Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15208/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления от 9 июня 2010 года N 1-199/10 по делу об административном правонарушении
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская" (далее - Общество, ООО "Сибирская") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 9 июня 2010 года N 1-188/10 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и соблюдении Службой порядка привлечения ООО "Сибирская" к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сибирская" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не было учтено, что в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении не описано событие вменяемого административного правонарушения и отсутствует указание на деяние, инкриминируемое Обществу, поскольку нет ссылок на нарушение Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В настоящее время применение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, является незаконным, так как данный нормативный правовой акт носит рекомендательный характер, что подтверждается Письмом Минрегионразвития России от 14 октября 2008 года N 26084-СК/14.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200031501544 и N 67200031501551, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Обществом заявлено ходатайство от 8 ноября 2010 года N 1575 о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей. В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирская" зарегистрировано в качестве юридического лица 24 июля 2008 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1083827001411 (т. 1, л.д. 49). На основании пункта 2.4 Устава основными видами деятельности Общества являются управление эксплуатацией жилого фонда и управление эксплуатации нежилого фонда (т. 1, л.д. 29 - 40).
На основании протокола конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 11 января 2009 года и договора управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года N 1197/9, заключенного с Администрацией г. Иркутска, Общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом N 59 по ул. Баррикад в г. Иркутске (т. 1, л.д. 10 - 28, 69 - 87).
22 апреля 2010 года в Службу поступила жалоба от гражданки Парфеновой Валентины Тимофеевны, проживающей по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 59, кв. 3, в которой обращалось внимание на ненадлежащее исполнение Обществом обязанностей по содержанию общего имущества данного многоквартирного дома (т. 1, л.д. 88 - 89).
С целью проверки информации, содержащейся в жалобе Парфеновой В.Т., на основании распоряжения от 12 мая 2010 года N 1042-ср-п (т. 1, л.д. 67 - 68) должностным лицом Службы 19 мая 2010 года (с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут) в отношении Общества проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 19 мая 2010 года N 1042/10 (т. 1, л.д. 64 - 65) и выдано предписание от 27 мая 2010 года N 1042/10 (т. 1, л.д. 60 - 61).
О предстоящей внеплановой проверке Общество было извещено уведомлением от 12 мая 2010 года N 1042/10, полученным ООО "Сибирская" 13 мая 2010 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т. 1, л.д. 66).
При проведении проверки присутствовали представители ООО "Сибирская" - Жукова Н.А. и Пономаренко М.С.
В акте проверки зафиксированы следующие выявленные нарушения:
- - разрушение штукатурки стен, потолков, окрасочного и побелочного слоев стен и потолков в подъездах, тамбурах;
- - неисправность отмостки (отошла от наружных стен, трещины, провалы, растет трава);
- - неисправность электропроводки и электроприборов на лестничных площадках, при входе в подъезд, наличие скруток, времянок, неисправность поэтажных электрощитов (пожароопасное состояние);
- - неисправность входных дверей и оконных переплетов (рассохлись, покоробились, расшатаны в углах, частично отсутствует фурнитура);
- - неисправность остекления в подъездах (выполнено в одну нитку, разбитые стекла, местами фанера, мусор, грязь);
- - неисправность наружного водостока, повреждение желобов, приемных воронок, раструбов, отметов;
- - неисправность системы канализации (негерметичны стыки соединений, просадка отдельными местами);
- - неисправность фундамента (наличие трещин, сколов и выпадение отдельных камней в надземной части цоколя);
- - неисправность кирпичных стен фасада (выкрошивание и выпадение отдельных кирпичей на всей плоскости стен, в карнизе и перемычках);
- - массовые разрушения кровли, большое количество протечек по всей плоскости;
- - неисправность дощатых полов в подъездах (стертость досок в ходовых местах, прогибы и просадки, массовые разрушения покрытия и основания);
- - не проводится уборка подъездов;
- - коррозия трубопроводов (ржавчина, хомуты), нарушена теплоизоляция трубопроводов (наличие коррозии, хомутов на стояках ГВС, системы отопления и ХВС в местах общего пользования и местами в жилых помещениях);
- - неудовлетворительное состояние придомовой территории, неисправность малых архитектурных форм, территория используется в основном для служебного и личного транспорта ГУИН;
- - неисправность горячего водоснабжения (массовые повреждения, коррозия, неисправность запорно-регулирующей арматуры, частое отсутствие горячей воды);
- - неисправность работы системы вентиляции, отсутствие актов на прочистку каналов;
- - неисправность системы канализации (прочистки, прогибы, частые засоры).
