Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-6225/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городок" (ИНН 5802006775, ОГРН 1075802000075) к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании предписания от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания,
установил:
в Арбитражный суд Пензенской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Городок" (далее - ООО "Городок", заявитель, общество) с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) о признании недействительным предписания от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ростехнадзор просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, поэтому дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В ходе плановой проверки общества на основании распоряжения от 18.08.2011 N 581-Р с целью осуществления контроля выполнения и соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
- слесари в штате организации не обучены и не аттестованы на знание Правил технической эксплуатации тепловых установок (ПТЭТЭ) (пункт 2.1.1 ПТЭТЭ).
- по дому N 1 по ул. Белинского: не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания (пункт 9.2.12 ПТЭТЭ); не проведена промывка системы отопления здания (пункт 9.2.9 ПТЭТЭ); отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания (пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ); отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания (пункт 9.1.5 ПТЭТЭ); отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 2010 - 2011 гг. тепловых пунктов здания (пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ); специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов, отсутствует оперативный журнал (пункт 9.1.55 ПТЭТЭ); часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку (пункт 2.9.1 ПТЭТЭ); на части трубопроводов и тепловой энергоустановке отсутствует тепловая изоляция (пункты 9.12, 9.3.7 ПТЭТЭ).
- по дому N 3 по ул. Театральный проезд: не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания (пункт 9.2.12 ПТЭТЭ); не проведена промывка системы отопления здания (пункт 9.2.9 ПТЭТЭ); отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания (пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ); отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания (пункт 9.1.5 ПТЭТЭ); отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 2010-2011 года тепловых пунктов здания (пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ); специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов, отсутствует оперативный журнал (пункт 9.1.55 ПТЭТЭ); часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку (пункт 2.9.1 ПТЭТЭ).
- по дому N 87 по ул. Советская: не проведена промывка системы отопления здания (пункт 9.2.9 ПТЭТЭ); не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания (9.2.12 ПТЭТЭ); манометры, использующиеся в тепловой энергоустановке здания, не прошли метрологическую поверку (пункт 2.9.1 ПТЭТЭ).
По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 05.08.2011 N 581-5113.
12.10.2011 заявитель сообщил Ростехнадзору об исполнении пунктов 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19 предписания. В остальной части заявитель с предписанием не согласился, оспаривая в арбитражном суде пункты 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания.
Судами установлено, что оспариваемыми пунктами предписания заявителю предписано совершить действия, направленные на устранение нарушения следующих норм.
Согласно пункту 2.1.1 ПТЭТЭ эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
В соответствии с пунктом 2.7.1 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией.
Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации.
В силу пункта 2.8.1 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей.
В пункте 2.8.6 ПТЭТЭ (пункты 4, 12 предписания) указано, что в инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: краткое техническое описание энергоустановки; критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; порядок технического обслуживания; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки. По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены.
Согласно пункту 9.1.5 ПТЭТЭ, которому на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт.
Согласно пункту 1.1 ПТЭТЭ, данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов по Цельсию на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 ПТЭТЭ).
В целях ПТЭТЭ тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя; тепловой пункт-комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Пункты 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания направлены на устранение нарушений, допущенных, по мнению ответчика, при осуществлении заявителем деятельности в жилых домах по адресам: ул. Белинского, д. 1, Театральный проезд, д. 3 в г. Каменка Пензенской области.
Собственниками помещений указанных жилых домов избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 2.1 статьи 164 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3 статьи 164 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.06 (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно пункту 1 названных Правил в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
В числе прочего в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома (подпункт "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества).
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" пункта 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил содержания общего имущества). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ (пункт 28 Правил содержания общего имущества).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (пункт 32 Правил содержания общего имущества).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что собственниками помещений в жилых домах, при осуществлении деятельности в которых ответчиком выявлены нарушения, избран способ непосредственного управления многоквартирным домом. По правилам статьи 164 ЖК РФ между представителями собственников и обществом заключены договоры о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В приложениях N 1 к указанным договорам сторонами определены состав общего имущества и границы обслуживания, в приложениях N 2 согласован перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 4 Приложения N 1 к договорам о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, регулирующей и запорной арматуры.
Относительно системы отопления общество в соответствии с приложением N 2 к названным договорам приняло на себя выполнение следующих работ: при проведении технических осмотров или по заявке: устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре, разборка, осмотр и очистка вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры и др.); смена участков трубопроводов; при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период: ремонт, регулировка и гидравлические испытание систем отопления; укомплектование тепловых вводов поверенными контрольно-измерительными приборами. Обслуживание, эксплуатация тепловых пунктов, тепловых энергоустановок, в понимании, определенном ПТЭТЭ, на общество не возложены ни договорами, заключенными с собственниками помещений в жилых домах, ни нормативными актами.
Исходя из системного толкования указанных норм и в совокупности установленных по делу обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, что предписание в оспариваемой части противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А49-6225/2011 без изменения, кассационную жалобу Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2012 ПО ДЕЛУ N А49-6225/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу N А49-6225/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А49-6225/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городок" (ИНН 5802006775, ОГРН 1075802000075) к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании предписания от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания,
установил:
в Арбитражный суд Пензенской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Городок" (далее - ООО "Городок", заявитель, общество) с заявлением к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) о признании недействительным предписания от 05.08.2011 N 581-5113 в части возложения обязанностей, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ростехнадзор просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, поэтому дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
В ходе плановой проверки общества на основании распоряжения от 18.08.2011 N 581-Р с целью осуществления контроля выполнения и соблюдения обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
- слесари в штате организации не обучены и не аттестованы на знание Правил технической эксплуатации тепловых установок (ПТЭТЭ) (пункт 2.1.1 ПТЭТЭ).
