Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2011 ПО ДЕЛУ N А65-19717/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу N А65-19717/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2011 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 13.12.2011 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Республиканское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Республиканское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2011 г. по делу N А65-19717/2011 (судья Воробьева Р.М.),
по заявлению открытого акционерного общества "Республиканское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 1655066195, ОГРН 1061655061368), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-687/2011 от 02.08.2011 г. ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в размере 596 638
руб.,

установил:

ОАО "Республиканское производственное объединение Жилищно-коммунального хозяйства" г. Казань (далее - заявитель, ОАО "Татсельжилкомхоз") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее - ответчик) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-687/2011 от 02.08.2011 г. ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в размере 596 638 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что положение ООО "УК "Жилкомплекс" на соответствующем товарном рынке (рынок услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома) лишний раз подтверждает недопустимость ведения согласованных действий между ООО "УК Жилкомплекс" и ОАО "Татсельжилкомхоз", так как данные согласованные действия ограничивают доступ на рынок услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома другим хозяйствующим субъектам (кроме ОАО "Татсельжилкомхоз"), что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя.
Не согласившись с выводами суда, ОАО "Татсельжилкомхоз" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, признать недействительным постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-687/2011 от 02.08.2011 г. в связи с его малозначительностью.
В апелляционной жалобе указывает, что намерения совершения согласованных действий ОАО "Татсельжилкомхоз" и ООО "УК "Жилкомсервис" по проведению квалификационного отбора по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов N 34 по ул. Гоголя и N 6 по ул. Королева, расположенных в г. Зеленодольске РТ, не имелось.
Административным органом не установлено наступление тяжелых последствий, в результате допущенного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а следовательно, основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Ранее заявитель к ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался. Совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Податель жалобы также указывает, что с января 2011 г. деятельность ОАО "Татсельжилкомхоз" приостановлена, предприятие находится в тяжелом финансовом положении, что подтверждается имеющимися документами в материалах дела, на расчетных счетах в банках ОАО "АК БАРС" и ОАО "ИнтехБанк" отсутствуют денежные средства, что подтверждается справками о наличии картотеки, поэтому наложение даже минимального административного штрафа повлечет за собой увеличение кредиторской задолженности, что безусловно приведет предприятие к полной неплатежеспособности (банкротству).
В судебное заседание не явились представители открытого акционерного общества "Республиканское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "УК "Жилкомплекс" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами (далее по тексту - МКЖД), и занимает доминирующее положение на локальных рынках услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных границами многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д. N 36 и ул. Королева, д. N 6, что подтверждается анализом состояния конкурентной среды на рынке услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку в услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома входит в том числе обязанность управляющей организации по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, соответственно, организацию, осуществляющую капитальный ремонт в многоквартирных домах г. Зеленодольска ул. Гоголя, д. N 36 и ул. Королева, д. N 6 может выбрать лишь ООО "УК "Жилкомплекс" (до того момента, пока общим собранием собственников помещений функции по управлению домами не будут переданы другой организации или пока не будет изменен способ управления).
15.06.2010 г. в 9 ч. 00 мин. ООО "УК "Жилкомплекс" проводился квалификационный отбор по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту указанных выше домов.
В соответствии с извещением о проведении квалификационного отбора, опубликованным на официальном сайте г. Зеленодольска (zelendol.ru), потенциальным участникам конкурса для предоставления заявок на участие в квалификационном отборе был дан срок с 8 ч. 00 мин. 12.06.2010 г. до 9 ч. 00 мин. 15.06.2010 г.
Исходя из содержания протокола от 15 июня 2010 г. вышеуказанного квалификационного отбора, участником квалификационного отбора являлась единственная организация - ОАО "Татсельжилкомхоз", прошедшая квалификационный отбор.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком было вынесено решение от 31.12.2010 г. N 05-399/2010, которым заявитель и ОАО "Татсельжилкомхоз" были признаны нарушившими пункт 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Фз "О защите конкуренции" в части осуществления согласованных действий при проведении квалификационного отбора, которые привели к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (кроме ОАО "Татсельжилкомхоз").