По фактам разрушения штукатурки, окрасочного и побелочного слоев стен потолков в подъездах, неисправности электропроводки и электроприборов на лестничных площадках, при входе в подъезд, наличия скруток, времянок, неисправности поэтажных электрощитов, неисправности остекления в подъездах, неисправности оконных и дверных блоков, неисправности наружного водостока, повреждения желобов, приемных воронок, раструбов, неисправности дощатых полов в подъездах и отсутствия уборки подъездов в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, о чем 27 мая 2010 года составлен соответствующий протокол N 0203/10 (т. 1, л.д. 62 - 63).
Постановлением от 9 июня 2010 года N 1-199/10 по делу об административном правонарушении (т. 1, л.д. 9 и 58) ООО "Сибирская" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, объективную сторону указанного правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ (в системной связи со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов: их собственники; товарищества собственников жилья; жилищные кооперативы; специализированные потребительские кооперативы; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно подпункту а) пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Как отмечалось выше, Общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 59.
Из пункта 1.2 договора управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года следует, что целью этого договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 1.2 этого договора управляющая организация (ООО "Сибирская") по заданию собственника (Администрации г. Иркутска) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
По условиям названного договора управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством в интересах собственника и сообразно целям договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм (пункт 2.1.1); оказывать услуги, выполнять работы надлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, установленному в приложении N 2 к договору (пункт 2.1.2).
Приложением N 2 к договору предусмотрены, в частности, следующие обязательные работы: влажное подметание и мытье полов во всех помещениях общего пользования, укрепление водосточных труб, замена разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования, ремонт и укрепление входных дверей.
Таким образом, на основании приведенных норм жилищного законодательства и условий договора Общество как управляющая организация обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества места общего пользования (подъезды, входные двери, подъездные окна, лестницы и т.д.) относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- - соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый, в том числе управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
- - уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, уборку мест общего пользования. В этом нормативном акте установлены конкретные требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что приведенные требования Правил содержания общего имущества, а также пункты 2.3.4, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.18, 4.1.1, 4.1.11, 4.4.2, 4.4.3, 4.6.4.1, 4.7.24, 4.8.14, 5.6.2, 5.6.6 и 8.14 Правил и норм технической эксплуатации Обществом выполнялись ненадлежащим образом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что несоблюдение Правил и норм технической эксплуатации не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности, поскольку они носят рекомендательный характер, судом апелляционной инстанции признается необоснованным. Указанные правила и нормы являются действующими, они разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности.
Более того, в пункте 2.1.1 договора управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года указано, что управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм.
Следовательно, административный орган и суд первой инстанции правомерно руководствовались Правилами и нормами технической эксплуатации при рассмотрении дела и квалификации действий ООО "Сибирская" по статье 7.22 КоАП РФ.
Факты нарушения правил и норм содержания жилого фонда, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 59 установлены административным органом и подтверждены материалами дела (акт проверки от 19 мая 2010 года, протокол об административном правонарушении от 27 мая 2010 года, жалоба Парфеновой В.Т. от 22 апреля 2010 года, договор управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года).
Судом первой инстанции (применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела) дана верная характеристика каждого из элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в том числе субъективной стороны. Надлежащие доказательства принятия Обществом всех необходимых и зависящих мер для соблюдения правил и норм содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях Общества наличествуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, при этом в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, вопреки утверждениям заявителя апелляционной жалобы, подробно описано, в чем именно выразилось нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений), а также имеются указания на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении соответствующих пунктов Правил и норм технической эксплуатации.
