Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1883/2012) открытого акционерного общества "Сибирская рыба" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2012 по делу N А75-7641/2011 (судья Зубакина О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибирская рыба" (ОГРН 1028601581139, ИНН 8613000460)
к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании незаконным и отмене постановления об административного правонарушении от 26.08.2011 N 24Б-01
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Сибирская рыба" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Березовского отдела - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирская рыба" (далее - заявитель, общество, ОАО "Сибирская рыба") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, жилищная инспекция) об отмене постановления от 26.08.2011 N 24Б-01.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено муниципальное образование городского поселения Березово в лице администрации городского поселения Березово.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2012 по делу N А75-7641/2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Сибирская рыба" отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Общество является обязанным лицом по содержанию жилого дома, при проверке которого административным органом установлены нарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой указало, что ОАО "Сибирская рыба" не является обязанным лицом по содержанию дома, поскольку правоотношения по договорам о передаче квартир в собственность, были прекращены в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 01.01.2007 у органов местного самоуправления возникла обязанность приступить к проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании.
Ссылка в решение суда на договор возмездного оказания услуг кв. N 11 от 2008 года является не состоятельной, поскольку предложение в силу условий нового Жилищного кодекса Российской Федерации по управлению многоквартирным домом ОАО "Сибирская рыба" в 2008 году жильцами не поддержано, и данный договор является единственно заключенным, что в соответствии со статьей 161 ЖК РФ не выражает общего мнения жильцов данного дома.
ОАО "Сибирская рыба" не является собственником жилого дома N 11 по ул. Дуркина, пгт. Березово в силу прямого указания в законе.
Не обоснованы доводы суда о возникновении обязанности Общества по содержанию дома и исполнению предписания Жилищной инспекции в связи с взысканием с жильцов оплаты за коммунальные услуги. Утверждает, что между жильцами и Обществом сложились фактические отношения по оказанию одного из видов коммунальных услуг - вывозу ТБО, которые прекращены в настоящее время.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Жильцы дома N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово обратились с коллективной жалобой в Прокуратуру Березовского района, указав на ненадлежащее содержание Обществом жилого дома: сток канализационных вод в подвал дома, а с 14.07.2011 - канализационные отходы стали поступать из унитазов, ванн.
На основании требования прокуратуры Березовского района о проведении проверки соблюдения жилищного законодательства от 04.08.2011 Службой была проведена проверка в отношении ОАО "Сибирская рыба" в ходе которой согласно акту проверки от 12.08.2011 N 198 Б/ЖК-05 (л.д. 72-75) были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 23.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Проверкой выявлены следующие нарушения:
- - отсутствует технический паспорт на дом, квартиры и земельный участок;
- - нарушение правил содержания лестничных клеток - нарушена периодичность ремонта подъездов - требуется ремонт, окраска стен, потолков;
- - отсутствует освещение, вентиляция (сквозное проветривание), наличие мусора, посторонних предметов, затхлый запах, конденсат и плесень, протечки трубопровода канализации, отсутствие теплоизоляции внутренних трубопроводов в подвальном помещении, что способствует конденсатообразованию на поверхностях труб и конструкций подвала;
- - не обеспечен соответствующий температурно-влажностный режим в чердачных помещения, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций, вентиляционные устройства не выведены за уровень кровли, тем самым деревянные конструкции кровли не защищены от увлажнения;
- - разрушение отмостки, способствующее попаданию поверхностной влаги в подвальное помещение;
- - нарушение теплотехнических свойств перекрытия над подвалом -межпанельные стыки раскрыты;
- - неисправности полов в лестничных клетках - отсутствие местами напольных керамических плиток, выбоины в бетонном основании;
- - неисправности лестниц - выбоины и углубления от истирания;
- - отсутствие приборов учета тепловой энергии, воды на вводах в здание - все многоквартирные дома;
- - нарушена герметичность стыковых соединений труб канализации в подвальном помещении, в результате чего происходит вытечка канализационных вод в помещение подвала, наблюдается повышенная влажность, неприятный запах, не обеспечено своевременное устранение утечек;
- - перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества отсутствуют, собрание собственников по обсуждению и принятию Перечня не проводилось.
