Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ТСЖ "Остров"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-70452/11-17-603, судьи Поляковой А.Б.,
по заявлению ТСЖ "Остров" (ОГРН 1047796260896, 121552, г. Москва, Островной проезд, дом 10, корп. 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановлений
при участии:
- от заявителя: Борщева О.В. по дов. от 14.10.2010;
- от ответчика: Гребенщиков Э.В. по дов. от 30.12.2011;
ТСЖ "Остров" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 07.06.2011 N 1302-352/2011 о привлечении ТСЖ "ОСТРОВ" к административной ответственности на основании ст. 8.1 КоАП РФ, от 07.06.2011 N 1302-354/2011 о привлечении ТСЖ "ОСТРОВ" к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ, от 07.06.2011 N 1302-350/2011 о привлечении ТСЖ "ОСТРОВ" к административной ответственности на основании ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением суда от 31.10.2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административных правонарушений, предусмотренных 8.1 КоАП РФ, 8.2 КоАП РФ, 8.41 КоАП РФ, отсутствии нарушений процедуры привлечения ТСЖ к административной ответственности.
ТСЖ "Остров" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом автор жалобы ссылается на то, что заявитель является управляющей организацией, деятельность напрямую не связана с обращением с отходами, следовательно, ТСЖ не требуется подавать сведения в Сводный кадастр отходов на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку за него это делают подрядные организации, осуществляющие вывоз отходов.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Департамента природопользования охраны окружающей среды города Москвы от 16.02.2011 N 1302-45/2011 в период с 19.04.2011 по 11.05.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения ТСЖ "Остров" требований природоохранного законодательства по адресу: г. Москва, Островной проезд, д. 10, корп. 1.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей природной среды от 11.05.2011 N 1302-45/2011.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
- проект предельно допустимых выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, временно согласованные выбросы не представлены, что является нарушением ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",
- не представлен проект нормативов образования отходов, документ об утверждении нормативов образования отходов, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
- не представлен расчет платы за негативное воздействие (плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов) за 2 - 4 кв. 2010 года и 1 кв. 2011 года, что является нарушением п. 1 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 23 Закона об отходах производства и потребления, п. п. 1 и 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду",
- не представлены паспорта опасных отходов, что является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления.
- По результатам проверки 18.05.2011 государственным инспектором города Москвы по охране природы в отношении ТСЖ "Остров" составлены протокол об административном правонарушении N 1302-352/2011 по ст. 8.1 КоАП РФ, выразившемся в отсутствии разработанного проекта предельно доступных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- протокол об административном правонарушении N 1302-354/2011 по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившемся в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и документа об утверждении нормативов образования отходов;
- протокол об административном правонарушении N 1302-350/2011 по ст. 8.41 КоАП РФ, выразившемся в не невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2-4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года.
Постановлением N 1302-352/2011 от 07.06.2011 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, ТСЖ "Остров" привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Постановлением N 1302-354/2011 от 07.06.2011 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, ТСЖ "Остров" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением N 1302-350/2011 от 07.06.2011 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, ТСЖ "Остров" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности оспариваемых постановлений.
Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов) настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ право рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, предоставлено государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по охране природы.
Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено государственным инспектором города Москвы Марченковой Л.А. в пределах полномочий, предоставленных ей ст. 23.29 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемые постановления вынесены уполномоченным на то органом.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Довод апелляционной жалобы о том, что к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ могут быть привлечены только лица, специализирующиеся на деятельности по обращению с отходами, а доказательств того, что ТСЖ относится к таковым, не представлено, не принимается судебной коллегией во внимание в силу следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки не были представлены паспорта опасных отходов, что является нарушением п. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в результате хозяйственной и иной деятельности, которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с указанной статьей, ТСЖ должно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, либо, сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Факт обращения с отходами подтверждается представленными в материалы административного дела документами, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, действия ТСЖ, выразившееся в осуществлении деятельности без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения составляют действия или бездействие по соблюдению экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Как установлено в ходе проверки, на территории ТСЖ "Остров", расположенного по адресу: г. Москва, Островной проезд, д. 10, стр. 1, выявлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, выразившееся в отсутствии разработанного проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На указанной выше территории ТСЖ "Остров" находятся жилые помещения, в каждом помещении имеется собственные котельные, работающие на газу.
По результатам протоколов исследования промышленных выбросов со стационарных источников ТСЖ "Остров", находящихся по адресу: г. Москва, Островной проезд, д. 10, к. 1, происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ: азот диоксида, азот оксида.
Проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработан в установленном порядке (отсутствует), что является нарушением ст. ст. 12, 14. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Исходя из протоколов исследований промышленных выбросов ТСЖ "Остров" осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и должно разрабатывать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Исходя из изложенных обстоятельств, административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ТСЖ "Остров" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Исходя из положения действующего природоохранного законодательства, негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которых приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Учитывая, что в результате деятельности ТСЖ "Остров" происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом N 7-ФЗ, в обязанности ТСЖ "Остров" входит внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По состоянию на 11.05.2011 ТСЖ "Остров" не был представлен расчет платы за негативное воздействие за 2 - 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года.
