Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.04.2009 N КГ-А40/2994-09 ПО ДЕЛУ N А40-43334/08-59-381

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2009 г. N КГ-А40/2994-09

Дело N А40-43334/08-59-381
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Новоселова А.Л.
судей: Комоловой М.В. и Яскина С.А.
при участии в заседании:
от истца - Р.Г. (дов. от 21.11.2008 рег. N 371594)
от ответчика - Б.Н. (дов. от 10.03.2009 г. N 383), Б.С. (дов. от 11.01.2009 г. N 1669), Р.Т. (дов. от 11.01.2009 г. N 1667)
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Мосэнерго"
на решение от 30 декабря 2008 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Назаренковым Д.Е.
по иску ОАО "Мосэнерго"
к ГУП ДЕЗ района Хамовники
о взыскании 10.995 руб. 37 коп.
третье лицо: Префектура ЦАО г. Москвы

установил:

иск заявлен Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОАО "Мосэнерго") к Государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" (ГУП ДЕЗ района Хамовники) о взыскании задолженности по договору от 1 января 2002 года N 0724068 за периоды с 1 по 31 января 2006 года, с 1 октября по 31 декабря 2006 года, с 1 по 31 декабря 2007 года в сумме 9.548 руб. 35 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1.447 руб. 02 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 1 октября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Префектура Центрального административного округа города Москвы (Префектура ЦАО г. Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2008 года взыскано с ГУП ДЕЗ района Хамовники в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано неправомерностью применения истцом при выставлении ответчику счетов-фактуры за потребленную на нужды населения энергию в горячей воде тарифа "организаций, в управлении которых находятся жилые дома". Суд признал правильным осуществление ответчиком расчетов по установленному постановлением РЭК Москвы 12 декабря 2005 года N 86 тарифу "население".
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе истец просит решение первой инстанции от 30 декабря 2008 года отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом ст. ст. 309, 310, п. 1 ст. 314, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, на применение судом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, не подлежащих применению.
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представитель истца привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представители ответчика возражали против удовлетворения жалобы и просили оставить решение без изменения, ссылаясь на правильность применения судом норм материального права при определении подлежащего применению тарифа.
Префектура ЦАО г. Москвы, надлежаще извещенная о времени и месте заседания кассационной инстанции, своего представителя в суд не направила.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей истца, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены решения 30 декабря 2008 года в связи со следующим.
Судом установлено, что между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения N 0724068 от 01 января 2002 года, в соответствии с которым истец обязался поставлять, а ответчик принимать и оплачивать тепловую энергию в горячей воде на отопление и горячее водоснабжение в количестве, установленном приложением N 1 к договору, что факт потребления и объемов поставляемой энергии признается сторонами в полном объеме и не оспаривается. Спор касается тепловой энергии, поставляемой в жилые дома и используемой для бытовых нужд населения, что ГУП ДЕЗ района Хамовники произвело оплату всего объема поставленной ОАО "Мосэнерго" в спорный период 2006 года тепловой энергии по тарифу для группы потребителей "население".
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из того, что расчеты между сторонами должны осуществляться по установленному постановлением РЭК Москвы 12 декабря 2005 года N 86 тарифу "население".
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание по следующим основаниям.
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в силу Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 1, 6).
В силу ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
Статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии, обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса подразумевает установление таких тарифов на товары и услуги этой организации, чтобы их размер обеспечивал поступление денежных средств в объеме, необходимом для выполнения производственной программы коммунальной организации, с учетом обеспечения доступности услуг для потребителей.
На город Москву законом возложено обеспечение баланса платы за горячее водоснабжение и отопление, взимаемой с населения исполнителем коммунальных услуг, и тарифа, установленного для теплоснабжающей организации, получающей плату за энергию с управляющей многоквартирным домом организации, чтобы при тарифном регулировании обеспечивалось надлежащее финансовое состояние как энергоснабжающей организации, так и поставщика коммунальных услуг. Следовательно, органы власти субъекта Российской Федерации должны обеспечить согласованность теплоснабжения управляющих организаций и условий предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в части, касающейся соотносимости на теплоэнергию и коммунальные услуги.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, установлено, что в случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
РЭК Москвы постановлением от 12 декабря 2005 года N 86 в пределах своих полномочий утвердила тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Мосэнерго" потребителям города Москвы в спорный период.
