Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2010 ПО ДЕЛУ N А56-58865/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. по делу N А56-58865/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-907/2010) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2009 по делу N А56-58865/2009 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "Шанс"
к ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
3-е лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
о включении в текст договора N 02-23869-ЖК на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ пункта 9.1.1 и утверждении его в редакции истца
при участии:
от истца (заявителя): Козий Е.П., доверенность от 26.05.2009
от ответчика (должника): Кравченко Е.А., доверенность от 03.12.2009 N 01-30-646/09
от 3-го лица: Андреева П.Б., доверенность от 27.02.2010 N 01-22-447/10-0-0
установил:

Товарищество собственников жилья "Шанс" (далее - истец, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ответчик) о включении в договор N 02-23869/00-ЖК пункта 9.1.1. в следующей редакции: "Расчеты абонентом за отведение сточных вод от использования горячей воды за период с 01.04.2007 г. по 31.12.2008 г., включительно, будут производиться исходя из количества проживающих в жилых домах граждан и нормы потребления горячей воды 120 литров на человека в сутки".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - комитет).
Решением суда от 14.12.2009 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и отказать ТСЖ в удовлетворении требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика требования по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении.
Представитель ТСЖ в судебном заседании с требованиями по жалобе не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Комитета поддержал позицию ответчика, изложенную в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, направленный ответчиком проект договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 02-23869/00-ЖК, подписан истцом с протоколом разногласий. 13.08.2009 ответчик направил ТСЖ протокол согласования разногласий к договору, согласно которому стороны не пришли к соглашению по пункту 9.1.1.
В соответствии с указанным пунктом в редакции ответчика стоимость отведения сточных вод от использования горячей воды за период с 01.04.2007 по 31.12.2008 (в период отсутствия приборов учета) определяется исходя из 150 литров на человека в сутки.
По мнению истца, с учетом отсутствия в жилых домах ванн, норма потребления горячей воды определяется в размере 120 литров на человека в сутки.
Поскольку разногласия сторон устранены не были, истец в порядке ст. 446 ГК РФ обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ТСЖ и включая в договор пункт 9.1.1. в редакции "Расчеты абонентом за отведение сточных вод от использования горячей воды за период с 01.04.2007 г. по 31.12.2008 г. будут производиться исходя из количества проживающих в жилых домах граждан и норм потребления горячей воды 120 литров на человека в сутки", указал, что согласно приложению N 2 к распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 04.01.1992 г. N 16 (в редакции Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 22.06.2000 г. N 676р, Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 02.07.2002 г. N 1067-ра), население, проживающее в квартирах, оборудованных водопроводом и канализацией, но не имеющих ванн, оплачивает услуги коммунальных, водопроводных и канализационных предприятий исходя из 120 литров на одного человека в сутки.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
На основании ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 Постановления от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В силу п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307), в случае, если исполнителем является, в том числе товарищество собственников жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правилами N 307 установлено, что объем (количество) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, приобретаемый исполнителем услуг (ТСЖ), должен быть оплачен им исходя из стоимости и фактического объема ресурса, определенного ресурсоснабжающей организации по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета или расчетным путем, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 1 Приложения N 2 к Правилам N 307).
Материалами дела подтверждено, что в многоквартирных домах N 29, лит. А и дом N 31, лит. А по улице Демьяна Бедного, исполнителем услуг по которым является истец, в период с 01.04.2007 по 31.12.2008 отсутствовали приборы учета.
Порядок определения объема водоотведения горячей воды регламентирован Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 167 от 12.02.1999 и Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11, в соответствии с которыми объем сброса в систему коммунальной канализации горячей воды и конденсата пара при отсутствии приборов учета горячей воды и пара определяется по максимальной расчетной нагрузке.
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р "Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления и горячего водоснабжения" утверждены нормативы потребления населением тепловой энергии на горячее водоснабжение в размере 0,27 Гкал/чел., что составляет 150 литров горячей воды на человека в сутки.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга от 24.01.2000 N 2 "Об исключении затрат на водоотведение горячей воды из тарифов на тепловую энергию" определено, что в соответствии с распоряжением N 1388-р, при расчетах за водоотведение горячей воды, при отсутствии приборов учета считать 150 литров на человека в сутки расчетным расходом горячей воды, качество которой соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация, раздел 2. "Качество и температура воды в системах водоснабжения".
При таких обстоятельствах, при отсутствии приборов учета в соответствии с максимальной расчетной нагрузкой, установленной нормативными актами, норматив потребления горячей воды в спорный период установлен в размере 150 литров на человека в сутки. По указанному нормативу производится расчет стоимости водоотведения использованной горячей воды.
Материалами дела подтверждено, и не оспаривается сторонами, что многоквартирные дома N 29, лит. А и дом N 31, лит. А по улице Демьяна Бедного, не оборудованы ваннами.
Вышеуказанными нормативными актами не разграничен объем потребления горячей воды и ее отведения для квартир имеющих ванны и для квартир их не имеющих. Норма расхода определена в едином параметре.
Таким образом, при расчетах за отведение сточных вод от использования горячей воды, в домах, не имеющих ванн, расчетный показатель, подлежащий применению равен 150 литров воды на человека в сутки.
Заявленные требования истца не основаны на нормах материального права и удовлетворению не подлежат.
Распоряжение Мэра Санкт-Петербурга N 16-р от 01.01.1992 не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку определенные им средние нормы расхода установлены для холодного водопотребления. В рассматриваемом деле подлежат определению нормы расхода горячей воды при потреблении и сбросе горячей воды в системы коммунальной канализации.
Кроме того, суд первой инстанции руководствовался п. 4 Приложения N 2 к распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 04.01.1992 N 16-р, которым установлена норма потребления холодной воды для населения, проживающего в квартирах, оборудованных водопроводом и канализацией, но не имеющих ванн. Однако данный пункт распространяется на квартиры без центрального горячего водоснабжения.
В материалы дела представлены копии технических паспортов на спорные многоквартирные дома, согласно данным которых, дом N 29, лит. А и дом N 31, лит. А по улице Демьяна Бедного, не оборудованы ваннами, но имеют централизованные горячее водоснабжение.
При указанных условиях норма расчета воды установлена п. 1 Приложения 2 к распоряжению N 16-р, в соответствии с которым в квартирах без ванн, но с централизованным горячим водоснабжением, норма равна 180 литров на человека в сутки.
Информационные письма Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 24.11.2006 г. N 01-22-2135/06-00, от 17.01.2008 г. N 01-22-43/08-0-0 не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку, во-первых, не являются нормативными актами, определяющими нормативы потребления коммунальных услуг, а во-вторых, как прямо следует из текста, основаны на Распоряжении Мэра Санкт-Петербурга N 16-р от 01.01.1992, которым нормативы водопотребления и водоотведения горячей воды не определены.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования истца - оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2009 года по делу N А56-58865/2009 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с ТСЖ "Шанс" в пользу Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербург" расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи
ЗАГАРАЕВА Л.П.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)