редакции истца судом апелляционной инстанции не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец предлагал изложить п. 3.1.2 договора в следующей редакции: "Обеспечить передачу тепловой энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловой сети, установленную актом разграничения балансовой принадлежности тепловой сети и эксплуатационной ответственности сторон. Границей раздела эксплуатационной ответственности является внешняя граница стены многоквартирного дома".
Свои требования истец мотивирует тем, что данная редакция соответствует пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Ответчик предлагал изложить п. 3.1.2 договора в следующей редакции: "Обеспечить подачу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения на границе эксплуатационной ответственности с гарантируемыми параметрами качества услуг в соответствии с действующими "Правилами предоставления коммунальных услуг", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. Границы раздела эксплуатационной ответственности по сетям отопления и горячего водоснабжения установить в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г.".
Свои требования ответчик мотивировал тем, что, в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Так как ответчиком не обоснована необходимость применения в спорных правоотношениях сторон пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, тогда как предложенная истцом редакция не противоречит действующему законодательству, поскольку в рамках правоотношений сторон подлежат применению требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции обоснованно принял спорный пункт договора в редакции истца.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном принятии судом первой инстанции п. 3.1.3 договора в редакции истца судом апелляционной инстанции не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Истец предлагал изложить п. 3.1.3 договора в следующей редакции: "а) для нужд ГВС температурой не менее 52 град. C на границе эксплуатационной ответственности; б) для нужд отопления - обеспечивать качественное регулирование теплоносителя системы отопления по температурному графику 95 - 70 град. C. Обеспечивать циркуляционное давление в обратном трубопроводе отопления на вводе здания на 0,3 кг/см2 больше высоты здания, для обеспечения полной заливки системы.".
В обоснование правомерности указанной выше редакции спорного договора истец указывает, что данная редакция соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, и положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения.
Ответчик предлагал изложить п. 3.1.3 договора в следующей редакции: "П. 3.1.3. Обеспечить качество тепловой энергии: а) для нужд ГВС не менее 50 град. C у потребителя в точке водоразбора (кране) и не менее 55 град. C на границе эксплуатационной ответственности, установленной настоящим договором; б) для нужд отопления с качественным регулированием системы отопления по температурному графику 95 - 70 град. C на границе эксплуатационной ответственности. Обеспечивать циркуляционное давление в обратном трубопроводе отопления на вводе здания на 0,3 кг/см2 больше высоты здания, для обеспечения полной заливки системы.".
Свои требования ответчик мотивирует тем, что в соответствии с СНиП 2.04.01-85 температуру горячей воды в местах водоразбора (кран) следует предусматривать не ниже 50 град. C для систем централизованного горячего водоснабжения. Кроме того, в п. N 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. (далее Правила N 307) установлено, что "Обеспечение температуры горячей воды в точке разбора должно обеспечиваться не менее 50 град. C для закрытых систем централизованного теплоснабжения".
Вместе с тем, указанные доводы нельзя признать обоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Письмах Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 "О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307" и от 29.11.2007 N 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями", условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (тепловой энергии в виде горячей воды), заключаемого исполнителем с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Правилами N 307 установлено, что горячее водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемое в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Названными Правилами установлены требования к качеству коммунальных услуг. Так, при горячем водоснабжении состав и свойства горячей воды должны постоянно соответствовать санитарным нормам и правилам. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не менее 50 град. C для закрытых систем централизованного теплоснабжения. Допустимое отклонение горячей воды в точке разбора: в ночное время не более чем на 5 град. C, в дневное время не более чем на 3 град. C.
С учетом вышеизложенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предложенная истцом редакция пункта 3.1.3 договора соответствует действующему законодательству, в связи с чем данный пункт правомерно принят в редакции истца.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном принятии судом первой инстанции п. 3.2.2 договора в редакции истца судом апелляционной инстанции не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Истец предлагает изложить п. 3.2.2 договора в следующей редакции: "Приостановить или ограничить подачу тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) "Управляющей организации" в случае: неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных сетей "Управляющей организации", угрожающего аварией и создающего угрозу жизни людей; неоднократного нарушения сроков оплаты теплоэнергии "Управляющей организацией", установленных настоящим договором. Под нарушением сроков оплаты Стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за подачу тепловой энергии в сроки, указанные в пункте 2.1. настоящего договора. Приостановление или ограничение предоставления тепловой энергии "Ресурсоснабжающей организацией" может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в п. 3.2.2 настоящего договора, в том числе с момента полного погашения "Управляющей организацией" задолженности. При ограничении предоставления тепловой энергии "Ресурсоснабжающая организация" вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи тепловой энергии и (или) ввести режимное предоставление услуг".
Свои требования истец мотивирует тем, что указанная редакция полностью соответствует требованиям п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Ответчик предлагает изложить п. 3.2.2 договора в следующей редакции: "Ограничение и отключение производится в порядке, предусмотренном действующими "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.".
Свои требования ответчик мотивирует тем, что ограничения и отключения производятся в порядке, предусмотренном главой 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006.
Вместе с тем, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ предложенные сторонами условия спорного пункта договора, суд первой инстанции правомерно признал подлежащей утверждению редакцию истца, поскольку предложенная истцом редакция пункта 3.2.2 договора соответствует действующему законодательству, более конкретизирована по отношению к редакции ответчика.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном принятии судом первой инстанции п. 5.1.1 договора в редакции истца судом апелляционной инстанции не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Ответчик предлагает изложить п. 5.1.1. договора в следующей редакции: "Плановый объем коммунальных услуг по настоящему договору устанавливается по отчетным периодам в размере, определяемом Приложением N 1, 2 к настоящему договору.
