Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2010 N 07АП-5581/10 ПО ДЕЛУ N А03-15901/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2010 г. N 07АП-5581/10

Дело N А03-15901/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.К.Калиниченко
судей: Л.Ф.Зубаревой
И.Н.Мухиной
при ведении протокола помощником судьи Дедковой И.А.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 мая 2010 года по делу N А03-15901/2009 (судья Сосин Е.А.)
по иску открытого акционерного общества "Алтайкрайэнерго"
к товариществу собственников жилья "Уют"
о взыскании 85224 руб. 56 коп.

установил:

Открытое акционерное общество "Алтайкрайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к товариществу собственников жилья "Уют" о взыскании 85 224, 56 рублей задолженности за электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.01.09 N 334005 в период с января 2010 г. по март 2010 года по объекту многоквартирный жилой дом N 3 по ул. Братьев Ждановых в городе Белокуриха.
Решением суда первой инстанции от 06 мая 2010 года (резолютивная часть объявлена 28 апреля 2010 года) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать. Апеллянт привел следующие доводы:
- судом не принят во внимание факт, что у ТСЖ отсутствует обязанность покупать электроэнергию для нужд граждан на коммунальную услугу по электроснабжению.
- - ответчик не обязан оказывать коммунальные услуги по электроснабжению жильцам дома;
- - суд не принял во внимание, что договор N 334005 от 01.01.09 в одностороннем порядке был расторгнут.
Истец в отзыве просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Считает, что доводы жалобы являются несостоятельными, противоречат положениям ст. 161 ЖК РФ, п. 89, 91 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии N 530 от 31.08.06 и п. 3, 15, 49 Правил оказания коммунальных услуг N 307.
В силу п. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 06 мая 2010 года, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" (правопредшественником истца - ОАО "Алтайкрайэнерго") (ЭСО) и ответчиком (Исполнитель) 01.01.2009 г. заключен договор энергоснабжения N 334005, в соответствии с которым ЭСО обязуется подавать Исполнителю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, оказать Исполнителю услуги по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению, путем заключения соответствующих договоров оказания услуг, а Исполнитель обязуется оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном разделом 5 договора, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, оплатить оказанные ему услуги по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункты 1.1, 1.2, 1.4 договора).
Согласно пункту 1.3 договора поставка электроэнергии по договору осуществляется по тем точкам поставки, которые указаны приложениях, являющихся неотъемлемой частью договора. Исполнитель приобретает электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Договором согласован порядок определения объема и стоимости потребленной электрической энергии, а также порядок расчетов (разделы 4, 5 договора).
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что расчет за электроэнергию и за оказываемые услуги производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. В случае изменения тарифов на электроэнергию, измененные тарифы принимаются для расчетов с момента введения новых тарифов и дополнительно сторонами не согласовываются. Расчеты за электрическую энергию, поданную ЭСО Исполнителю, и оказанные ему в соответствии с договором услуги производятся Исполнителем ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, перечислением на банковский счет или в кассу ЭСО.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц (п. 5.2 договора).
Согласно пункту 5.4 договора стороны дополнительным соглашением вправе установить, что граждане, проживающие в обслуживаемых Исполнителем жилых домах, осуществляют оплату коммунальной услуги - электроснабжения минуя счета Исполнителя на банковский счет ЭСО. Произведенные гражданами платежами засчитываются в счет исполнения обязательства Исполнителя по оплате принятой по настоящему Договору электроэнергии.
АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" с 01.04.2009 реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Алтайкрайэнерго" и, в силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, последнее является правопреемником ЭСО по договору.
Дополнительным соглашением от 01.04.2009 г. к договору, в связи с преобразованием АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" в ОАО "Алтайкрайэнерго" внесены изменения в договор в части наименования ЭСО на ОАО "Алтайкрайэнерго".
Договорные обязательства по подаче энергии истец исполнял надлежащим образом, осуществляя поставку электроэнергии на дом N 3 по ул. Братьев Ждановых в г. Белокуриха, в том числе и в период с января 2010 г. по март 2010 г. В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате принятой на указанном объекте и в указанный период электрической энергии образовалась задолженность в размере 85 224, 56 рублей, что и явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
На основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов признаются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме, в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а" пункта 17 названного Закона).
