Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2012 ПО ДЕЛУ N А74-1902/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N А74-1902/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "04" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Участок жилищно-эксплуатационных услуг N 4" - Колесниковой Д.Б., представителя по доверенности от 12.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "04" июля 2012 года по делу N А74-1902/2012, принятое судьей Мельник Л.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Участок жилищно-эксплуатационных услуг N 4" (далее - ООО "Участок ЖЭУ N 4", ОГРН 1061901038077, ИНН 1901075740) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (далее - Управление социальной поддержки населения, ОГРН 1051901003340, ИНН 1901065870) о взыскании 139 201 рублей 92 копеек задолженности по оплате расходов за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома; а также о взыскании с ответчика 200 рублей судебных расходов, понесенных в связи с получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил размер исковых требований до 145 612 рублей 63 копеек.
Протокольным определением от 27 июня 2012 года увеличение суммы иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 июля 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Управление социальной поддержки населения обратилось с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- - ответчик владеет спорным нежилым помещением на праве оперативного управления, собственником указанного помещения является Республика Хакасия;
- - в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений, если иное не предусмотрено законом или договором;
- - договор на управление многоквартирным домом ответчик с истцом не заключал, в связи с чем обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества у ответчика отсутствует;
- - истцом необоснованно включены в состав услуг по содержанию и текущему ремонту дома уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества дома, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства и т.д.;
- - истец необоснованно предъявляет ответчику к оплате услугу по уборке лестничных клеток, а также услугу по выполнению функций, связанных с регистрацией граждан (ведение паспортной работы, взаимодействие с органами правопорядка);
- - ответчик представлял в отношении себя выписку из ЕГРЮЛ, в связи с чем судебные расходы истца за предоставление выписки из ЕГРЮЛ взысканы с ответчика необоснованно;
- - взыскание с ответчика судебных расходов истца по уплате государственной пошлины противоречит подпункту 10 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
ООО "Участок ЖЭУ N 4" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:
- - ответчик является законным владельцем спорного нежилого помещений и, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, должен нести бремя его содержания;
- - истец направлял ответчику проект договора управления многоквартирным домом, от заключения указанного договора ответчик отказался;
- - исходя из смысла пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактическое пользование услугами следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем данные отношения следует рассматривать как договорные;
- - Управление социальной поддержки населения, являясь законным владельцем в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, фактически пользовалось услугами управляющей организации (истца), кроме того, ответчик оплачивал услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, оказываемые истцом, в течение предыдущего периода (2010 год);
- - действующее законодательство не устанавливает взаимосвязь личного пользования собственником (законным владельцем) общего имущества многоквартирного дома отдельными взятыми объектами общего имущества и обязанностью несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме;
- - услуги по управлению оказываются в отношении всего комплекса общего имущества, следовательно, документы первичного бухгалтерского учета (акты выполненных работ) не могут быть оформлены на ту часть дома, которую занимает ответчик;
- - в силу пункта 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства этого многоквартирного дома;
- - ответчику предъявлена стоимость услуг из расчета 10,11 руб./кв. м с НДС, то есть в меньшем размере, чем размер платы, утвержденный общим собранием собственников (14,60 руб./кв. м с НДС);
- - стоимость части оказываемых услуг, в том числе по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в структуру задолженности ответчика не включалась.
Управление социальной поддержки населения, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о рассмотрении жалобы без его представителя.
Указанное ходатайство удовлетворено судом.
В судебном заседании представитель ООО "Участок ЖЭУ N 4" поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
На основании распоряжения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 22.08.2005 N 130 по акту приема-передачи от 06.09.2005 нежилое помещение общей площадью 1158,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Хакасская, д. 32 передано Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в оперативное управление Управлению социальной поддержки населения.
Право оперативного управления на указанное нежилое помещение зарегистрировано 07.09.2009, запись регистрации N 19-19-01/051/2009-080, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.09.2009 серии 19АА N 200910.
Согласно протоколу N 17 общего собрания собственников помещений жилого дома N 32 по ул. Хакасской в г. Абакане от 24.06.2009 истец выбран собственниками помещений в качестве управляющей организации указанного дома.
Протоколом общего собрания собственников жилого дома N 32 по ул. Хакасской от 18.02.2011 утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год в размере 14 рублей 60 копеек в месяц (включая затраты на управление) с 1 кв. м площади помещения.
Протоколом повторного общего собрания собственников жилого дома N 32 по ул. Хакасской в форме заочного голосования от 08.07.2011 утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год в размере 14 рублей 05 копеек в месяц с одного квадратного метра площади, принадлежащего собственнику помещения из расчета:
- - санитарное содержание - 3,46 руб.;
- - освещение мест общего пользования - 0,30 руб.;
- - аварийное обслуживание - 1,20 руб.;
- - техническое обслуживание и текущий ремонт - 7,19 руб.;
- - затраты на управление - 1,90 руб.
Постановлением мэра г. Абакана от 28.12.2009 N 2600 утвержден размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В подтверждение факта оказания услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирным домом истцом представлены акты выполненных работ по текущему ремонту, по санитарному содержанию дворовой территории, по уборке лестничных клеток, по техническому обслуживанию жилого дома N 32 по ул. Хакасской в г. Абакане за период с января 2011 года по декабрь 2011 года.
Письмом от 03.02.2012 N 210-1730-и Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом за запрос истца сообщил о том, что нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Хакасская, 32, принадлежит на праве оперативного управления Управлению социальной поддержки населения Муниципального образования город Абакан, которое несет все расходы по содержанию данного помещения.