Отсутствие в оспариваемом постановлении ссылок на Правила содержания общего имущества не свидетельствует само по себе о недоказанности Службой наличия в действиях Общества события рассматриваемого административного правонарушения и незаконности данного постановления.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела ООО "Сибирская" извещалось заблаговременно (т. 1, л.д. 59 и 63), что им не оспаривается, административный штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Относительно порядка обжалования настоящего постановления суд апелляционной инстанции считает необходимым разъяснить следующее.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что резолютивная часть настоящего постановления вынесена 25 ноября 2010 года, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15208/10, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15208/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.11.2010 ПО ДЕЛУ N А19-15208/10
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2010 г. по делу N А19-15208/10
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15208/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирская" к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления от 9 июня 2010 года N 1-199/10 по делу об административном правонарушении
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская" (далее - Общество, ООО "Сибирская") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган, Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 9 июня 2010 года N 1-188/10 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и соблюдении Службой порядка привлечения ООО "Сибирская" к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сибирская" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не было учтено, что в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении не описано событие вменяемого административного правонарушения и отсутствует указание на деяние, инкриминируемое Обществу, поскольку нет ссылок на нарушение Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В настоящее время применение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, является незаконным, так как данный нормативный правовой акт носит рекомендательный характер, что подтверждается Письмом Минрегионразвития России от 14 октября 2008 года N 26084-СК/14.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200031501544 и N 67200031501551, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Обществом заявлено ходатайство от 8 ноября 2010 года N 1575 о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей. В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Сибирская" зарегистрировано в качестве юридического лица 24 июля 2008 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1083827001411 (т. 1, л.д. 49). На основании пункта 2.4 Устава основными видами деятельности Общества являются управление эксплуатацией жилого фонда и управление эксплуатации нежилого фонда (т. 1, л.д. 29 - 40).
На основании протокола конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 11 января 2009 года и договора управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года N 1197/9, заключенного с Администрацией г. Иркутска, Общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом N 59 по ул. Баррикад в г. Иркутске (т. 1, л.д. 10 - 28, 69 - 87).
22 апреля 2010 года в Службу поступила жалоба от гражданки Парфеновой Валентины Тимофеевны, проживающей по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 59, кв. 3, в которой обращалось внимание на ненадлежащее исполнение Обществом обязанностей по содержанию общего имущества данного многоквартирного дома (т. 1, л.д. 88 - 89).
С целью проверки информации, содержащейся в жалобе Парфеновой В.Т., на основании распоряжения от 12 мая 2010 года N 1042-ср-п (т. 1, л.д. 67 - 68) должностным лицом Службы 19 мая 2010 года (с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут) в отношении Общества проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен Акт проверки от 19 мая 2010 года N 1042/10 (т. 1, л.д. 64 - 65) и выдано предписание от 27 мая 2010 года N 1042/10 (т. 1, л.д. 60 - 61).
О предстоящей внеплановой проверке Общество было извещено уведомлением от 12 мая 2010 года N 1042/10, полученным ООО "Сибирская" 13 мая 2010 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (т. 1, л.д. 66).
При проведении проверки присутствовали представители ООО "Сибирская" - Жукова Н.А. и Пономаренко М.С.
В акте проверки зафиксированы следующие выявленные нарушения:
- - разрушение штукатурки стен, потолков, окрасочного и побелочного слоев стен и потолков в подъездах, тамбурах;
- - неисправность отмостки (отошла от наружных стен, трещины, провалы, растет трава);
- - неисправность электропроводки и электроприборов на лестничных площадках, при входе в подъезд, наличие скруток, времянок, неисправность поэтажных электрощитов (пожароопасное состояние);
- - неисправность входных дверей и оконных переплетов (рассохлись, покоробились, расшатаны в углах, частично отсутствует фурнитура);
- - неисправность остекления в подъездах (выполнено в одну нитку, разбитые стекла, местами фанера, мусор, грязь);
- - неисправность наружного водостока, повреждение желобов, приемных воронок, раструбов, отметов;
- - неисправность системы канализации (негерметичны стыки соединений, просадка отдельными местами);
- - неисправность фундамента (наличие трещин, сколов и выпадение отдельных камней в надземной части цоколя);
- - неисправность кирпичных стен фасада (выкрошивание и выпадение отдельных кирпичей на всей плоскости стен, в карнизе и перемычках);
- - массовые разрушения кровли, большое количество протечек по всей плоскости;
- - неисправность дощатых полов в подъездах (стертость досок в ходовых местах, прогибы и просадки, массовые разрушения покрытия и основания);
- - не проводится уборка подъездов;
- - коррозия трубопроводов (ржавчина, хомуты), нарушена теплоизоляция трубопроводов (наличие коррозии, хомутов на стояках ГВС, системы отопления и ХВС в местах общего пользования и местами в жилых помещениях);
- - неудовлетворительное состояние придомовой территории, неисправность малых архитектурных форм, территория используется в основном для служебного и личного транспорта ГУИН;
- - неисправность горячего водоснабжения (массовые повреждения, коррозия, неисправность запорно-регулирующей арматуры, частое отсутствие горячей воды);
- - неисправность работы системы вентиляции, отсутствие актов на прочистку каналов;
- - неисправность системы канализации (прочистки, прогибы, частые засоры).