Указанные нарушения отражены в акте проверки N 198 Б/ЖК-05 от 12.08.2011 (том 1 л.д. 72-75).
12.08.2011 Службой жилищного контроля и строительного надзора вынесено предписание N 101 Б/ЖК-05 (том 1 л.д. 66 - 71).
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.08.2011 N 21 (том 2 л.д. 21-23).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 26.08.2011 N 24 Б-01, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (том 2 л.д. 18-20).
Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
24.01.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Из материалов дела и пояснений представителя административного органа следует, что начиная с 1997 года, большая часть квартир дома передана Обществом в собственность проживающих в доме граждан. На момент проверки указанный дом находился на балансе Общества (том 1 л.д. 47), являвшегося застройщиком дома.
Техническая документация на многоквартирный дом отсутствует, после окончания строительства дом не был передан эксплуатирующей или обслуживающей организации.
После вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2001 N 188-ФЗ собственникам также не передавались документы, связанные с управлением многоквартирным домом (сведения о составе и состоянии общего имущества).
Подтверждение передачи жилого дома в муниципальную собственность, либо в непосредственное управление собственникам не представлено.
Таким образом, объект строительства - жилой дом N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово, Тюменского района является имуществом, состоящим на балансе предприятия.
В материалах дела имеются договоры N 318 от 13.12.1997, N 350 от 11.03.1998, N 278 от 13.09.1997, N 349 от 11.03.1998, N 391 от 08.05.1998, N 317 от 29.12.1997, N 296 от 26.11.1997, N 295 от 25.11.1997, N 292 от 13.11.1997, N 291 от 13.11.1997, N 272 от 24.09.1997, N 285 от 23.10.1997. Из содержания указанных договоров следует, что владелец дома - ОАО "Сибирская рыба" передает в собственность гражданам квартиры, расположенные в доме N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово, Тюменского района.
Из договоров следует, что граждане обязаны заключить договоры на обслуживание и ремонт дома, прилегающей территории, на получение коммунальных и других услуг.
В свою очередь, как указано в пункте 2.2.1 договоров, владелец дома обязан предоставить через муниципальные предприятия услуги по обслуживанию и ремонту жилья, коммунальные и другие услуги.
Таким образом, в момент подписания сторонами договоров, именно общество обязано было предоставить услуги по обслуживанию жилья.
Как следует из пункта 1.1 договора на возмездное оказание услуг от 09.01.2008, заключенного между жильцом квартиры N 11 и ОАО "Сибирская рыба" (т. 1 л.д. 86-87) последнее обязуется предоставить обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, на момент проверки, общество выполняло разовые аварийные заявки жильцов, в частности оказывало услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Так, в материалах дела имеется расчет тарифа на вывоз жидких бытовых отходов от 01.01.2011.
Оплата за жилищные услуги (захоронение ТБО, ТБО) и коммунальные услуги (отопление и холодная вода) также производилась жильцами дома обществу, о чем имеются квитанции и данные бухгалтерской документации.
В апелляционной жалобе общество указывает, что с 01.01.2007 у органов местного самоуправления возникла обязанность приступить к проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании. Полагает, что обязательства общества были сохранены лишь до 01.05.2008.
Действительно, в многоквартирных домах, где жильцами не был выбран один из способов управлении, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 января 2007 года возникла обязанность органов местного самоуправления преступить к проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании, также установлен предельный срок проведения данного конкурса до 01 мая 2008 года.
Указанный дом органами местного самоуправления не был передан ни одной из управляющей компании. Однако это не означает, что общество не должно после 01.05.2008 исполнять свои обязанности по содержанию и ремонту жилья, которыми оно было наделено ранее.
