Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - представитель Пруцев С.В. по доверенности N 92 от 13.01.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Топэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2012 по делу N А53-16719/2012
по иску ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго"
к ответчику - ООО "Топэнерго"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Чебановой Л.В.
установил:
открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Топэнерго" о взыскании задолженности в размере 479693 руб. 76 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 135).
Решением от 08.08.2012 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 479693 руб. 76 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что ответчик является управляющей организацией многоквартирных жилых домов и исполнителем коммунальных услуг. Обязанность по оплате поставленной в январе и феврале 2012 года тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика в полном объеме не исполнена.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что объем поставленной тепловой энергии определен неправильно, что подтверждается сведениями о потреблении холодной воды. Норматив потребления коммунальных услуг применен необоснованно. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не могут применяться для регулирования спорных правоотношений. Нормативные потери тепловой энергии учтены два раза. Норматив на тепловую энергию на цели горячего водоснабжения не установлен.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО "РЭУ" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.08.2010 между сторонами заключен договор теплоснабжения N 387 (т. 1 л.д. 13-20), согласно которому ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (поставщик) обязалось подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети ООО "Топэнерго" (потребитель) и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации с максимально часовым отпуском в зависимости от технических возможностей котельных, пропускной способности трубопроводов, а потребитель обязался принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет тепловой энергии осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, техническими инструкциями по эксплуатации приборов, входящих в состав узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) и Рекомендациями по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы.
В пункте 4.6 договора предусмотрено, что при наличии узла учета на источнике тепловой энергии поставщика и при отсутствии либо выходе из строя прибора учета у потребителя, количество тепловой энергии, полученной потребителем, определяется поставщиком и принимается к оплате потребителем на основании показаний приборов учета тепловой энергии котельной, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105).
Согласно пункту 4.9 договора в объем фактически принятой потребителем тепловой энергии по каждому объекту включаются тепловые потери теплосети потребителя от точки поставки до места установки приборов учета, а при отсутствии приборов учета - тепловые потери на наружных сетях потребителя, в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 1), определяемые поставщиком расчетным путем. Результаты расчетов полученной потребителем тепловой энергии, выполненные поставщиком в соответствии с разделом IV договора, отражаются в акте поставки тепловой энергии, и предоставляются потребителю при согласовании акта поставки в срок до 1-го числа рабочего дня месяца, следующего за отчетным (пункт 4.10 договора).
В силу пунктов 5.4.1, 5.4.2 договора оплата за потребленную тепловую энергию производится в следующем порядке: до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, потребитель своим платежным поручением оплачивает 60% фактически потребленной тепловой энергии в предыдущем месяце. Окончательный расчет за фактически принятую тепловую энергию производится потребителем до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, путем акцепта платежного требования поставщика, предъявленного в банк потребителя до 7 числа месяца, следующего за отчетным.
Во исполнение названного договора в период с января по февраль 2012 года поставщик поставил в многоквартирные дома потребителя тепловую энергию.
По акту N 00000217 от 31.01.2012 потребителю поставлено 1789,180 Гкал на сумму 2548740 руб. 59 коп. (т. 1 л.д. 30).
По акту N 00000662 от 29.02.2012 потребителю поставлено 1884,070 Гкал на сумму 2683914 руб. 24 коп. (т. 1 л.д. 27).
Акты со стороны потребителя не подписаны.
Потребитель оплатил задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 2216790 руб. 58 коп.
В связи с неисполнением потребителем обязанности по оплате поставленной энергии в полном объеме, ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В данном случае потребителем энергии является управляющая организация, то есть исполнитель коммунальных услуг для собственников помещений дома.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ".
Таким образом, согласно положениям указанных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Изложенная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.09 N 525/09, согласно которому применение тарифа, установленного Региональной службой по тарифам и определение количества потребленной энергии без учета норматива потребления противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней.
Доводы заявителя жалобы о том, что объем поставленной тепловой энергии определен неправильно, что подтверждается сведениями о потреблении холодной воды, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Ответчиком не оспаривается, что дома, находящиеся в управлении ответчика, общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы.
Таким образом, объем отпущенной воды обоснованно определен истцом на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
Постановлением Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009 установлен норматив количества тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,045 Гкал за 1 куб. м (пункты 2, 3 приложения N 1), подлежащий применению в совокупности с установленными этим постановлением нормативами потребления горячей воды, дифференцированными в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов (приложение N 2).
Примененные истцом нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлены органом, который на день их установления обладал в силу закона соответствующими полномочиями, а после внесения изменений в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ уполномоченным органом государственной власти Ростовской области не были установлены иные нормативы, постольку расчет произведен с использованием нормативов, установленных администрацией г. Таганрога.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в г. Таганроге централизованное горячее водоснабжение осуществляется по закрытой схеме, то есть без непосредственного отбора теплоносителя из тепловой сети. Холодная вода, поступающая из городского водопровода, нагревается посредством теплоносителя, поступающего от котельных ресурсоснабжающей организации, с помощью водоподогревателей, установленных либо на тепловом пункте многоквартирного дома, либо на центральном тепловом пункте (ЦТП), обслуживающем группу домов. В системе теплоснабжения от котельных ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго" центральные тепловые пункты находятся в ведении как ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго", так и в ведении других организаций (МУП "ЖЭУ", ООО "Энергосберегающие технологии"), осуществляющими по договору с ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго" транспортировку тепловой энергии.