Данные тарифы дифференцированы по трем группам потребителей: население, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья - 388 руб./Гкал; организации и индивидуальные предприниматели, в управлении которых находятся многоквартирные дома - 458 руб./Гкал; прочие потребители - 490 руб./Гкал.
Тарифы на услуги горячего водоснабжения, отопления на 2006 год установлены Постановлением Правительства Москвы от 07 февраля 2006 года N 67-ПП.
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета, вытекает из статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящей вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации, и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что в результате принятия по предметам совместного ведения правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
Городом Москвой приняты меры к принятию на себя расходных обязательств, в связи с произведенным тарифным регулированием посредством возмещения за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "управляющие организации", и стоимости энергии, определенной по тарифу "население".
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Москвы от 5 августа 2004 года 1575-П "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" установлено, что финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье "субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению", из чего следует, что на дирекции единого заказчика возложены лишь функции по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, а не по получению бюджетных ассигнований.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Москвы от 17 июля 2003 года N 1258-РП "О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" Префекту Центрального административного округа предписано обеспечить финансирование расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию непосредственно на счета организаций - поставщиков тепловой энергии на основании документов, подтверждающих фактическую поставку тепловой энергии, представляемых в Финансово-казначейское управление административного округа.
Таким образом, получателями субсидий значатся теплоснабжающие предприятия, в данном случае ОАО "Мосэнерго".
Перечисление субсидий на счета теплоснабжающих организаций означает проведение между управляющими и теплоснабжающими организациями расчетов по тарифной группе "население", поскольку в противном случае сама процедура выделения субсидий именно производителям тепловой энергии для покрытия их, а не управляющих организаций, убытков, лишается какого-либо смысла.
Указанные распоряжения Правительства Москвы в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" было предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
В Приложении N 4 к Закону города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" (ведомственная структура расходов бюджета города Москвы на 2006 год) к числу распорядителей бюджетных ассигнований по покрытию убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению отнесена Префектура ЦАО.
С учетом изложенного, постановление РЭК Москвы от 12 декабря 2005 года N 86, на которое ссылается истец, не может рассматриваться судом отдельно от распоряжений Правительства Москвы от 5 августа 2004 года N 1575-РП и от 17 июля 2003 года N 1258-РП, а также Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год".
Совокупность и взаимосвязь указанных правовых актов определяет тарифное регулирование, осуществленное городом федерального значения на спорный период 2006 года, в отношении тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения.
Суть тарифного регулирования в области теплоснабжения и оказания коммунальных услуг заключается в том, что управляющие и теплоснабжающие организации рассчитываются по тарифной группе "население", а разница между стоимостью энергии по тарифу "управляющие организации" и стоимостью по тарифу "население" возмещается из регионального бюджета теплоснабжающим организациям путем перечисления им субсидий.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что ГУП ДЕЗ района Хамовники оплатило поставленную ОАО "Мосэнерго" в 2006 году энергию по надлежащему тарифу, определяемому не только постановлением РЭК Москвы от 12 декабря 2005 года N 86, но и иными правовыми актами - распоряжениями Правительства Москвы от 5 августа 2004 года N 1575-РП и от 17 июля 2003 года N 1258-РП, а также Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год", оснований для взыскания долга за 2006 год с ответчика не имеется.
Фактически истребуемая за 2006 год задолженность является не долгом ГУП ДЕЗ района Хамовники по договору, а убытками ОАО "Мосэнерго", которые подлежат возмещению при доказанности их размера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах называет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае истец защищен от негативных последствий тарифного регулирования нормативно сформированным городом Москвой механизмом возмещения его убытков в виде субсидирования, тогда как ответчику правовые акты Москвы права на получение субсидий не предоставляют, при этом реальным для ГУП ДЕЗ района "Хамовники" источником получения денежных средств для расчетов с ОАО "Мосэнерго" являются платежи населения за коммунальные услуги, соотносимые с тарифом на энергию для группы потребителей "население".
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности применения ответчиком тарифа "население" при оплате энергии в спорный период соответствует вышеуказанным положениям закона.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и основаны на ошибочном толковании закона.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2008 г. по делу N А40-43334/08-59-381 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2009 года.
Председательствующий-судья
А.Л.НОВОСЕЛОВ

Судьи:
М.В.КОМОЛОВА
С.А.ЯСКИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)