Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Ничипорук Л.П. (доверенность от 12.07.11 г.)
от заинтересованного лица: представителя по доверенности Ткачева Е.В. (доверенность от 11.03.12 г. N 39)
от третьего лица: представитель не явился (уведомление 344002 51 40558 1 вручено 06.06.12 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.04.2012 по делу N А53-26958/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Азовская строительная компания"
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными принятых комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) решения 19.09.11 г. N 668/02 и предписания от 19.09.11 г. N 801/02
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Азовская строительная компания" (далее - ООО "АСК").
Решением суда от 18.04.12 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью оспариваемых решения и предписания управления, общество нарушило установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N 135-ФЗ) путем применения к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (за исключением нежилых помещений, используемых для коммерческих целей), что является ущемлением прав указанной организации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что управление не доказало, что ООО "АСК" является легитимной управляющей компании в отношении спорных домов, так как деле отсутствует соответствующий протокол собрания жильцов по данному вопросу и договоры управления. Предоставленной ООО "АСК" обществу информации было недостаточно для заключения договора на поставку газа по розничным ценам, дополнительную информацию ООО "АСК" обществу предоставить отказалось. В связи с этим общество правомерно в соответствии с п. 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.08 г. N 549 (далее - Правила N 549) отказало ООО "АСК" в изменении договора поставки газа в части применения розничных цен на газ. Крышная котельная не является собственностью граждан. В спорных домах так же имеются используемые в коммерческих целях нежилые помещения, в связи с чем расчет цен за газ в отношении данных помещений по установленным для населения розничным ценам незаконно. Обязывая решением и предписанием общество установить розничные цены на газ и для жилых, и для нежилых помещений, управление нарушает так же экономические интересы общества.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых в деле решения, предписания комиссии управления, и решения суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
ООО "АСК" своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, времени и дате проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 165 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда первой инстанции, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Представитель управления возражал против отмены решения суда, сославшись на его законность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества и управления, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Ростовской области, имеет долю на данном рынке 100%, в связи с чем приказом управления N 18-Р от 02.04.02 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
22.12.09 г. между обществом (поставщик) и ООО "АСК" (покупатель) заключен договор поставки газа N 43-3-01538/10-Н в редакции дополнительного соглашения от 16.04.10 г. N 1/10 (далее - договор), в соответствии с которым общество обязалось поставлять газ для крышных котельных многоквартирных жилых домов с по адресам: г. Азов, ул. Кирова 78 (многоквартирный жилой дом с магазином, трансформаторной подстанцией и гаражами), Московская, 91, корп. 2 (многоквартирный жилой дом с офисными помещениями).
Пунктом 5.1 названного договора предусмотрено, что цена на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта формируется из регулируемой оптовой цены на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен и платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (т. 2, л.д. 44-50, 51-52).
Из выставленных обществом в адрес ООО "АСК" счет-фактур от 31.01.2010 N 463, от 28.02.2010 N 14604, от 31.03.2010 N 28820, от 30.04.2010 N 42947, от 31.05.2010 N 55172, от 30.06.2010 N 59247, от 31.07.2010 N 61999, от 31.08.2010 N 64521, от 30.09.2010 N 67064, от 31.10.2010 N 70050, от 30.11.2010 N 81154, от 31.12.2010 N 94875 следует, что общество в расчетах с ООО "АСК" за поставленный на крышные котельные спорных домов газ применяло оптовые цены на газ, предусмотренные для промышленных потребителей.
25.03.11 г. в управление поступило обращение ООО "АСК" о нарушении обществом требований антимонопольного законодательства, выразившемся в применении обществом оптовых цен на газ, используемого ООО "АСК" как управляющей компанией для оказания коммунально-бытовых услуг населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91. ООО "АСК" просило обязать общество изменить условия договора поставки газа и дополнительного соглашения, в части цены реализуемого газа, предусмотрев право ООО "АСК" рассчитываться за газ по тарифам, применяемым для населения (т. 2, л.д. 140).
24.05.11 г. управлением по заявлению ООО "АСК" в отношении общества возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства N 668/02.
19.09.11 г. комиссией управления по результатам рассмотрения дела N 668/02 принято решение N 668/02, которым общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ (п. 1); решено выдать обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем изменения условий договора поставки газа N 43-3-01538/10-Н от 22.12.09 г. (т. 1, л.д. 17-24).