При таких обстоятельствах, именно ОАО "Сибирская рыба" является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово, Тюменского района.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы; крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества согласно пункту 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пункт 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как, указано ранее, ОАО "Сибирская рыба" является лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома N 11, по ул. Дуркина, пгт. Березово, Тюменской области, в связи с чем именно на Общество возложена обязанность по соблюдение положений законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
В силу пункта 1.5.1 Правил N 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В пункте 3.2.9 Правил N 170 указано, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим: в холодных чердачных помещениях - по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4 град. C выше температуры наружного воздуха); в теплых чердачных помещениях - по расчету, но не ниже 12 град. C (пункт 3.3.2 Правил N 170)
Как указано в пункте 4.1.3 Правил N 170, при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже + 5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
В силу пункта 4.1.4 Правил N 170, площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками. С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
В пункте 4.1.6 указано, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д. (пункт 4.1.9 Правил N 170).
Не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (пункт 4.1.15 Правил).
Как указано в пункте 4.3.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В силу пункта 4.4.14 Правил, керамические плитки, отставшие от бетонного основания, перед употреблением должны быть очищены от раствора и замочены водой. Крепление плиток следует производить на цементном растворе, а также с помощью коллоидно-цементного, эпоксидного или другого клея с учетом обеспечения установки заменяемой плитки в одной плоскости с существующими. При ремонте плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку.
Из пункта 4.8.1 Правил следует, что неисправное состояние лестниц следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В соответствии с пунктом 5.2.24 Правил, на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа) (пункт 5.8.2 Правил).
В пункте 5.8.3 Правил N 170 указан перечень работ, проводимых по обслуживанию жилищного фонда.
Указанные пункты Правил N 170 обществом соблюдены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Совершенное Обществом правонарушение подтверждается, в том числе, актом проверки от 12.08.2011 N 198 Б/ЖК-05, предписанием N 101-Б/ЖК-05 от 12.08.2011, протокол об административном правонарушении от 15.08.2011 N 21, постановлением об административном правонарушении N 24 Б-01 от 26.08.2011, обращениями граждан, договором от 09.01.2008 на возмездное оказание услуг, квитанциями об оплате за коммунальные услуги.
Как указано ранее, именно в пункте 2.2.1 договоров о передаче квартир в собственность граждан владелец дома обязуется предоставлять через муниципальное предприятие услуги по обслуживанию и ремонту жилья, коммунальные и другие услуги (том 1 л.д. 16-28).
Как видно из договора возмездного оказания услуг, подписанного между Обществом и проживающим в квартире N 11 гражданами, Общество приняло обязательство по предоставлению работ и услуг по содержанию общего имущества дома (том 1 л.д. 86).
Более того, в материалах дела представлены квитанции об оплате граждан за коммунальные и жилищные услуги именно ОАО "Сибирская рыба". То обстоятельство, что в квитанциях не указано отдельной строки "содержание жилья" не имеет в рассматриваемом случае значения. Поскольку в любом случае именно общество являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома должно было инициировать вопрос об установлении (применении) тарифа на обслуживание жилья.
Из анализа бухгалтерской документации следует, что поступающие денежные средства от граждан перечисляются именно обществу, а не каким-либо иным лицам, согласно квитанциям денежные средства поступали именно обществу.
В апелляционной жалобе общество ссылается на обращение (письмо N 1219 от 25.08.2011) в органы местного самоуправления с просьбой принять жилой дом в муниципальную собственность.
Однако указанное обращение не является основанием считать, что дом уже находиться в муниципальной собственности. Более того, такое обращение обществом осуществлено после проведения жилищной инспекцией проверки.
В том случае, если органами местного самоуправления в удовлетворении требований о принятии жилого дома в муниципальную собственность будет отказано, то общество не лишено права обжаловать такой отказ в судебном порядке.
Доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ суду представлено не было.
Таким образом, ни жилой дом не перешел к иному собственнику, ни произведена смена лица, ответственного за содержание жилья, в связи с чем эти функции в силу указанных ранее договоров остаются возложенными на ООО "Сибирская рыба".