- по дому N 1 по ул. Белинского: не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания (пункт 9.2.12 ПТЭТЭ); не проведена промывка системы отопления здания (пункт 9.2.9 ПТЭТЭ); отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания (пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ); отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания (пункт 9.1.5 ПТЭТЭ); отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 2010 - 2011 гг. тепловых пунктов здания (пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ); специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов, отсутствует оперативный журнал (пункт 9.1.55 ПТЭТЭ); часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку (пункт 2.9.1 ПТЭТЭ); на части трубопроводов и тепловой энергоустановке отсутствует тепловая изоляция (пункты 9.12, 9.3.7 ПТЭТЭ).
- по дому N 3 по ул. Театральный проезд: не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания (пункт 9.2.12 ПТЭТЭ); не проведена промывка системы отопления здания (пункт 9.2.9 ПТЭТЭ); отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой энергоустановки здания (пункты 2.8.1, 2.8.6 ПТЭТЭ); отсутствует технический паспорт на тепловые пункты здания (пункт 9.1.5 ПТЭТЭ); отсутствует график планово-предупредительного ремонта оборудования на 2010-2011 года тепловых пунктов здания (пункты 2.7.1, 2.7.3 ПТЭТЭ); специалистами организации не проводятся осмотры тепловых пунктов, отсутствует оперативный журнал (пункт 9.1.55 ПТЭТЭ); часть манометров, использующихся в тепловых пунктах здания, не прошли метрологическую поверку (пункт 2.9.1 ПТЭТЭ).
- по дому N 87 по ул. Советская: не проведена промывка системы отопления здания (пункт 9.2.9 ПТЭТЭ); не проведены испытания на плотность и прочность системы отопления здания (9.2.12 ПТЭТЭ); манометры, использующиеся в тепловой энергоустановке здания, не прошли метрологическую поверку (пункт 2.9.1 ПТЭТЭ).
По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 05.08.2011 N 581-5113.
12.10.2011 заявитель сообщил Ростехнадзору об исполнении пунктов 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19 предписания. В остальной части заявитель с предписанием не согласился, оспаривая в арбитражном суде пункты 1, 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания.
Судами установлено, что оспариваемыми пунктами предписания заявителю предписано совершить действия, направленные на устранение нарушения следующих норм.
Согласно пункту 2.1.1 ПТЭТЭ эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
В соответствии с пунктом 2.7.1 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Сроки планово-предупредительного ремонта тепловых энергоустановок устанавливаются в соответствии с требованиями заводов-изготовителей или разрабатываются проектной организацией.
Перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, разрабатывается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и утверждается руководителем организации.
В силу пункта 2.8.1 ПТЭТЭ при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей.
В пункте 2.8.6 ПТЭТЭ (пункты 4, 12 предписания) указано, что в инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: краткое техническое описание энергоустановки; критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; порядок технического обслуживания; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки. По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены.
Согласно пункту 9.1.5 ПТЭТЭ, которому на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт.
Согласно пункту 1.1 ПТЭТЭ, данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов по Цельсию на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Ответственность за выполнение данных Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.7 ПТЭТЭ).
В целях ПТЭТЭ тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя; тепловой пункт-комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Пункты 4, 5, 6, 12, 13, 14 предписания направлены на устранение нарушений, допущенных, по мнению ответчика, при осуществлении заявителем деятельности в жилых домах по адресам: ул. Белинского, д. 1, Театральный проезд, д. 3 в г. Каменка Пензенской области.
Собственниками помещений указанных жилых домов избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 1.1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 2.1 статьи 164 ЖК РФ).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (часть 3 статьи 164 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.06 (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно пункту 1 названных Правил в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
В числе прочего в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома (подпункт "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества).
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" пункта 11 Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ; б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил содержания общего имущества). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ (пункт 28 Правил содержания общего имущества).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (пункт 32 Правил содержания общего имущества).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что собственниками помещений в жилых домах, при осуществлении деятельности в которых ответчиком выявлены нарушения, избран способ непосредственного управления многоквартирным домом. По правилам статьи 164 ЖК РФ между представителями собственников и обществом заключены договоры о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В приложениях N 1 к указанным договорам сторонами определены состав общего имущества и границы обслуживания, в приложениях N 2 согласован перечень работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 4 Приложения N 1 к договорам о содержании и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, регулирующей и запорной арматуры.
Относительно системы отопления общество в соответствии с приложением N 2 к названным договорам приняло на себя выполнение следующих работ: при проведении технических осмотров или по заявке: устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения (набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, приборах и арматуре, разборка, осмотр и очистка вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры и др.); смена участков трубопроводов; при подготовке дома к эксплуатации в осенне-зимний период: ремонт, регулировка и гидравлические испытание систем отопления; укомплектование тепловых вводов поверенными контрольно-измерительными приборами. Обслуживание, эксплуатация тепловых пунктов, тепловых энергоустановок, в понимании, определенном ПТЭТЭ, на общество не возложены ни договорами, заключенными с собственниками помещений в жилых домах, ни нормативными актами.
Исходя из системного толкования указанных норм и в совокупности установленных по делу обстоятельств, судами сделан обоснованный вывод о том, что предписание в оспариваемой части противоречит действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А49-6225/2011 без изменения, кассационную жалобу Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА
Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)