Основанием для принятия решения послужил вывод комиссии управления о том, что общество нарушило установленный ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ запрет путем применения к ООО "АСК" ", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (за исключением нежилых помещений домов, используемых для коммерческих целей).
19.09.11 г. комиссией управления на основании принятого решения обществу выдано предписание N 801/02, которым обществу предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ, выразившееся в применении к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемых для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (п. 1); во исполнение п. 1 предписания обществу не позднее 10 рабочих дней со дня получения предписания направить ООО "АСК" предложение об изменении положений раздела 5 договора поставки газа N 43-3-01538/10-Н от 22.12.09 г. (в т.ч., п. 5.1), касающихся цены реализуемого газа, предусмотрев право ООО "АСК" рассчитываться по тарифам, установленным для населения (п. 2); сообщить об исполнении предписания в управление не позднее 5 дней со дня его исполнения (п. 3) (т. 1, л.д. 25-26).
Не согласившись с принятыми решением и предписанием комиссии управления, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о правомерности оспариваемых в деле ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
По своей правовой природе заключенный между обществом и ООО "АСК" договор N 43-3-01538/10-Н от 22.12.09 г. в редакции дополнительного соглашения от 16.04.10 г. N 1/10 опосредует правоотношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом, к которым в силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - закон N 69-ФЗ), законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статьей 4 Закона N 69-ФЗ закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
Согласно ст. 8 Закона N 69-ФЗ в целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению, в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, в спорный период были определены Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 23.11.04 г. N 194-э/12 (далее - Методические указания N 194-э/12).
Согласно п. 3 Методических указаний N 194-э/12 розничные цены, установленные на газ, реализуемый населению, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.
В соответствии с п. 4 Методических указаний N 194-э/12 в случае, если поставка газа населению осуществляется, в том числе, для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3 данных Методических указаний, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3 данных Методических указаний, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Пунктом 18 Правил N 307 установлено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Из приведенных выше норм следует, что применение цен на газ, используемый покупателем для производства тепловой энергии, дифференцируется в зависимости от цели его (газа) использования: газ, используемый для эксплуатации автономной (как крышной, так и иной) котельной для отопления и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, подлежит оплате по розничным ценам, установленным на газ, реализуемый населению; газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а равно газ, использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, цели подлежит оплате по оптовым ценам.
Частью 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам ст. 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции с учетом действующего законодательства и фактического приобретения ООО "АСК" газа, в том числе для коммунальных нужд собственников квартир в спорных многоквартирных домах, правомерно признал законным вывод комиссии управления о том, что общество нарушило установленный ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ путем применения к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (за исключением нежилых помещений, используемых для коммерческих целей), что является ущемлением прав указанной организации.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет как не соответствующий фактическим обстоятельства довод общества о том, что антимонопольный орган признал не соответствующим закону N 135-ФЗ так же расчет платы ООО "АСК" в отношении спорных домов исходя из тарифов для промышленности так же и в отношении используемых для коммерческих целей нежилых помещений, находящихся в спорных домах (магазина, офисных помещений) и своими решением, предписанием обязал общество установить розничные цены на газ не только для жилых, но так же и не для нежилых помещений.
В мотивировочной части оспариваемого в деле решении комиссии управления указано: "При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что расчет размера платы за приобретение ООО "Азовская строительная компания" газа для использования его крышными котельными для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов в г. Азове по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам (за исключением нежилых помещений, используемых для коммерческих целей)" (абзац 5 листа 6 решения, т. 1, л.д. 22).
В том же решении комиссии управления указано: "Комиссия считает, что ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" нарушило запрет, установленный данной нормой - ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ - запрет путем применения к ООО "Азовская строительная компания", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (абзац 1 листа 7 решения, т. 1, л.д. 23).
В п. 1 предписания, принятого на основании названного решения комиссии управления, обществу предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ, выразившееся в применении к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемых для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (п. 1).
Пункт 2 названого предписания, исходя из его формулировки, содержит способ устранения указанного в п. 1 предписания и в решении комиссии управления нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в расчете платы за газ, используемый для отопления и горячего водоснабжения жителей спорных многоквартирных жилых домов по тарифам, установленным для промышленности, путем внесения необходимых изменений в раздел 5 договора поставки газа.