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что поскольку ООО "Сибирская рыба" не были приняты все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию и ремонту вышеуказанного жилого дома, то административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирская рыба" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2012 по делу N А75-7641/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2012 ПО ДЕЛУ N А75-7641/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2012 г. по делу N А75-7641/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1883/2012) открытого акционерного общества "Сибирская рыба" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2012 по делу N А75-7641/2011 (судья Зубакина О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибирская рыба" (ОГРН 1028601581139, ИНН 8613000460)
к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании незаконным и отмене постановления об административного правонарушении от 26.08.2011 N 24Б-01
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Сибирская рыба" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Березовского отдела - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирская рыба" (далее - заявитель, общество, ОАО "Сибирская рыба") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, жилищная инспекция) об отмене постановления от 26.08.2011 N 24Б-01.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено муниципальное образование городского поселения Березово в лице администрации городского поселения Березово.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2012 по делу N А75-7641/2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Сибирская рыба" отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Общество является обязанным лицом по содержанию жилого дома, при проверке которого административным органом установлены нарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой указало, что ОАО "Сибирская рыба" не является обязанным лицом по содержанию дома, поскольку правоотношения по договорам о передаче квартир в собственность, были прекращены в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 01.01.2007 у органов местного самоуправления возникла обязанность приступить к проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании.
Ссылка в решение суда на договор возмездного оказания услуг кв. N 11 от 2008 года является не состоятельной, поскольку предложение в силу условий нового Жилищного кодекса Российской Федерации по управлению многоквартирным домом ОАО "Сибирская рыба" в 2008 году жильцами не поддержано, и данный договор является единственно заключенным, что в соответствии со статьей 161 ЖК РФ не выражает общего мнения жильцов данного дома.
ОАО "Сибирская рыба" не является собственником жилого дома N 11 по ул. Дуркина, пгт. Березово в силу прямого указания в законе.
Не обоснованы доводы суда о возникновении обязанности Общества по содержанию дома и исполнению предписания Жилищной инспекции в связи с взысканием с жильцов оплаты за коммунальные услуги. Утверждает, что между жильцами и Обществом сложились фактические отношения по оказанию одного из видов коммунальных услуг - вывозу ТБО, которые прекращены в настоящее время.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Жильцы дома N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово обратились с коллективной жалобой в Прокуратуру Березовского района, указав на ненадлежащее содержание Обществом жилого дома: сток канализационных вод в подвал дома, а с 14.07.2011 - канализационные отходы стали поступать из унитазов, ванн.
На основании требования прокуратуры Березовского района о проведении проверки соблюдения жилищного законодательства от 04.08.2011 Службой была проведена проверка в отношении ОАО "Сибирская рыба" в ходе которой согласно акту проверки от 12.08.2011 N 198 Б/ЖК-05 (л.д. 72-75) были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 23.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Проверкой выявлены следующие нарушения:
- - отсутствует технический паспорт на дом, квартиры и земельный участок;
- - нарушение правил содержания лестничных клеток - нарушена периодичность ремонта подъездов - требуется ремонт, окраска стен, потолков;
- - отсутствует освещение, вентиляция (сквозное проветривание), наличие мусора, посторонних предметов, затхлый запах, конденсат и плесень, протечки трубопровода канализации, отсутствие теплоизоляции внутренних трубопроводов в подвальном помещении, что способствует конденсатообразованию на поверхностях труб и конструкций подвала;
- - не обеспечен соответствующий температурно-влажностный режим в чердачных помещения, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций, вентиляционные устройства не выведены за уровень кровли, тем самым деревянные конструкции кровли не защищены от увлажнения;
- - разрушение отмостки, способствующее попаданию поверхностной влаги в подвальное помещение;
- - нарушение теплотехнических свойств перекрытия над подвалом -межпанельные стыки раскрыты;
- - неисправности полов в лестничных клетках - отсутствие местами напольных керамических плиток, выбоины в бетонном основании;
- - неисправности лестниц - выбоины и углубления от истирания;
- - отсутствие приборов учета тепловой энергии, воды на вводах в здание - все многоквартирные дома;
- - нарушена герметичность стыковых соединений труб канализации в подвальном помещении, в результате чего происходит вытечка канализационных вод в помещение подвала, наблюдается повышенная влажность, неприятный запах, не обеспечено своевременное устранение утечек;
- - перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества отсутствуют, собрание собственников по обсуждению и принятию Перечня не проводилось.
Указанные нарушения отражены в акте проверки N 198 Б/ЖК-05 от 12.08.2011 (том 1 л.д. 72-75).
