Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2012 ПО ДЕЛУ N А31-1646/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2012 г. по делу N А31-1646/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Игнатович Т.В., действующей на основании доверенности от 20.05.2012, Воробьевой Л.А., действующей на основании доверенности от 01.08.2012, Гатиной М.В., действующей на основании доверенности от 06.09.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.05.2012 по делу N А31-1646/2012, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" (ОГРН 1064401041638, г. Кострома, микрорайон Юбилейный, д. 3)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (г. Кострома, ул. Маршала Новикова, д. 37),
о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" (далее - заявитель, Общество, ООО "Юбилейный 2007") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания Инспекции от 20.01.2012 N 7-04 в части требования по установке на обслуживаемой придомовой территории дома N 9 по улице Чайковского в городе Костроме сборников для твердых бытовых отходов.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Юбилейный 2007" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь не несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что жители многоквартирного дома имеют возможность пользоваться контейнером для сбора мусора, расположенным у дома N 11 по улице Чайковского; требование Инспекции о размещении сборника для твердых бытовых отходов у дома N 9 противоречит решению комиссии от 27.03.2012 и требованиям законодательства; срок действия договора управления многоквартирным домом истек 01.04.2012.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.04.2007 ООО "Юбилейный 2007" и собственниками жилых помещений дома N 9 по улице Чайковского города Костромы заключен договор управления указанным многоквартирным домом (л.д. 62-65).
В период с 13.01.2012 по 20.01.2012 на основании приказа Инспекции от 12.01.2012 (л.д. 16-17) ответчиком в отношении Общества проведена выездная внеплановая проверка с целью рассмотрения жалобы жителей дома N 9 по улице Чайковского города Костромы. По результатам проверки составлен акт от 20.01.2012 (л.д. 18-21). Из указанного акта следует, что в ходе проверки, в том числе установлен факт наличия на придомовой территории контейнерной площадки и отсутствие на ней мусоросборника для твердых бытовых отходов и ограждения.
20.01.2012 Инспекция выдала Обществу предписание об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставления коммунальных услуг (л.д. 22-23). Пунктом 5 указанного предписания на заявителя возложена обязанность обеспечить установку сборников для твердых отходов на контейнерной площадке, расположенной на обслуживаемой Обществом придомовой территории дома N 9 по улице Чайковского в городе Костроме.
Не согласившись с предписанием Инспекции от 20.01.2012 в части обязанности, возложенной на Общество пунктом 5 данного предписания, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установив, что предписание Инспекции в обжалуемой его части не противоречит законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктами 1.1, 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда) настоящие Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1).
Согласно части 7 статьи 6 Закона Костромской области от 24.04.2008 N 304-4-ЗКО "Об обеспечении чистоты на территории Костромской области" в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных контейнерных площадках. Места размещения и тип ограждения контейнерных площадок определяются органами местного самоуправления. На территориях муниципальных образований, за исключением хозяйствующих субъектов, организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которых возложена обязанность по организации и (или) производству работ по уборке и содержанию территорий в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, лица, ответственные за содержание контейнерных площадок, определяются органами местного самоуправления. В соответствии с санитарными требованиями площадка для установления контейнеров, дворовые уборные должны быть удалены от частных домовладений, многоквартирных жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно с участием отдела архитектуры и градостроительства муниципального образования, представителей хозяйствующего субъекта.
Из пунктов 2, 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (далее - Положение о государственной жилищной инспекции) следует, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации (пункт 2). Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункт 5).
В соответствии с пунктами 1, подпунктами 1, 2 пункта 10 Положения о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 17.08.2007 N 364, государственная жилищная инспекция Костромской области (далее - госжилинспекция) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим на территории Костромской области государственный контроль в сфере жилищных отношений в соответствии с полномочиями и функциями, определенными настоящим Положением. Госжилинспекция входит в систему органов государственной жилищной инспекции Российской Федерации (пункт 1). Госжилинспекция осуществляет, в том числе, контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению Костромской области жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (подпункт 1 пункта 10); по итогам мероприятий по контролю составление и выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений (подпункт 2 пункта 10).
Материалами дела подтверждено, что Общество является управляющей компанией в отношении дома N 9 по улице Чайковского города Костромы и выполняет, в том числе функции управления общим имуществом данного многоквартирного дома с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания собственников жилых помещений и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Однако, в нарушение указанных требований законодательства заявитель не обеспечил установку на придомовой территории указанного многоквартирного дома сборника для твердых бытовых отходов.
При таких обстоятельствах Инспекция имела основания для выдачи предписания об устранении указанного нарушения законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жители многоквартирного дома имеют возможность пользоваться контейнером для сбора мусора, расположенным у дома N 11 по улице Чайковского, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки соответствующих выводов суда из материалов дела не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование Инспекции о размещении сборника для твердых бытовых отходов у дома N 9 противоречит решению комиссии от 27.03.2012 и требованиям законодательства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку акт комиссии, в котором отражено указанное решение, составлен 27.03.2012, тогда как обжалуемое предписание вынесено Инспекцией 20.01.2012, то есть за два месяца до составления акта комиссии. По смыслу арбитражного процессуального законодательства арбитражный суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта на момент его издания с учетом обстоятельств, имевших место в период до его принятия.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок действия договора управления многоквартирным домом истек 01.04.2012, также не принимается судом апелляционной инстанции как не свидетельствующий о незаконности обжалуемого предписания, требования которого подлежали исполнению до 10.02.2012.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 28.05.2012 по делу N А31-1646/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юбилейный 2007" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ИВШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)