Из приведенных выше положений принятых комиссией управления решения и предписания ясно следует, что общество признано нарушившим антимонопольное законодательство при расчете платы за газ, используемый для отопления и горячего водоснабжения жителей спорных многоквартирных жилых домов по тарифам, установленным для промышленности, и ему предписано устранить это нарушение. Общество не признавалось нарушившим закон N 135-ФЗ при расчете платы за газ по тарифам, установленным для промышленности, используемый для отопления и горячего водоснабжения находящихся в спорных домах нежилых помещений, используемых для коммерческих целей.
Выданное комиссией управления обществу предписание о расчете платы за газ, используемый для отопления и горячего водоснабжения жителей спорных многоквартирных жилых домов по тарифам, установленным для населения, при том, что в отношении нежилых помещений расчет платы за газ по тарифам, установленным для промышленности, комиссией управления нарушений не выявлено, не делает предписание неисполнимым и при условии, что в спорных домах не ведется раздельного учета газа. В силу п. 4 Методических указаний N 194-э/12 отсутствие раздельного учета газа не исключает применение установленных для населения розничных цен на газ, использованный на цели, указанные в п. 3 данных Методических указаний - в этом случае объем такого газа должен определяться по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Суд апелляционной инстанции так же отклоняет как неосновательный довод общества о том, что ООО "АСК" не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг и управление не доказало, что ООО "АСК" является легитимной управляющей компании в отношении спорных домов, так как деле отсутствует соответствующий протокол собрания жильцов по данному вопросу и договоры управления.
В настоящем деле предметом исследования является вопрос о том, по каким тарифам следует рассчитывать плату за поставляемый обществом газ на крышные котельные двух спорных многоквартирных жилых домов, который используется для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений данных домов.
Из материалов дела следует, что поставка газа на крышные котельные осуществляется обществом по договору с ООО "АСК". В деле не имеется доказательств того, что ООО "АСК" затем перепродает поставляемый обществом по данному договору газ иным организациям, либо жильцам данного дома, что ООО "АСК" использует данный газ для отопления и горячего водоснабжения иных объектов, помимо спорных домов.
Из материалов дела следует, что поставляемый обществом по договору с ООО "АСК" газ используется исключительно для отопления и горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений данных домов и бремя расходов по оплате за газ в составе платы за отопление и горячее водоснабжение так же фактически несут в том числе и граждане - собственники жилых помещений в спорных домах.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" применительно к такой разновидности управляющих организаций исполнителей коммунальных услуг, как ТСЖ и ЖСК разъяснено, что при заключении договоров ТСЖ и ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Эти разъяснения так же применимы и к прочим исполнителям коммунальных услуг, в том числе, юридическим лицам, выступающим в качестве управляющих организаций жилых домов.
Материалами дела подтверждается, что в правоотношениях с обществом и жильцами спорных домов по поводу поставляемого обществом на крышные котельные газа, отопления и горячего водоснабжения спорных домов, ООО "АСК" фактически действует в качестве управляющей организации, которая принимает данный газ от общества в целях оказания жильца спорных домов коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. Учитывая изложенное, такие обстоятельства, как заключение ООО "АСК" договора управления с ООО "Завод Донпрессмаш", равно как и первоначальное нахождение домов в собственности ООО "Завод Донпрессмаш", на которые ссылается общество, сами по себе не являются основанием для вывода о законности расчета обществом платы за газ, используемый в том числе для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений спорных домов по тарифам, установленным для промышленности. Возможные недочеты при оформлении договорных отношений с ООО "АСК" как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг не изменяют цели, на которые ООО "АСК" расходует поставляемый обществом газ.
Так же из материалов дела следует, что первоначальное заключение договора управления с ООО "АСК" не собственниками квартир в спорных жилых домах, а с ООО "Завод Донпрессмаш", равно как первоначальна регистрация права собственности на дома за ООО "Завод Донпрессмаш" объясняется тем, то данные многоквартирные жилые дома возводились ООО "Завод Донпрессмаш" по договору инвестирования (купли-продажи будущей вещи) и права собственности на квартиры в данных домах регистрировались за гражданами по мере приобретения ими квартир.
Суд апелляционной инстанции так же не находит оснований для принятия довода общества о том, что произведенный им отказ ООО "АСК" в изменении договора поставки газа в части применения розничных цен на газ соответствует п. 13 Правил N 549, так как ООО "АСК" не предоставило необходимой информации для внесения таких изменений в договор. В п. 13 Правил N 549 приведены основания для отказа газоснабжающей организации от заключения договора поставки газа.