12.08.2011 Службой жилищного контроля и строительного надзора вынесено предписание N 101 Б/ЖК-05 (том 1 л.д. 66 - 71).
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.08.2011 N 21 (том 2 л.д. 21-23).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 26.08.2011 N 24 Б-01, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (том 2 л.д. 18-20).
Заявитель, не согласившись с данным постановлением, обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
24.01.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Из материалов дела и пояснений представителя административного органа следует, что начиная с 1997 года, большая часть квартир дома передана Обществом в собственность проживающих в доме граждан. На момент проверки указанный дом находился на балансе Общества (том 1 л.д. 47), являвшегося застройщиком дома.
Техническая документация на многоквартирный дом отсутствует, после окончания строительства дом не был передан эксплуатирующей или обслуживающей организации.
После вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2001 N 188-ФЗ собственникам также не передавались документы, связанные с управлением многоквартирным домом (сведения о составе и состоянии общего имущества).
Подтверждение передачи жилого дома в муниципальную собственность, либо в непосредственное управление собственникам не представлено.
Таким образом, объект строительства - жилой дом N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово, Тюменского района является имуществом, состоящим на балансе предприятия.
В материалах дела имеются договоры N 318 от 13.12.1997, N 350 от 11.03.1998, N 278 от 13.09.1997, N 349 от 11.03.1998, N 391 от 08.05.1998, N 317 от 29.12.1997, N 296 от 26.11.1997, N 295 от 25.11.1997, N 292 от 13.11.1997, N 291 от 13.11.1997, N 272 от 24.09.1997, N 285 от 23.10.1997. Из содержания указанных договоров следует, что владелец дома - ОАО "Сибирская рыба" передает в собственность гражданам квартиры, расположенные в доме N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово, Тюменского района.
Из договоров следует, что граждане обязаны заключить договоры на обслуживание и ремонт дома, прилегающей территории, на получение коммунальных и других услуг.
В свою очередь, как указано в пункте 2.2.1 договоров, владелец дома обязан предоставить через муниципальные предприятия услуги по обслуживанию и ремонту жилья, коммунальные и другие услуги.
Таким образом, в момент подписания сторонами договоров, именно общество обязано было предоставить услуги по обслуживанию жилья.
Как следует из пункта 1.1 договора на возмездное оказание услуг от 09.01.2008, заключенного между жильцом квартиры N 11 и ОАО "Сибирская рыба" (т. 1 л.д. 86-87) последнее обязуется предоставить обязательные работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Более того, на момент проверки, общество выполняло разовые аварийные заявки жильцов, в частности оказывало услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Так, в материалах дела имеется расчет тарифа на вывоз жидких бытовых отходов от 01.01.2011.
Оплата за жилищные услуги (захоронение ТБО, ТБО) и коммунальные услуги (отопление и холодная вода) также производилась жильцами дома обществу, о чем имеются квитанции и данные бухгалтерской документации.
В апелляционной жалобе общество указывает, что с 01.01.2007 у органов местного самоуправления возникла обязанность приступить к проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании. Полагает, что обязательства общества были сохранены лишь до 01.05.2008.
Действительно, в многоквартирных домах, где жильцами не был выбран один из способов управлении, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 января 2007 года возникла обязанность органов местного самоуправления преступить к проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании, также установлен предельный срок проведения данного конкурса до 01 мая 2008 года.
Указанный дом органами местного самоуправления не был передан ни одной из управляющей компании. Однако это не означает, что общество не должно после 01.05.2008 исполнять свои обязанности по содержанию и ремонту жилья, которыми оно было наделено ранее.