Плановый объем коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) не является величиной, подлежащей оплате.
Расчетная величина предоставленных для населения (потребителей) услуг по отоплению и горячему водоснабжению "Управляющей организацией", подлежащая оплате, является:
по отоплению:
а) по показаниям теплосчетчиков, установленных в тепловом узле в подвале жилого дома, за минусом объемов потребленной тепловой энергии, которые выставляются "Ресурсоснабжающей организацией" самостоятельно владельцам нежилых помещений, расположенных в жилых домах. При неисправности теплосчетчика более 15 суток расчеты за потребленную тепловую энергию производятся расчетным методом. При неисправности теплосчетчика менее 15 суток расчеты за потребленную тепловую энергию производятся по среднесуточному расходу теплоэнергии, рассчитанному по установленному прибору учета на доме;
б) при отсутствии общедомового теплосчетчика - расчетным методом по расчетным тепловым нагрузкам по каждому жилому дому с учетом средней фактической температуры наружного воздуха в г. Малоярославце за отопительный период с 01 октября по 30 апреля включительно. По окончании отопительного сезона произвести корректировку отпущенной "Управляющей организации" для нужд населения тепловой энергии на отопление по фактической температуре наружного воздуха, сложившейся в течение отопительного сезона в г. Малоярославце, при соблюдении всех нормативных параметров теплоносителя на границе балансовой принадлежности в отчетном периоде.
По горячему водоснабжению:
а) при установке приборов учета на вводе в дом - по показаниям общедомовых приборов учета горячего водоснабжения, установленных в тепловом узле в подвале жилого дома, за минусом объемов потребленного ресурса, выставляемого "Ресурсоснабжающей организацией" самостоятельно владельцам нежилых помещений, расположенных в жилых домах.
б) при отсутствии приборов учета на вводах в жилые дома и при отсутствии индивидуальных приборов учета горячей воды в жилых помещениях у населения (потребителей услуг) расчеты производятся по нормативам, действующим в МО "Город Малоярославец";
в) при наличии индивидуальных приборов учета горячей воды в жилых помещениях у населения (потребителей услуг) расчеты за горячее водоснабжение производятся по показаниям индивидуальных приборов учета.
"Управляющая организация" имеет право производить в установленном порядке действующих на момент подписания настоящего договора "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307, уменьшение расчетной величины, подлежащей оплате "Ресурсоснабжающей организации" за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Свои требования ответчик мотивирует следующим.
Организация-покупатель тепловой энергии на нужды теплоснабжения населения в своих правоотношениях обязана применять не только акты жилищного законодательства, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства N 307 от 23 мая 2006 года, но и Гражданский кодекс РФ.
Пункт 1.2 "Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения" МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем России 12.08.2003, содержит положение о том, что настоящая Методика не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии, поскольку данная Методика применяется для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электрической энергии и воде, носит рекомендательный характер, и применение данной методики возможно только по согласованию сторон. Вместо температуры наружного воздуха, установленной в настоящей Методике в соответствии со СНиП (при планировании и прогнозировании энергоресурсов на тепловую энергию), нужно применять фактическую температуру наружного воздуха в отопительный период, с корректировкой за потребленную тепловую энергию 1 раз в год после окончания отопительного периода.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю:
- бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков:
- бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
На основании приведенных требуемых обязательного соблюдения гражданского и жилищного законодательства норм необходимо вводить корректировку на температуру наружного воздуха, используя Методику расчета определения фактической тепловой энергии. Методика МДК 4-05.2004, утвержденная Госстроем России 12.08.2003 согласована при расчетах с УМП "Коммунальные электрические и тепловые сети".
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Кроме того, управляющая организация в целях оказания населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в силу пункта 3 и 49 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязана приобретать у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию для подогрева воды.
Согласно пункту 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающей организацией с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам РФ.
Коммунальный ресурс приобретался МУП "Управление энергетики и ЖКХ" у УМП "Коммунальные электрические и тепловые сети" не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги. При заключении данного договора должны быть учтены Правила N 307 и Жилищный кодекс РФ. Фактически принятое количество тепловой энергии в силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ должно определяться в соответствии с данными прибора учета.
Кроме того, пунктом 16 Правил N 307 установлено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Норматив горячей воды потребления в многоквартирном доме не предусматривает использование горячей воды на общедомовые нужды (пункт 16 раздел 2 таблица 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 N 306 г. Москва "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). Из этого следует, что законодатель не предусматривает оплату потребителем потери на общедомовые нужды.
Суд находит правомерными доводы истца и не принимает доводы ответчика по редакции п. 5.1.1. договора в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В то же время, поскольку в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на покупку тепловой энергии от 01.10.2009 N 286 является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 названной статьи Кодекса о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
К обязательным правилам относятся Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обеспечивает учет потребления энергии.
Средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, в соответствии с пунктом 3 Правил N 307 является коллективный (общедомовой) прибор учета.
В силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 7 названных Правил также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) горячей воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы для горячего водоснабжения определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть расчетным путем.
Следовательно, при отсутствии средств измерения объем отпущенной по договору тепловой энергии и теплоносителя должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета не принимаются во внимание.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что действующее нормативное регулирование отношений по поставке тепловой энергии допускает учет фактического потребления энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов и тарифов.
Таким образом, редакция истца пункта 5.1.1 договора соответствует нормам ст. ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правилам N 307 и Правилам N 306, которые в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, ввиду чего спорная редакция правомерно принята в редакции, предложенной истцом.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 02 апреля 2010 года делу N А23-6289/09Г-6-340 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Л.А.ЮДИНА
М.В.КАСТРУБА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)