Однако, договор поставки газа N 43-3-01538/10-Н, по которому общество поставляло газ ООО "АСК" для крышных котельных спорных домов был заключен 22.12.09 г., дополнительное соглашение к нему N 1/10 было заключено 16.04.10 г.
Разногласия между сторонами данного договора в редакции дополнительного соглашения возникли по поводу п. 5.1 договора, которым определялся тариф, по которому рассчитывалась плата за поставляемый газ.
Для внесения изменений в данный пункт договора не требовалось представления всех документов, перечисленных в п. 9 Правил N 549, и указания всей предоставленной п. 8 Правил N 549 информации, которые необходимы для заключения договора поставки газа, и которые были перечислены в письме общества в адрес ООО "АСК" от 11.06.10 г. N 04-5/2580-5 (т. 2, л.д. 63). Судя по реестру предоставленных ООО "АСК" обществу документов и информации, обществу была предоставлена информация, необходимая и достаточная для рассмотрения вопроса о внесении изменений в п. 5.1 договора в части тарифа платы за поставку газа - сведения о наличии приобретенных в собственность гражданами квартир в спорных домах, об общей площади отапливаемых жилых помещений в спорных домах (т. 66, 67).
Относительно довода общества о том, что крышные котельные не являются собственностью граждан, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Спорные крышные котельные представляют собой комплекс инженерного оборудования, предназначенный для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. В силу изложенного, они входят в состав общего имущества спорных многоквартирных жилых домов и в соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этих жилых домов.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции признал правомерным вывод суда первой инстанции о законности принятых комиссией управления решения и предписания, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб. относятся на общество. В связи с этим обществу из федерального бюджета подлежит возвращению излишне уплаченная в доход федерального бюджета госпошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей по платежному поручению N 12134 от 16.05.12 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 17.04.12 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей излишне уплаченной госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 12134 от 16.05.2012 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2012 N 15АП-6760/2012 ПО ДЕЛУ N А53-26958/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2012 г. N 15АП-6760/2012
Дело N А53-26958/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Ничипорук Л.П. (доверенность от 12.07.11 г.)
от заинтересованного лица: представителя по доверенности Ткачева Е.В. (доверенность от 11.03.12 г. N 39)
от третьего лица: представитель не явился (уведомление 344002 51 40558 1 вручено 06.06.12 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.04.2012 по делу N А53-26958/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Азовская строительная компания"
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными принятых комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) решения 19.09.11 г. N 668/02 и предписания от 19.09.11 г. N 801/02
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Азовская строительная компания" (далее - ООО "АСК").
Решением суда от 18.04.12 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован законностью оспариваемых решения и предписания управления, общество нарушило установленный ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон N 135-ФЗ) путем применения к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (за исключением нежилых помещений, используемых для коммерческих целей), что является ущемлением прав указанной организации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что управление не доказало, что ООО "АСК" является легитимной управляющей компании в отношении спорных домов, так как деле отсутствует соответствующий протокол собрания жильцов по данному вопросу и договоры управления. Предоставленной ООО "АСК" обществу информации было недостаточно для заключения договора на поставку газа по розничным ценам, дополнительную информацию ООО "АСК" обществу предоставить отказалось. В связи с этим общество правомерно в соответствии с п. 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.08 г. N 549 (далее - Правила N 549) отказало ООО "АСК" в изменении договора поставки газа в части применения розничных цен на газ. Крышная котельная не является собственностью граждан. В спорных домах так же имеются используемые в коммерческих целях нежилые помещения, в связи с чем расчет цен за газ в отношении данных помещений по установленным для населения розничным ценам незаконно. Обязывая решением и предписанием общество установить розничные цены на газ и для жилых, и для нежилых помещений, управление нарушает так же экономические интересы общества.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на законность оспариваемых в деле решения, предписания комиссии управления, и решения суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
ООО "АСК" своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, времени и дате проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 165 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения суда первой инстанции, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Представитель управления возражал против отмены решения суда, сославшись на его законность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества и управления, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Ростовской области, имеет долю на данном рынке 100%, в связи с чем приказом управления N 18-Р от 02.04.02 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
22.12.09 г. между обществом (поставщик) и ООО "АСК" (покупатель) заключен договор поставки газа N 43-3-01538/10-Н в редакции дополнительного соглашения от 16.04.10 г. N 1/10 (далее - договор), в соответствии с которым общество обязалось поставлять газ для крышных котельных многоквартирных жилых домов с по адресам: г. Азов, ул. Кирова 78 (многоквартирный жилой дом с магазином, трансформаторной подстанцией и гаражами), Московская, 91, корп. 2 (многоквартирный жилой дом с офисными помещениями).