Данные нормативы соответствуют установленной в г. Таганроге схеме, при которой оплата за ресурс "холодная вода" производится муниципальному унитарному предприятию "Управление "Водоканал", а ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго" получает оплату за подогрев воды, в состав исковых требований в части взыскания оплаты горячего водоснабжения входит стоимость тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды, стоимость самой воды в предмет иска не входит. Установленный постановлением Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009 норматив потребления горячей воды использован при расчете для определения объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев потребленной гражданами в спорный период горячей воды, в соответствии с установленной пунктом 3 приложения N 1 к указанному постановлению формулой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2012 N ВАС-4635/12 по делу N А50-3856/2011, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N ВАС-16024/11 по делу N А05-2516/10, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.02.2012 N Ф03-6849/2011 по делу N А51-7968/2009, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2012 по делу N А11-3013/11, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.2012 N Ф03-967/2012 по делу N А04-2452/2011).
Довод заявителя жалобы о том, что использование норматива потребления горячей воды неправомерно, так как норматив на тепловую энергию на цели горячего водоснабжения не установлен, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Действующее законодательство не обусловливает применение норматива горячего водоснабжения, включающего в силу пункта 27 Правил N 306 расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, фактами утечек и потерь горячей воды во внутридомовых сетях.
Таким образом, при существующей схеме горячего водоснабжения и при отсутствии общедомовых приборов учета, истцом правомерно составлен расчет исходя из произведения данных норматива на подогрев воды, норматива потребления горячего водоснабжения, количества проживающих граждан и тарифа на тепловую энергию.
Кроме того, ответчиком произведена частичная оплата потребленной энергии на общую сумму 2216790 руб. 58 коп., что свидетельствует о признании обязанности по оплате задолженности за поставленную тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательства оплаты задолженности в полном объеме в материалы дела не представлены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2012 по делу N А53-16719/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2012 N 15АП-11492/2012 ПО ДЕЛУ N А53-16719/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2012 г. N 15АП-11492/2012
Дело N А53-16719/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - представитель Пруцев С.В. по доверенности N 92 от 13.01.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Топэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2012 по делу N А53-16719/2012
по иску ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго"
к ответчику - ООО "Топэнерго"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Чебановой Л.В.
установил:
открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Топэнерго" о взыскании задолженности в размере 479693 руб. 76 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 135).
Решением от 08.08.2012 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 479693 руб. 76 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что ответчик является управляющей организацией многоквартирных жилых домов и исполнителем коммунальных услуг. Обязанность по оплате поставленной в январе и феврале 2012 года тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика в полном объеме не исполнена.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что объем поставленной тепловой энергии определен неправильно, что подтверждается сведениями о потреблении холодной воды. Норматив потребления коммунальных услуг применен необоснованно. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не могут применяться для регулирования спорных правоотношений. Нормативные потери тепловой энергии учтены два раза. Норматив на тепловую энергию на цели горячего водоснабжения не установлен.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО "РЭУ" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.08.2010 между сторонами заключен договор теплоснабжения N 387 (т. 1 л.д. 13-20), согласно которому ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (поставщик) обязалось подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети ООО "Топэнерго" (потребитель) и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации с максимально часовым отпуском в зависимости от технических возможностей котельных, пропускной способности трубопроводов, а потребитель обязался принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет тепловой энергии осуществляется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, техническими инструкциями по эксплуатации приборов, входящих в состав узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) и Рекомендациями по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы.
В пункте 4.6 договора предусмотрено, что при наличии узла учета на источнике тепловой энергии поставщика и при отсутствии либо выходе из строя прибора учета у потребителя, количество тепловой энергии, полученной потребителем, определяется поставщиком и принимается к оплате потребителем на основании показаний приборов учета тепловой энергии котельной, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105).
Согласно пункту 4.9 договора в объем фактически принятой потребителем тепловой энергии по каждому объекту включаются тепловые потери теплосети потребителя от точки поставки до места установки приборов учета, а при отсутствии приборов учета - тепловые потери на наружных сетях потребителя, в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 1), определяемые поставщиком расчетным путем. Результаты расчетов полученной потребителем тепловой энергии, выполненные поставщиком в соответствии с разделом IV договора, отражаются в акте поставки тепловой энергии, и предоставляются потребителю при согласовании акта поставки в срок до 1-го числа рабочего дня месяца, следующего за отчетным (пункт 4.10 договора).
