Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клиновой Г.Н.
судей Дубининой Т.Н., Комковой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А45-1498/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (633010, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина, д. 122, оф. 208, ОГРН 1085445001564 и ИНН 5445256398) к государственному учреждению Обская квартирно-эксплуатационная часть (630057, г. Новосибирск, ул. Аральская, д. 3, ОГРН 1035403646684 и ИНН 5408121459) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 и ИНН 7704252261) о взыскании 194 418 руб. 90 коп.
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - общество "Управляющая компания "Центр", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению Обская квартирно-эксплуатационная часть (далее - ГУ Обская КЭЧ, ответчик) о взыскании 100 506,41 руб. долга по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 26.02.2010 по 31.12.2010 и 10 300,62 руб. пени, начисленных на основании пункта 4.2 договора от 02.09.2009, а при недостаточности средств у должника - в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 77 997,34 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября 2009 года по 26.02.2010 и 520,52 руб. пени на основании пункта 4.2 договора от 02.09.2009.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2011 (судья Половникова А.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2011 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество "Управляющая компания "Центр" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что недействительность договора управления от 02.09.2009 не может являться основанием для отклонения заявленных требований, поскольку в качестве правового обоснования иска общество "Управляющая компания "Центр" ссылалось на положения статей 210, 214, 120, 296, 299 Гражданского кодекса Российской федерации, статей 153, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общество оспаривает вывод апелляционного суда о том, что ответчики не обязаны нести бремя содержания имущества и уплачивать коммунальные платежи до момента государственной регистрации права федеральной собственности и права оперативного управления на имущество, ссылается на положения статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что Министерством обороны Российской Федерации приобретены вновь построенные квартиры, регистрация перехода права собственности на них не требовалась; требования о взыскании неустойки отклонены без учета положений пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы также оспаривает выводы апелляционного суда о недоказанности истцом размера затрат, ссылается на то, что настоящим иском заявлены требования о взыскании коммунальных услуг (отопления квартир) и расходы по содержанию общего имущества жилых домов, требование о компенсации затрат не заявлялось, Положениями раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), начисление платы за тепловую энергию производится от размера площади помещений (квартир).
До рассмотрения кассационной жалобы от общества "Управляющая компания "Центр" по электронной почте поступило заявление о замене стороны (процессуальном правопреемстве), в котором заявитель указывает, что ГУ Обская КЭЧ прекратило деятельность в качестве юридического лица, в ходе реорганизации присоединено к Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о чем 13.09.2011 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене.
Как следует из решения Арбитражного суда Новосибирской области от 17.05.2011 по настоящему делу, судом удовлетворены в полном объеме требования общества "Управляющая компания "Центр". С ГУ Обская КЭЧ взыскано 100 506,41 руб. долга по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 26.02.2010 по 31.12.2010 и 10 300,62 руб. договорной пени, а при недостаточности средств у должника - в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации взыскано 77 997,34 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября 2009 года по 26.02.2010 и 520,52 руб. пени.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении жалобы, поданной ГУ Обская КЭЧ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Своим постановлением от 07.10.2011 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске обществу "Управляющая компания "Центр".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения требований отсутствуют ввиду того, что договор на управление жилыми домами от 02.09.2009 между обществом "Управляющая компания "Центр" и товариществом собственников жилья "На Мира" (далее - ТСЖ "На Мира"), на который истец ссылался в обоснование требований, заключен с нарушением положений статей 51 и 429 Гражданского кодекса Российской Федерации и является недействительным.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что истец документально не подтвердил наличие затрат по содержанию общего имущества жилых домов, не подтвердил оплат услуг ресурсоснабжающих организаций, которые подлежат возмещению на основании статей 120, 210, 214, 296, 299 Гражданского кодекса российской Федерации и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не доказал факт проживания в квартирах кого-либо.
Суд исходил из того, что право оперативного управления на федеральное имущество (квартиры в жилых домах) зарегистрировано за ответчиком - ГУ Обской КЭЧ 05.10.2010, до момента государственной регистрации указанный ответчик прав и обязанностей в отношении спорного имущества не нес.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судебных инстанций сделаны по неполно установленным обстоятельствам дела.
Из материалов дела, следует, что между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СК СМУ-17" (далее - общество "СК СМУ-17", продавец) 19.11.2009 были заключены два государственных контракта NN 191109/4, 191109/5 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации, согласно условиям которых государственный заказчик приобрел построенные квартиры NN 20, 32, 69, 101, расположенные по адресу: г. Бердск, ул. Красная Сибирь, дом N 96 и квартиры NN 12, 45, 65, расположенные по адресу: г. Бердск, ул. Красная Сибирь, дом N 98.