Доказательств внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2 - 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года в установленные законом сроки заявителем не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Доводы, приведенные ТСЖ в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ч. 5? ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-70452/11-17-603 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2012 N 09АП-32007/2011 ПО ДЕЛУ N А40-70452/11-17-603
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. N 09АП-32007/2011
Дело N А40-70452/11-17-603
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ТСЖ "Остров"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-70452/11-17-603, судьи Поляковой А.Б.,
по заявлению ТСЖ "Остров" (ОГРН 1047796260896, 121552, г. Москва, Островной проезд, дом 10, корп. 1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановлений
при участии:
- от заявителя: Борщева О.В. по дов. от 14.10.2010;
- от ответчика: Гребенщиков Э.В. по дов. от 30.12.2011;
- установил:
ТСЖ "Остров" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 07.06.2011 N 1302-352/2011 о привлечении ТСЖ "ОСТРОВ" к административной ответственности на основании ст. 8.1 КоАП РФ, от 07.06.2011 N 1302-354/2011 о привлечении ТСЖ "ОСТРОВ" к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ, от 07.06.2011 N 1302-350/2011 о привлечении ТСЖ "ОСТРОВ" к административной ответственности на основании ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением суда от 31.10.2011 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административных правонарушений, предусмотренных 8.1 КоАП РФ, 8.2 КоАП РФ, 8.41 КоАП РФ, отсутствии нарушений процедуры привлечения ТСЖ к административной ответственности.
ТСЖ "Остров" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом автор жалобы ссылается на то, что заявитель является управляющей организацией, деятельность напрямую не связана с обращением с отходами, следовательно, ТСЖ не требуется подавать сведения в Сводный кадастр отходов на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку за него это делают подрядные организации, осуществляющие вывоз отходов.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Департамента природопользования охраны окружающей среды города Москвы от 16.02.2011 N 1302-45/2011 в период с 19.04.2011 по 11.05.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения ТСЖ "Остров" требований природоохранного законодательства по адресу: г. Москва, Островной проезд, д. 10, корп. 1.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей природной среды от 11.05.2011 N 1302-45/2011.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
- проект предельно допустимых выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, временно согласованные выбросы не представлены, что является нарушением ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",
- не представлен проект нормативов образования отходов, документ об утверждении нормативов образования отходов, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
- не представлен расчет платы за негативное воздействие (плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов) за 2 - 4 кв. 2010 года и 1 кв. 2011 года, что является нарушением п. 1 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 23 Закона об отходах производства и потребления, п. п. 1 и 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду",
- не представлены паспорта опасных отходов, что является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления.
- По результатам проверки 18.05.2011 государственным инспектором города Москвы по охране природы в отношении ТСЖ "Остров" составлены протокол об административном правонарушении N 1302-352/2011 по ст. 8.1 КоАП РФ, выразившемся в отсутствии разработанного проекта предельно доступных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- протокол об административном правонарушении N 1302-354/2011 по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившемся в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и документа об утверждении нормативов образования отходов;
- протокол об административном правонарушении N 1302-350/2011 по ст. 8.41 КоАП РФ, выразившемся в не невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2-4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года.
Постановлением N 1302-352/2011 от 07.06.2011 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, ТСЖ "Остров" привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Постановлением N 1302-354/2011 от 07.06.2011 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, ТСЖ "Остров" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением N 1302-350/2011 от 07.06.2011 о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, ТСЖ "Остров" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности оспариваемых постановлений.
Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов) настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ право рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, предоставлено государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по охране природы.
Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено государственным инспектором города Москвы Марченковой Л.А. в пределах полномочий, предоставленных ей ст. 23.29 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемые постановления вынесены уполномоченным на то органом.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Довод апелляционной жалобы о том, что к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ могут быть привлечены только лица, специализирующиеся на деятельности по обращению с отходами, а доказательств того, что ТСЖ относится к таковым, не представлено, не принимается судебной коллегией во внимание в силу следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки не были представлены паспорта опасных отходов, что является нарушением п. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в результате хозяйственной и иной деятельности, которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с указанной статьей, ТСЖ должно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, либо, сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Факт обращения с отходами подтверждается представленными в материалы административного дела документами, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, действия ТСЖ, выразившееся в осуществлении деятельности без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения составляют действия или бездействие по соблюдению экологических требований при эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Как установлено в ходе проверки, на территории ТСЖ "Остров", расположенного по адресу: г. Москва, Островной проезд, д. 10, стр. 1, выявлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, выразившееся в отсутствии разработанного проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На указанной выше территории ТСЖ "Остров" находятся жилые помещения, в каждом помещении имеется собственные котельные, работающие на газу.
По результатам протоколов исследования промышленных выбросов со стационарных источников ТСЖ "Остров", находящихся по адресу: г. Москва, Островной проезд, д. 10, к. 1, происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ: азот диоксида, азот оксида.
Проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработан в установленном порядке (отсутствует), что является нарушением ст. ст. 12, 14. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Исходя из протоколов исследований промышленных выбросов ТСЖ "Остров" осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и должно разрабатывать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Исходя из изложенных обстоятельств, административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ТСЖ "Остров" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Исходя из положения действующего природоохранного законодательства, негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которых приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Учитывая, что в результате деятельности ТСЖ "Остров" происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом N 7-ФЗ, в обязанности ТСЖ "Остров" входит внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По состоянию на 11.05.2011 ТСЖ "Остров" не был представлен расчет платы за негативное воздействие за 2 - 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года.
Доказательств внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2 - 4 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года в установленные законом сроки заявителем не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Доводы, приведенные ТСЖ в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ч. 5? ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2011 по делу N А40-70452/11-17-603 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ
С.Л.ЗАХАРОВ
Судьи
Л.А.МОСКВИНА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Л.А.МОСКВИНА
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)