Пунктом 5.1 названного договора предусмотрено, что цена на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта формируется из регулируемой оптовой цены на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен и платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (т. 2, л.д. 44-50, 51-52).
Из выставленных обществом в адрес ООО "АСК" счет-фактур от 31.01.2010 N 463, от 28.02.2010 N 14604, от 31.03.2010 N 28820, от 30.04.2010 N 42947, от 31.05.2010 N 55172, от 30.06.2010 N 59247, от 31.07.2010 N 61999, от 31.08.2010 N 64521, от 30.09.2010 N 67064, от 31.10.2010 N 70050, от 30.11.2010 N 81154, от 31.12.2010 N 94875 следует, что общество в расчетах с ООО "АСК" за поставленный на крышные котельные спорных домов газ применяло оптовые цены на газ, предусмотренные для промышленных потребителей.
25.03.11 г. в управление поступило обращение ООО "АСК" о нарушении обществом требований антимонопольного законодательства, выразившемся в применении обществом оптовых цен на газ, используемого ООО "АСК" как управляющей компанией для оказания коммунально-бытовых услуг населению, проживающему в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91. ООО "АСК" просило обязать общество изменить условия договора поставки газа и дополнительного соглашения, в части цены реализуемого газа, предусмотрев право ООО "АСК" рассчитываться за газ по тарифам, применяемым для населения (т. 2, л.д. 140).
24.05.11 г. управлением по заявлению ООО "АСК" в отношении общества возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства N 668/02.
19.09.11 г. комиссией управления по результатам рассмотрения дела N 668/02 принято решение N 668/02, которым общество признано нарушившим ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ (п. 1); решено выдать обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем изменения условий договора поставки газа N 43-3-01538/10-Н от 22.12.09 г. (т. 1, л.д. 17-24).
Основанием для принятия решения послужил вывод комиссии управления о том, что общество нарушило установленный ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ запрет путем применения к ООО "АСК" ", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (за исключением нежилых помещений домов, используемых для коммерческих целей).
19.09.11 г. комиссией управления на основании принятого решения обществу выдано предписание N 801/02, которым обществу предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ, выразившееся в применении к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемых для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (п. 1); во исполнение п. 1 предписания обществу не позднее 10 рабочих дней со дня получения предписания направить ООО "АСК" предложение об изменении положений раздела 5 договора поставки газа N 43-3-01538/10-Н от 22.12.09 г. (в т.ч., п. 5.1), касающихся цены реализуемого газа, предусмотрев право ООО "АСК" рассчитываться по тарифам, установленным для населения (п. 2); сообщить об исполнении предписания в управление не позднее 5 дней со дня его исполнения (п. 3) (т. 1, л.д. 25-26).
Не согласившись с принятыми решением и предписанием комиссии управления, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о правомерности оспариваемых в деле ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
По своей правовой природе заключенный между обществом и ООО "АСК" договор N 43-3-01538/10-Н от 22.12.09 г. в редакции дополнительного соглашения от 16.04.10 г. N 1/10 опосредует правоотношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом, к которым в силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - закон N 69-ФЗ), законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статьей 4 Закона N 69-ФЗ закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
Согласно ст. 8 Закона N 69-ФЗ в целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению, в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, в спорный период были определены Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 23.11.04 г. N 194-э/12 (далее - Методические указания N 194-э/12).
Согласно п. 3 Методических указаний N 194-э/12 розничные цены, установленные на газ, реализуемый населению, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.
В соответствии с п. 4 Методических указаний N 194-э/12 в случае, если поставка газа населению осуществляется, в том числе, для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3 данных Методических указаний, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3 данных Методических указаний, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Пунктом 18 Правил N 307 установлено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Из приведенных выше норм следует, что применение цен на газ, используемый покупателем для производства тепловой энергии, дифференцируется в зависимости от цели его (газа) использования: газ, используемый для эксплуатации автономной (как крышной, так и иной) котельной для отопления и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, подлежит оплате по розничным ценам, установленным на газ, реализуемый населению; газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а равно газ, использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, цели подлежит оплате по оптовым ценам.