По фактам разрушения штукатурки, окрасочного и побелочного слоев стен потолков в подъездах, неисправности электропроводки и электроприборов на лестничных площадках, при входе в подъезд, наличия скруток, времянок, неисправности поэтажных электрощитов, неисправности остекления в подъездах, неисправности оконных и дверных блоков, неисправности наружного водостока, повреждения желобов, приемных воронок, раструбов, неисправности дощатых полов в подъездах и отсутствия уборки подъездов в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, о чем 27 мая 2010 года составлен соответствующий протокол N 0203/10 (т. 1, л.д. 62 - 63).
Постановлением от 9 июня 2010 года N 1-199/10 по делу об административном правонарушении (т. 1, л.д. 9 и 58) ООО "Сибирская" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, объективную сторону указанного правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ (в системной связи со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов: их собственники; товарищества собственников жилья; жилищные кооперативы; специализированные потребительские кооперативы; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации).
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, согласно подпункту а) пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Как отмечалось выше, Общество является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 59.
Из пункта 1.2 договора управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года следует, что целью этого договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 1.2 этого договора управляющая организация (ООО "Сибирская") по заданию собственника (Администрации г. Иркутска) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
По условиям названного договора управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством в интересах собственника и сообразно целям договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм (пункт 2.1.1); оказывать услуги, выполнять работы надлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома согласно Перечню обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома, установленному в приложении N 2 к договору (пункт 2.1.2).
Приложением N 2 к договору предусмотрены, в частности, следующие обязательные работы: влажное подметание и мытье полов во всех помещениях общего пользования, укрепление водосточных труб, замена разбитых стекол окон и дверей в помещениях общего пользования, ремонт и укрепление входных дверей.
Таким образом, на основании приведенных норм жилищного законодательства и условий договора Общество как управляющая организация обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту такого имущества.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества места общего пользования (подъезды, входные двери, подъездные окна, лестницы и т.д.) относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- - соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- - соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
На основании пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности:
- - осмотр общего имущества, осуществляемый, в том числе управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
- - обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
- - уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, уборку мест общего пользования. В этом нормативном акте установлены конкретные требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что приведенные требования Правил содержания общего имущества, а также пункты 2.3.4, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.8, 3.2.9, 3.2.18, 4.1.1, 4.1.11, 4.4.2, 4.4.3, 4.6.4.1, 4.7.24, 4.8.14, 5.6.2, 5.6.6 и 8.14 Правил и норм технической эксплуатации Обществом выполнялись ненадлежащим образом.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что несоблюдение Правил и норм технической эксплуатации не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности, поскольку они носят рекомендательный характер, судом апелляционной инстанции признается необоснованным. Указанные правила и нормы являются действующими, они разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности.
Более того, в пункте 2.1.1 договора управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года указано, что управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм.
Следовательно, административный орган и суд первой инстанции правомерно руководствовались Правилами и нормами технической эксплуатации при рассмотрении дела и квалификации действий ООО "Сибирская" по статье 7.22 КоАП РФ.
Факты нарушения правил и норм содержания жилого фонда, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, д. 59 установлены административным органом и подтверждены материалами дела (акт проверки от 19 мая 2010 года, протокол об административном правонарушении от 27 мая 2010 года, жалоба Парфеновой В.Т. от 22 апреля 2010 года, договор управления многоквартирным домом от 15 февраля 2009 года).
Судом первой инстанции (применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела) дана верная характеристика каждого из элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в том числе субъективной стороны. Надлежащие доказательства принятия Обществом всех необходимых и зависящих мер для соблюдения правил и норм содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в действиях Общества наличествуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, при этом в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, вопреки утверждениям заявителя апелляционной жалобы, подробно описано, в чем именно выразилось нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений), а также имеются указания на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении соответствующих пунктов Правил и норм технической эксплуатации.
Отсутствие в оспариваемом постановлении ссылок на Правила содержания общего имущества не свидетельствует само по себе о недоказанности Службой наличия в действиях Общества события рассматриваемого административного правонарушения и незаконности данного постановления.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела ООО "Сибирская" извещалось заблаговременно (т. 1, л.д. 59 и 63), что им не оспаривается, административный штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Относительно порядка обжалования настоящего постановления суд апелляционной инстанции считает необходимым разъяснить следующее.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что резолютивная часть настоящего постановления вынесена 25 ноября 2010 года, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15208/10, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2010 года по делу N А19-15208/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)