В силу пунктов 5.4.1, 5.4.2 договора оплата за потребленную тепловую энергию производится в следующем порядке: до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, потребитель своим платежным поручением оплачивает 60% фактически потребленной тепловой энергии в предыдущем месяце. Окончательный расчет за фактически принятую тепловую энергию производится потребителем до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, путем акцепта платежного требования поставщика, предъявленного в банк потребителя до 7 числа месяца, следующего за отчетным.
Во исполнение названного договора в период с января по февраль 2012 года поставщик поставил в многоквартирные дома потребителя тепловую энергию.
По акту N 00000217 от 31.01.2012 потребителю поставлено 1789,180 Гкал на сумму 2548740 руб. 59 коп. (т. 1 л.д. 30).
По акту N 00000662 от 29.02.2012 потребителю поставлено 1884,070 Гкал на сумму 2683914 руб. 24 коп. (т. 1 л.д. 27).
Акты со стороны потребителя не подписаны.
Потребитель оплатил задолженность за поставленную тепловую энергию в размере 2216790 руб. 58 коп.
В связи с неисполнением потребителем обязанности по оплате поставленной энергии в полном объеме, ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В данном случае потребителем энергии является управляющая организация, то есть исполнитель коммунальных услуг для собственников помещений дома.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ".
Таким образом, согласно положениям указанных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Изложенная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.09 N 525/09, согласно которому применение тарифа, установленного Региональной службой по тарифам и определение количества потребленной энергии без учета норматива потребления противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней.
Доводы заявителя жалобы о том, что объем поставленной тепловой энергии определен неправильно, что подтверждается сведениями о потреблении холодной воды, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Ответчиком не оспаривается, что дома, находящиеся в управлении ответчика, общедомовыми приборами учета тепловой энергии не оборудованы.
Таким образом, объем отпущенной воды обоснованно определен истцом на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
Постановлением Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009 установлен норматив количества тепловой энергии на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,045 Гкал за 1 куб. м (пункты 2, 3 приложения N 1), подлежащий применению в совокупности с установленными этим постановлением нормативами потребления горячей воды, дифференцированными в зависимости от степени благоустройства многоквартирных домов (приложение N 2).
Примененные истцом нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлены органом, который на день их установления обладал в силу закона соответствующими полномочиями, а после внесения изменений в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ уполномоченным органом государственной власти Ростовской области не были установлены иные нормативы, постольку расчет произведен с использованием нормативов, установленных администрацией г. Таганрога.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в г. Таганроге централизованное горячее водоснабжение осуществляется по закрытой схеме, то есть без непосредственного отбора теплоносителя из тепловой сети. Холодная вода, поступающая из городского водопровода, нагревается посредством теплоносителя, поступающего от котельных ресурсоснабжающей организации, с помощью водоподогревателей, установленных либо на тепловом пункте многоквартирного дома, либо на центральном тепловом пункте (ЦТП), обслуживающем группу домов. В системе теплоснабжения от котельных ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго" центральные тепловые пункты находятся в ведении как ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго", так и в ведении других организаций (МУП "ЖЭУ", ООО "Энергосберегающие технологии"), осуществляющими по договору с ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго" транспортировку тепловой энергии.
Данные нормативы соответствуют установленной в г. Таганроге схеме, при которой оплата за ресурс "холодная вода" производится муниципальному унитарному предприятию "Управление "Водоканал", а ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго" получает оплату за подогрев воды, в состав исковых требований в части взыскания оплаты горячего водоснабжения входит стоимость тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды, стоимость самой воды в предмет иска не входит. Установленный постановлением Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009 норматив потребления горячей воды использован при расчете для определения объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев потребленной гражданами в спорный период горячей воды, в соответствии с установленной пунктом 3 приложения N 1 к указанному постановлению формулой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2012 N ВАС-4635/12 по делу N А50-3856/2011, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N ВАС-16024/11 по делу N А05-2516/10, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.02.2012 N Ф03-6849/2011 по делу N А51-7968/2009, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2012 по делу N А11-3013/11, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.2012 N Ф03-967/2012 по делу N А04-2452/2011).
Довод заявителя жалобы о том, что использование норматива потребления горячей воды неправомерно, так как норматив на тепловую энергию на цели горячего водоснабжения не установлен, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Действующее законодательство не обусловливает применение норматива горячего водоснабжения, включающего в силу пункта 27 Правил N 306 расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, фактами утечек и потерь горячей воды во внутридомовых сетях.
Таким образом, при существующей схеме горячего водоснабжения и при отсутствии общедомовых приборов учета, истцом правомерно составлен расчет исходя из произведения данных норматива на подогрев воды, норматива потребления горячего водоснабжения, количества проживающих граждан и тарифа на тепловую энергию.
Кроме того, ответчиком произведена частичная оплата потребленной энергии на общую сумму 2216790 руб. 58 коп., что свидетельствует о признании обязанности по оплате задолженности за поставленную тепловую энергию.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательства оплаты задолженности в полном объеме в материалы дела не представлены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2012 по делу N А53-16719/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
С.А.КУЗНЕЦОВ
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)