При таких обстоятельствах, именно ОАО "Сибирская рыба" является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 11 по ул. Дуркина в пгт. Березово, Тюменского района.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и подвалы; крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества согласно пункту 11 Правил N 491 в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пункт 42 Правил N 491 устанавливает, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как, указано ранее, ОАО "Сибирская рыба" является лицом, ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома N 11, по ул. Дуркина, пгт. Березово, Тюменской области, в связи с чем именно на Общество возложена обязанность по соблюдение положений законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
В силу пункта 1.5.1 Правил N 170, в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В пункте 3.2.9 Правил N 170 указано, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Чердачные помещения должны иметь требуемый температурно-влажностный режим: в холодных чердачных помещениях - по расчету, исключающему конденсацию влаги на ограждающих конструкциях (но не более чем на 4 град. C выше температуры наружного воздуха); в теплых чердачных помещениях - по расчету, но не ниже 12 град. C (пункт 3.3.2 Правил N 170)
Как указано в пункте 4.1.3 Правил N 170, при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже + 5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
В силу пункта 4.1.4 Правил N 170, площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками. С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
В пункте 4.1.6 указано, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д. (пункт 4.1.9 Правил N 170).
Не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (пункт 4.1.15 Правил).
Как указано в пункте 4.3.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
В силу пункта 4.4.14 Правил, керамические плитки, отставшие от бетонного основания, перед употреблением должны быть очищены от раствора и замочены водой. Крепление плиток следует производить на цементном растворе, а также с помощью коллоидно-цементного, эпоксидного или другого клея с учетом обеспечения установки заменяемой плитки в одной плоскости с существующими. При ремонте плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку.
Из пункта 4.8.1 Правил следует, что неисправное состояние лестниц следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
В соответствии с пунктом 5.2.24 Правил, на вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
Система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа) (пункт 5.8.2 Правил).
В пункте 5.8.3 Правил N 170 указан перечень работ, проводимых по обслуживанию жилищного фонда.
Указанные пункты Правил N 170 обществом соблюдены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Совершенное Обществом правонарушение подтверждается, в том числе, актом проверки от 12.08.2011 N 198 Б/ЖК-05, предписанием N 101-Б/ЖК-05 от 12.08.2011, протокол об административном правонарушении от 15.08.2011 N 21, постановлением об административном правонарушении N 24 Б-01 от 26.08.2011, обращениями граждан, договором от 09.01.2008 на возмездное оказание услуг, квитанциями об оплате за коммунальные услуги.
Как указано ранее, именно в пункте 2.2.1 договоров о передаче квартир в собственность граждан владелец дома обязуется предоставлять через муниципальное предприятие услуги по обслуживанию и ремонту жилья, коммунальные и другие услуги (том 1 л.д. 16-28).
Как видно из договора возмездного оказания услуг, подписанного между Обществом и проживающим в квартире N 11 гражданами, Общество приняло обязательство по предоставлению работ и услуг по содержанию общего имущества дома (том 1 л.д. 86).
Более того, в материалах дела представлены квитанции об оплате граждан за коммунальные и жилищные услуги именно ОАО "Сибирская рыба". То обстоятельство, что в квитанциях не указано отдельной строки "содержание жилья" не имеет в рассматриваемом случае значения. Поскольку в любом случае именно общество являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома должно было инициировать вопрос об установлении (применении) тарифа на обслуживание жилья.
Из анализа бухгалтерской документации следует, что поступающие денежные средства от граждан перечисляются именно обществу, а не каким-либо иным лицам, согласно квитанциям денежные средства поступали именно обществу.
В апелляционной жалобе общество ссылается на обращение (письмо N 1219 от 25.08.2011) в органы местного самоуправления с просьбой принять жилой дом в муниципальную собственность.
Однако указанное обращение не является основанием считать, что дом уже находиться в муниципальной собственности. Более того, такое обращение обществом осуществлено после проведения жилищной инспекцией проверки.
В том случае, если органами местного самоуправления в удовлетворении требований о принятии жилого дома в муниципальную собственность будет отказано, то общество не лишено права обжаловать такой отказ в судебном порядке.
Доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ суду представлено не было.
Таким образом, ни жилой дом не перешел к иному собственнику, ни произведена смена лица, ответственного за содержание жилья, в связи с чем эти функции в силу указанных ранее договоров остаются возложенными на ООО "Сибирская рыба".
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что поскольку ООО "Сибирская рыба" не были приняты все зависящие от него меры по выполнению функций по содержанию и ремонту вышеуказанного жилого дома, то административный орган, в рассматриваемом случае, при вынесении оспариваемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирская рыба" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2012 по делу N А75-7641/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)