Из толкования положений Закона N 210-ФЗ, Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", определяющих понятия "потребитель электрической энергии" и "исполнитель коммунальных услуг", следует, что на товарищества собственников жилья возлагается обязанность по оплате стоимости электроэнергии, потребленной принадлежащими ему объектами.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть, в том числе, и товарищество собственников жилья.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что ТСЖ "Уют" как исполнитель коммунальных услуг для населения в силу пункта 3 Правил N 307 должен оплатить стоимость фактически потребленной электрической энергии. При этом суд правомерно указал, что в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ "Уют" является исполнителем коммунальных услуг, а управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статей 137, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, действуя при этом как законный представитель интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
По условиям договора от 01.01.09 N 334005 истец обязуется подавать Исполнителю электрическую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных договором, оказать Исполнителю услуги по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению, путем заключения соответствующих договоров оказания услуг, а Исполнитель (ответчик) обязуется оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном разделом 5 договора,.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что расчет за электроэнергию и за оказываемые услуги производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.
Пунктами 3, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 г. N 4989-СК/07 содержатся разъяснения по порядку применения пунктов 3, 49 Правил N 307. Согласно этим разъяснениям ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее - Правила N 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутри домовых электрических сетей.
Согласно пункту 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящих Правил, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом. Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии (пункт 143 Правил N 530).
В разделе 4 договора сторонами определен порядок определения объема потребленной электрической энергии, объема оказанных услуг, согласно которому учет потребленной Покупателем энергии осуществляется средствами измерений и учета электрической энергии и (или) расчетным способом в установленном настоящим разделом порядке. Пунктом 4.5. договора обязанность обеспечения соответствия учета требованиям законодательства и договору возложена на Исполнителя.
Согласно п. 4.10 договора расчетный учет электроэнергии располагается на границе балансовой принадлежности. В исключительных случаях, по отдельному письменному соглашению сторон, допускается установка расчетного учета электроэнергии не на границе балансовой принадлежности, при этом объем принятой из сети электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки расчетного учета электроэнергии, если соглашением сторон не установлен иной способ корректировки.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 23.01.2009 г. (приложение N 2 к договору) и актом сдачи-приемки расчетного учета электрической энергии от 22.01.2009 г. (приложение N 3 к договору) стороны согласовали установку расчетного прибора учета на объект - многоквартирный жилой дом N 3 по ул. Братьев Ждановых, в здании трансформаторной подстанции - за пределами границы балансовой принадлежности.
При этом пунктом 7 приложения N 2 к договору (актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 23.01.2009 г.) стороны согласовали величину потерь электроэнергии в электросетях от места установки учета до границы раздела - 0,8%.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано: определение истцом количества поставленной электрической энергии на основании показаний прибора учета, установленного в трансформаторной подстанции, и учитывающего общедомовое потребление электрической энергии, а также внутриквартирное потребление жителями дома электрической энергии, является обоснованным и соответствующим Правилам N 530 и условиям заключенного сторонами договора.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает довод о том, что судом не принято во внимание, что у ТСЖ отсутствует обязанность покупать электроэнергию для нужд граждан на коммунальную услугу по электроснабжению, а также что он не обязан оказывать коммунальные услуги по электроснабжению жильцам дома, является несостоятельным.
Довод подателя жалобы, что судом не принято во внимание, что договор N 334005 от 01.01.09 в одностороннем порядке был расторгнут, судебной коллегией не принимается, поскольку он являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и мотивированно отклонен.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины надлежит выдать суду первой инстанции.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей относится на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 мая 2010 года по делу N А03-15901/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ТСЖ "Уют" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей. Арбитражному суду Алтайского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.К.КАЛИНИЧЕНКО

Судьи
Л.Ф.ЗУБАРЕВА
И.Н.МУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)