Согласно расчету истца за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 на ответчика относятся расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в общей сумме 145 612 рублей 63 копейки. Расчет расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома произведен истцом исходя из общей площади помещения, занимаемого ответчиком 1 147,1 кв. м с применением следующих тарифов:
- - за период с 01.01.2011 по 17.02.2011: 10,72 руб./кв. м - содержание и текущий ремонт жилых домов без лифта сроком эксплуатации свыше 10 лет; 1,25 руб./кв. м - уборка лестничных клеток; 1,62 руб./кв. м - услуги по управлению жилищным фондом, установленных постановлением Мэра г. Абакана от 28.12.2009 N 2600;
- - за период с 18.02.2011 по 31.12.2011: 6,09 руб./кв. м - обязательные работы; 1,02 руб./кв. м - аварийное обслуживание; 1,46 руб./кв. м - услуги по управлению общим имуществом в многоквартирном жилом доме.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, решением собственников помещений жилого дома N 32 по ул. Хакасской в г. Абакане от 24.06.2009 истец выбран в качестве управляющей организации указанного дома.
В течение 2011 года истец оказывал услуги и выполнял работы по управлению данным многоквартирным домом.
Нежилое помещение общей площадью 1158,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Хакасская, д. 32 на основании распоряжения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 22.08.2005 N 130 закреплено за Управлением социальной поддержки населения на праве оперативного управления.
Право оперативного управления на указанное нежилое помещение зарегистрировано за Управлением социальной поддержки населения 07.09.2009, запись регистрации N 19-19-01/051/2009-080, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.09.2009 серии 19АА N 200910.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления рассматривается как ограниченное вещное право наряду с правом собственности, соответственно, учреждение, владеющее помещением на праве оперативного управления, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
Из пункта 6.1 Положения об Управлении социальной поддержки населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 02.04.2007 N 92, начальник Управления обязан обеспечить сохранность имущества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у ответчика в силу закона возникает обязанность по несению расходов по содержанию переданного ему в оперативное управление имущества.
Ссылка ответчика на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку обстоятельства указанного дела отличаются от обстоятельств настоящего дела. Так, по делу N 16646/10 иск о возмещении расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома был предъявлен к арендатору имущества. По настоящему делу ответчиком является лицо, владеющее нежилым помещением на праве оперативного управления, которое по объему прав отличается от прав арендатора.
Отсутствие письменного договора на управление многоквартирным домом не освобождает ответчика от оплаты услуг управляющей компании.
Согласно расчету истца за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 на ответчика относятся расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в общей сумме 145 612 рублей 63 копейки, в том числе за период с 01.01.2011 по 17.02.2011 - 25 053 рубля 84 копейки, за период с 18.02.2011 по 31.12.2011 - 120 558 рублей 79 копеек. Расчет расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома произведен истцом исходя из общей площади помещения, занимаемого ответчиком, 1 147,1 кв. м с применением следующих тарифов:
- - за период с 01.01.2011 по 17.02.2011: 10,72 руб./кв. м - содержание и текущий ремонт жилых домов без лифта сроком эксплуатации свыше 10 лет; 1,25 руб./кв. м - уборка лестничных клеток; 1,62 руб./кв. м - услуги по управлению жилищным фондом, установленных постановлением Мэра г. Абакана от 28.12.2009 N 2600;
- - за период с 18.02.2011 по 31.12.2011: 6,09 руб./кв. м - обязательные работы; 1,02 руб./кв. м - аварийное обслуживание; 1,46 руб./кв. м - услуги по управлению общим имуществом в многоквартирном жилом доме.
Согласно пункту 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Поскольку в период с 01.01.2011 по 17.02.2011 отсутствовал утвержденный собственниками размер платы за жилое помещение, то в указанный период истец правомерно применил тарифы, установленные постановлением мэра г. Абакана, от 28 декабря 2009 года N 2600.
При расчете стоимости услуг за период с 18.02.2011 по 31.12.2011 истец применил плату в меньшем размере, чем утверждена собственниками помещений на 2011 год.
Согласно пояснениям истца плата за техническое обслуживание и текущий ремонт предъявлена в меньшем размере в связи с тем, что в ее состав не была включена часть услуг, в том числе по благоустройству и озеленению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Плата за управление предъявлена в меньшем размере в связи с тем, что в ее состав не включена услуга по выполнению функций, связанных с регистрацией граждан (ведение паспортной работы, взаимодействие с органами правопорядка).
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что истцом необоснованно предъявлены к оплате услуги по содержанию и текущему ремонту дома уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества дома, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также услуги по выполнению функций, связанных с регистрацией граждан, признаются необоснованными.
Расчет стоимости услуг проверен судом, составлен верно.
Плату за содержание и ремонт общего имущества за указанный период ответчик истцу не вносил.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства оплаты расходов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, письменный договор на управление многоквартирным домом между сторонами заключен не был, то на стороне ответчика имеет место неосновательное обогащение в размере стоимости оказанных услуг.
Выводы суда первой инстанции о том, что исходя из смысла пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование ответчиком услугами следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем данные отношения следует рассматривать как договорные, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными. Между тем, указанные выводы не привели к принятию неправильного решения.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном отнесении на него судебных издержек в сумме 200 рублей за получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) признаются несостоятельными, поскольку пунктом 9 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возлагается обязанность приложить такие документы к исковому заявлению и определен срок, не ранее которого они должны быть получены истцом до дня обращения в арбитражный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что взыскание с ответчика расходов истца по уплате государственной пошлины противоречит подпункту 10 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняются судом как основанные на неправильном толковании правовых норм.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Как разъяснено в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 (в редакции от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрена возможность возврата заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В связи с изложенным, распределение судебных расходов при принятии решения по делу было произведено судом первой инстанции правомерно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" июля 2012 года по делу N А74-1902/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.КИРИЛЛОВА

Судьи
О.В.МАГДА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)