Условиями государственных контрактов NN 191109/4, 191109/5 предусмотрено, что продавец обязуется на момент передачи имущества Министерству обороны Российской Федерации погасить все задолженности, если таковые имеются, по налогам, коммунальным платежам, электроэнергии, газоснабжению (пункт 1.6); обязуется обеспечить охрану и содержание переданного имущества до передачи свидетельств о праве собственности (без обременения) на все имущество государственному заказчику (пункт 4.1.7).
В приложениях к упомянутым контрактам указано, что в квартирах имеются электроэнергия, водопровод, канализация, горячая вода, центральное отопление, обслуживание квартир осуществляет общество "Управляющая компания "Центр".
Сторонами контрактов NN 191109/4, 191109/5 подписаны акты приема-передачи упомянутых квартир от 01.12.2009 и 25.11.2009.
Право федеральной собственности на указанные квартиры зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.12.2009.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.02.2010 N 136 указанные выше жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за ГУ Обской КЭЧ.
Право оперативного управления федеральным имуществом зарегистрировано 05.10.2010.
В соответствии с решениями собственников жилья многоквартирных домов N 4/1 и 4/2 по ул. Мира (строительные адреса квартир) создано ТСЖ "На Мира". Решениями общих собраний собственников жилых домов от 23.01.2008 и 02.09.2009 утвержден устав ТСЖ "На Мира".
Многоквартирные жилые дома приняты обществом "Управляющая компания "Центр" на обслуживание. Между ТСЖ "На Мира" и истцом 02.09.2009 подписан договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Бердск, ул. Мира N 4/1 и 4/2.
Как следует из расчетов истца, обществом "Управляющая компания "Центр" заявлены требования о взыскании стоимости коммунальных услуг (в т.ч. отопления), а также содержания общего имущества упомянутых жилых домов за период с сентября 2009 года (со дня заключения договора управления многоквартирными домами) по декабрь 2010 года.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. Казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения - услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество, и плату за коммунальные услуги.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определены порядок и сроки внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета плата за отопление определяется исходя из общей площади жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 307 размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, отсутствие (недействительность) договора управления не освобождает собственников (нанимателей) жилых помещений от обязанности вносить плату за жилые помещения и коммунальные услуги.
Рассматривая спор, суды не определяли срок и период времени, в течение которого обязательство по содержанию спорных жилых помещений и оплате коммунальных услуг возникло и существовало у Министерства обороны Российской Федерации, у ГУ Обская КЭЧ. Суды не дали правовую оценку условиям государственных контрактов NN 191109/4, 191109/5 о распределении бремени содержания жилых помещений и общего имущества.
Не дано также правовой оценки доводам ГУ Обская КЭЧ, изложенным в отзыве на исковое заявление, о том, что общество "СК СМУ-17" выдавало гарантийное письмо о передаче квартир по завершению строительства и о том, что после завершения строительства квартиры были переданы непосредственно жильцам, а также отзыву ТСЖ "На Мира" о том, что истец оказывал спорные услуги в рассматриваемый период времени. Не устанавливалось обстоятельство и сроки заключения договоров социального найма (передачи в собственность) квартир с физическими лицами. Истцу не было предложено уточнить основание требования, обосновать действия по указанию в квитанциях на оплату коммунальных услуг в спорный период времени в качестве плательщиков физических лиц.
Суд первой инстанции со ссылкой на нормы материального права не обосновал свой вывод о наличии обязанности ответчика нести расходы по содержанию общего имущества и оплачивать коммунальные платежи за период времени до заключения государственных контрактов на приобретение квартир (с 02.09.2009 по 19.11.2009) и до государственной регистрации права.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене ввиду неполного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, выяснить, существовало ли обязательство ответчиков по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества указанных жилых домов в спорный период, предложить сторонам представить в материалы дела информацию о заключенных договорах социального найма (передачи в собственность) с военнослужащими (гражданами) в отношении квартир, предложить истцу уточнить основание, правовое обоснование требований, период и состав платежей, применяемые тарифы (нормативы) в расчете коммунальных услуг и содержания общего имущества, представить в материалы дела доказательства об оплате услуг ресурсоснабжающих организаций. Надлежит рассмотреть заявление общества "Управляющая компания "Центр" о замене стороны (процессуальном правопреемстве), решить вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по делу N А45-1498/2011 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2012 ПО ДЕЛУ N А45-1498/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу N А45-1498/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клиновой Г.Н.