Частью 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам ст. 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции с учетом действующего законодательства и фактического приобретения ООО "АСК" газа, в том числе для коммунальных нужд собственников квартир в спорных многоквартирных домах, правомерно признал законным вывод комиссии управления о том, что общество нарушило установленный ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ путем применения к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (за исключением нежилых помещений, используемых для коммерческих целей), что является ущемлением прав указанной организации.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет как не соответствующий фактическим обстоятельства довод общества о том, что антимонопольный орган признал не соответствующим закону N 135-ФЗ так же расчет платы ООО "АСК" в отношении спорных домов исходя из тарифов для промышленности так же и в отношении используемых для коммерческих целей нежилых помещений, находящихся в спорных домах (магазина, офисных помещений) и своими решением, предписанием обязал общество установить розничные цены на газ не только для жилых, но так же и не для нежилых помещений.
В мотивировочной части оспариваемого в деле решении комиссии управления указано: "При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что расчет размера платы за приобретение ООО "Азовская строительная компания" газа для использования его крышными котельными для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов в г. Азове по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, должен осуществляться по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам (за исключением нежилых помещений, используемых для коммерческих целей)" (абзац 5 листа 6 решения, т. 1, л.д. 22).
В том же решении комиссии управления указано: "Комиссия считает, что ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" нарушило запрет, установленный данной нормой - ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ - запрет путем применения к ООО "Азовская строительная компания", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемые для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (абзац 1 листа 7 решения, т. 1, л.д. 23).
В п. 1 предписания, принятого на основании названного решения комиссии управления, обществу предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 закона N 135-ФЗ, выразившееся в применении к ООО "АСК", обслуживающей крышные котельные домов, расположенных в г. Азов Ростовской области по адресам: ул. Кирова, 78 и ул. Московская, 91, используемых для отопления и горячего водоснабжения жителей указанных многоквартирных жилых домов, тарифов на газ, установленных для промышленных предприятий (п. 1).
Пункт 2 названого предписания, исходя из его формулировки, содержит способ устранения указанного в п. 1 предписания и в решении комиссии управления нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в расчете платы за газ, используемый для отопления и горячего водоснабжения жителей спорных многоквартирных жилых домов по тарифам, установленным для промышленности, путем внесения необходимых изменений в раздел 5 договора поставки газа.
Из приведенных выше положений принятых комиссией управления решения и предписания ясно следует, что общество признано нарушившим антимонопольное законодательство при расчете платы за газ, используемый для отопления и горячего водоснабжения жителей спорных многоквартирных жилых домов по тарифам, установленным для промышленности, и ему предписано устранить это нарушение. Общество не признавалось нарушившим закон N 135-ФЗ при расчете платы за газ по тарифам, установленным для промышленности, используемый для отопления и горячего водоснабжения находящихся в спорных домах нежилых помещений, используемых для коммерческих целей.
Выданное комиссией управления обществу предписание о расчете платы за газ, используемый для отопления и горячего водоснабжения жителей спорных многоквартирных жилых домов по тарифам, установленным для населения, при том, что в отношении нежилых помещений расчет платы за газ по тарифам, установленным для промышленности, комиссией управления нарушений не выявлено, не делает предписание неисполнимым и при условии, что в спорных домах не ведется раздельного учета газа. В силу п. 4 Методических указаний N 194-э/12 отсутствие раздельного учета газа не исключает применение установленных для населения розничных цен на газ, использованный на цели, указанные в п. 3 данных Методических указаний - в этом случае объем такого газа должен определяться по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Суд апелляционной инстанции так же отклоняет как неосновательный довод общества о том, что ООО "АСК" не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг и управление не доказало, что ООО "АСК" является легитимной управляющей компании в отношении спорных домов, так как деле отсутствует соответствующий протокол собрания жильцов по данному вопросу и договоры управления.
В настоящем деле предметом исследования является вопрос о том, по каким тарифам следует рассчитывать плату за поставляемый обществом газ на крышные котельные двух спорных многоквартирных жилых домов, который используется для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений данных домов.
Из материалов дела следует, что поставка газа на крышные котельные осуществляется обществом по договору с ООО "АСК". В деле не имеется доказательств того, что ООО "АСК" затем перепродает поставляемый обществом по данному договору газ иным организациям, либо жильцам данного дома, что ООО "АСК" использует данный газ для отопления и горячего водоснабжения иных объектов, помимо спорных домов.