судей Дубининой Т.Н., Комковой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Марченко Н.В.) по делу N А45-1498/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (633010, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина, д. 122, оф. 208, ОГРН 1085445001564 и ИНН 5445256398) к государственному учреждению Обская квартирно-эксплуатационная часть (630057, г. Новосибирск, ул. Аральская, д. 3, ОГРН 1035403646684 и ИНН 5408121459) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 и ИНН 7704252261) о взыскании 194 418 руб. 90 коп.
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - общество "Управляющая компания "Центр", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению Обская квартирно-эксплуатационная часть (далее - ГУ Обская КЭЧ, ответчик) о взыскании 100 506,41 руб. долга по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 26.02.2010 по 31.12.2010 и 10 300,62 руб. пени, начисленных на основании пункта 4.2 договора от 02.09.2009, а при недостаточности средств у должника - в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 77 997,34 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября 2009 года по 26.02.2010 и 520,52 руб. пени на основании пункта 4.2 договора от 02.09.2009.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2011 (судья Половникова А.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2011 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество "Управляющая компания "Центр" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что недействительность договора управления от 02.09.2009 не может являться основанием для отклонения заявленных требований, поскольку в качестве правового обоснования иска общество "Управляющая компания "Центр" ссылалось на положения статей 210, 214, 120, 296, 299 Гражданского кодекса Российской федерации, статей 153, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Общество оспаривает вывод апелляционного суда о том, что ответчики не обязаны нести бремя содержания имущества и уплачивать коммунальные платежи до момента государственной регистрации права федеральной собственности и права оперативного управления на имущество, ссылается на положения статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что Министерством обороны Российской Федерации приобретены вновь построенные квартиры, регистрация перехода права собственности на них не требовалась; требования о взыскании неустойки отклонены без учета положений пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы также оспаривает выводы апелляционного суда о недоказанности истцом размера затрат, ссылается на то, что настоящим иском заявлены требования о взыскании коммунальных услуг (отопления квартир) и расходы по содержанию общего имущества жилых домов, требование о компенсации затрат не заявлялось, Положениями раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), начисление платы за тепловую энергию производится от размера площади помещений (квартир).
До рассмотрения кассационной жалобы от общества "Управляющая компания "Центр" по электронной почте поступило заявление о замене стороны (процессуальном правопреемстве), в котором заявитель указывает, что ГУ Обская КЭЧ прекратило деятельность в качестве юридического лица, в ходе реорганизации присоединено к Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о чем 13.09.2011 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене.
Как следует из решения Арбитражного суда Новосибирской области от 17.05.2011 по настоящему делу, судом удовлетворены в полном объеме требования общества "Управляющая компания "Центр". С ГУ Обская КЭЧ взыскано 100 506,41 руб. долга по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 26.02.2010 по 31.12.2010 и 10 300,62 руб. договорной пени, а при недостаточности средств у должника - в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации взыскано 77 997,34 руб. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с сентября 2009 года по 26.02.2010 и 520,52 руб. пени.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении жалобы, поданной ГУ Обская КЭЧ, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Своим постановлением от 07.10.2011 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске обществу "Управляющая компания "Центр".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения требований отсутствуют ввиду того, что договор на управление жилыми домами от 02.09.2009 между обществом "Управляющая компания "Центр" и товариществом собственников жилья "На Мира" (далее - ТСЖ "На Мира"), на который истец ссылался в обоснование требований, заключен с нарушением положений статей 51 и 429 Гражданского кодекса Российской Федерации и является недействительным.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что истец документально не подтвердил наличие затрат по содержанию общего имущества жилых домов, не подтвердил оплат услуг ресурсоснабжающих организаций, которые подлежат возмещению на основании статей 120, 210, 214, 296, 299 Гражданского кодекса российской Федерации и статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не доказал факт проживания в квартирах кого-либо.
Суд исходил из того, что право оперативного управления на федеральное имущество (квартиры в жилых домах) зарегистрировано за ответчиком - ГУ Обской КЭЧ 05.10.2010, до момента государственной регистрации указанный ответчик прав и обязанностей в отношении спорного имущества не нес.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судебных инстанций сделаны по неполно установленным обстоятельствам дела.
Из материалов дела, следует, что между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СК СМУ-17" (далее - общество "СК СМУ-17", продавец) 19.11.2009 были заключены два государственных контракта NN 191109/4, 191109/5 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации, согласно условиям которых государственный заказчик приобрел построенные квартиры NN 20, 32, 69, 101, расположенные по адресу: г. Бердск, ул. Красная Сибирь, дом N 96 и квартиры NN 12, 45, 65, расположенные по адресу: г. Бердск, ул. Красная Сибирь, дом N 98.