Из материалов дела следует, что поставляемый обществом по договору с ООО "АСК" газ используется исключительно для отопления и горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений данных домов и бремя расходов по оплате за газ в составе платы за отопление и горячее водоснабжение так же фактически несут в том числе и граждане - собственники жилых помещений в спорных домах.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" применительно к такой разновидности управляющих организаций исполнителей коммунальных услуг, как ТСЖ и ЖСК разъяснено, что при заключении договоров ТСЖ и ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Эти разъяснения так же применимы и к прочим исполнителям коммунальных услуг, в том числе, юридическим лицам, выступающим в качестве управляющих организаций жилых домов.
Материалами дела подтверждается, что в правоотношениях с обществом и жильцами спорных домов по поводу поставляемого обществом на крышные котельные газа, отопления и горячего водоснабжения спорных домов, ООО "АСК" фактически действует в качестве управляющей организации, которая принимает данный газ от общества в целях оказания жильца спорных домов коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. Учитывая изложенное, такие обстоятельства, как заключение ООО "АСК" договора управления с ООО "Завод Донпрессмаш", равно как и первоначальное нахождение домов в собственности ООО "Завод Донпрессмаш", на которые ссылается общество, сами по себе не являются основанием для вывода о законности расчета обществом платы за газ, используемый в том числе для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений спорных домов по тарифам, установленным для промышленности. Возможные недочеты при оформлении договорных отношений с ООО "АСК" как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг не изменяют цели, на которые ООО "АСК" расходует поставляемый обществом газ.
Так же из материалов дела следует, что первоначальное заключение договора управления с ООО "АСК" не собственниками квартир в спорных жилых домах, а с ООО "Завод Донпрессмаш", равно как первоначальна регистрация права собственности на дома за ООО "Завод Донпрессмаш" объясняется тем, то данные многоквартирные жилые дома возводились ООО "Завод Донпрессмаш" по договору инвестирования (купли-продажи будущей вещи) и права собственности на квартиры в данных домах регистрировались за гражданами по мере приобретения ими квартир.
Суд апелляционной инстанции так же не находит оснований для принятия довода общества о том, что произведенный им отказ ООО "АСК" в изменении договора поставки газа в части применения розничных цен на газ соответствует п. 13 Правил N 549, так как ООО "АСК" не предоставило необходимой информации для внесения таких изменений в договор. В п. 13 Правил N 549 приведены основания для отказа газоснабжающей организации от заключения договора поставки газа.
Однако, договор поставки газа N 43-3-01538/10-Н, по которому общество поставляло газ ООО "АСК" для крышных котельных спорных домов был заключен 22.12.09 г., дополнительное соглашение к нему N 1/10 было заключено 16.04.10 г.
Разногласия между сторонами данного договора в редакции дополнительного соглашения возникли по поводу п. 5.1 договора, которым определялся тариф, по которому рассчитывалась плата за поставляемый газ.
Для внесения изменений в данный пункт договора не требовалось представления всех документов, перечисленных в п. 9 Правил N 549, и указания всей предоставленной п. 8 Правил N 549 информации, которые необходимы для заключения договора поставки газа, и которые были перечислены в письме общества в адрес ООО "АСК" от 11.06.10 г. N 04-5/2580-5 (т. 2, л.д. 63). Судя по реестру предоставленных ООО "АСК" обществу документов и информации, обществу была предоставлена информация, необходимая и достаточная для рассмотрения вопроса о внесении изменений в п. 5.1 договора в части тарифа платы за поставку газа - сведения о наличии приобретенных в собственность гражданами квартир в спорных домах, об общей площади отапливаемых жилых помещений в спорных домах (т. 66, 67).
Относительно довода общества о том, что крышные котельные не являются собственностью граждан, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Спорные крышные котельные представляют собой комплекс инженерного оборудования, предназначенный для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. В силу изложенного, они входят в состав общего имущества спорных многоквартирных жилых домов и в соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этих жилых домов.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции признал правомерным вывод суда первой инстанции о законности принятых комиссией управления решения и предписания, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба общества отклоняется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб. относятся на общество. В связи с этим обществу из федерального бюджета подлежит возвращению излишне уплаченная в доход федерального бюджета госпошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей по платежному поручению N 12134 от 16.05.12 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 17.04.12 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей излишне уплаченной госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 12134 от 16.05.2012 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)