Условиями государственных контрактов NN 191109/4, 191109/5 предусмотрено, что продавец обязуется на момент передачи имущества Министерству обороны Российской Федерации погасить все задолженности, если таковые имеются, по налогам, коммунальным платежам, электроэнергии, газоснабжению (пункт 1.6); обязуется обеспечить охрану и содержание переданного имущества до передачи свидетельств о праве собственности (без обременения) на все имущество государственному заказчику (пункт 4.1.7).
В приложениях к упомянутым контрактам указано, что в квартирах имеются электроэнергия, водопровод, канализация, горячая вода, центральное отопление, обслуживание квартир осуществляет общество "Управляющая компания "Центр".
Сторонами контрактов NN 191109/4, 191109/5 подписаны акты приема-передачи упомянутых квартир от 01.12.2009 и 25.11.2009.
Право федеральной собственности на указанные квартиры зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.12.2009.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.02.2010 N 136 указанные выше жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за ГУ Обской КЭЧ.
Право оперативного управления федеральным имуществом зарегистрировано 05.10.2010.
В соответствии с решениями собственников жилья многоквартирных домов N 4/1 и 4/2 по ул. Мира (строительные адреса квартир) создано ТСЖ "На Мира". Решениями общих собраний собственников жилых домов от 23.01.2008 и 02.09.2009 утвержден устав ТСЖ "На Мира".
Многоквартирные жилые дома приняты обществом "Управляющая компания "Центр" на обслуживание. Между ТСЖ "На Мира" и истцом 02.09.2009 подписан договор управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Бердск, ул. Мира N 4/1 и 4/2.
Как следует из расчетов истца, обществом "Управляющая компания "Центр" заявлены требования о взыскании стоимости коммунальных услуг (в т.ч. отопления), а также содержания общего имущества упомянутых жилых домов за период с сентября 2009 года (со дня заключения договора управления многоквартирными домами) по декабрь 2010 года.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором. Казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения - услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество, и плату за коммунальные услуги.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определены порядок и сроки внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета плата за отопление определяется исходя из общей площади жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 307 размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50 процентов общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, отсутствие (недействительность) договора управления не освобождает собственников (нанимателей) жилых помещений от обязанности вносить плату за жилые помещения и коммунальные услуги.
Рассматривая спор, суды не определяли срок и период времени, в течение которого обязательство по содержанию спорных жилых помещений и оплате коммунальных услуг возникло и существовало у Министерства обороны Российской Федерации, у ГУ Обская КЭЧ. Суды не дали правовую оценку условиям государственных контрактов NN 191109/4, 191109/5 о распределении бремени содержания жилых помещений и общего имущества.
Не дано также правовой оценки доводам ГУ Обская КЭЧ, изложенным в отзыве на исковое заявление, о том, что общество "СК СМУ-17" выдавало гарантийное письмо о передаче квартир по завершению строительства и о том, что после завершения строительства квартиры были переданы непосредственно жильцам, а также отзыву ТСЖ "На Мира" о том, что истец оказывал спорные услуги в рассматриваемый период времени. Не устанавливалось обстоятельство и сроки заключения договоров социального найма (передачи в собственность) квартир с физическими лицами. Истцу не было предложено уточнить основание требования, обосновать действия по указанию в квитанциях на оплату коммунальных услуг в спорный период времени в качестве плательщиков физических лиц.
Суд первой инстанции со ссылкой на нормы материального права не обосновал свой вывод о наличии обязанности ответчика нести расходы по содержанию общего имущества и оплачивать коммунальные платежи за период времени до заключения государственных контрактов на приобретение квартир (с 02.09.2009 по 19.11.2009) и до государственной регистрации права.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене ввиду неполного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, выяснить, существовало ли обязательство ответчиков по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества указанных жилых домов в спорный период, предложить сторонам представить в материалы дела информацию о заключенных договорах социального найма (передачи в собственность) с военнослужащими (гражданами) в отношении квартир, предложить истцу уточнить основание, правовое обоснование требований, период и состав платежей, применяемые тарифы (нормативы) в расчете коммунальных услуг и содержания общего имущества, представить в материалы дела доказательства об оплате услуг ресурсоснабжающих организаций. Надлежит рассмотреть заявление общества "Управляющая компания "Центр" о замене стороны (процессуальном правопреемстве), решить вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по делу N А45-1498/2011 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.Н.КЛИНОВА
Г.Н.КЛИНОВА
Судьи
Т.Н.ДУБИНИНА
Н.М.КОМКОВА
Т.Н.ДУБИНИНА
Н.М.КОМКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)