Решение антимонопольного органа явилось основанием для возбуждения в отношении заявителя производства по делу об административном правонарушении.
20 июля 2011 года в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N А05-687/2011 по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, на основании которого 02.08.2011 года постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-687/2011 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 596 638 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о принятии указанного постановления незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Ответственность по ст. 14.31 КоАП РФ наступает за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
- - результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- - действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 8 ст. 20 Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
В соответствии с главой 10 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 февраля 2010 г. N 84 "Об утверждении Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год", привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется ТСЖ, ЖК, ЖСК и управляющей организацией или специализированной организацией на основании договора с ними в соответствии с регламентом, установленным государственным заказчиком - координатором Программы.
Согласно вышеуказанного постановления, Государственным заказчиком-координатором программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 22 февраля 2010 г. N 5/р утвержден "Регламент проведения электронного отбора подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2010 году" (далее по тексту - Регламент).
Согласно п. 3 и п. 4 Регламента, выбор подрядных организаций на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется путем отбора в электронной форме в системе "Мониторинг объектов жилищного фонда". Организатором электронного отбора выступает товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, либо выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая компания.
В случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управляющей организации, данной управляющей организацией осуществляется отбор подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту дома.
В соответствии с п. 9 Регламента организатор отбора публикует в средствах массовой информации и на сайте Системы ("Мониторинг объектов жилищного фонда") извещение о проведении отбора подрядной организации на проведение капитального ремонта многоквартирного дома не позднее чем за три дня до даты проведения отбора.
Извещение о проведении квалификационного отбора по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, заказчиком которого является заявитель, было размещено на официальном сайте г. Зеленодольска zelenodol.ru. 12 июня 2010 года.
В соответствии с извещением заявителя проведение квалификационного отбора назначено на 15.06.2010 г., потенциальным участникам конкурса для предоставления заявок на участие в квалификационном отборе был дан срок с 8 ч. 00 мин. 12.06.2010 г. по 9 ч. 00 мин. 15.06.2010 г.
На ознакомление с извещением о проведении квалификационного отбора, принятие решения об участии в отборе, сбор и подачу необходимых для участия в конкурсе документов фактически был предоставлен всего один рабочий день, поскольку 13, 14 июня 2010 г. были выходными днями.
Вместе с тем, 12 июня официально является праздничным днем в Российской Федерацией.
В связи с совпадением нерабочего праздничного дня, 12 июня 2010 г. с выходным днем в субботу, 14 июня 2010 г. также являлся дополнительным выходным нерабочим днем в соответствии с положениями действующего трудового законодательства.
С учетом указанных обстоятельств судом правильно отмечено в решении, что для ознакомления потенциальным участникам с извещением о проведении квалификационного отбора, указанного выше, заявителем было предоставлено 3 нерабочих дня, в течение которых осуществить сбор документов, принять решение и совершить какие-либо иные действия, направленные на подготовку к участию в квалификационном отборе, реальной возможности не имелось.
Установление ООО "УК "Жилкомплекс" и ОАО "Татсельжилкомхоз" минимального периода (три дня, два дня из которых являлись нерабочими (выходными), рекомендованного Регламентом для размещения извещения с проведении квалификационного отбора, приводит к сокращению фактических сроков подготовки потенциальными участниками всех необходимых документов для подачи заявки на участие в квалификационном отборе. Вышеуказанные действия ООО "УК "Жилкомплекс" привели (могли привести) к сокращению числа потенциальных участников отбора. В случае, если подрядная организация намерена участвовать в квалификационном отборе на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, то, учитывая, что извещение с проведении квалификационного отбора было размещено за три дня до проведения отбора, при этом два дня из которых являются выходными, она практически лишается возможности осуществить сбор всех необходимых документов для подачи заявки на участие в отборе, и, следовательно, лишается возможности участвовать в данном отборе.
Подтверждением вышеуказанного является письмо ООО "Фирма Веста ЛТД", в котором общество сообщает, что сокращение времени приема заявок на участие в квалификационном отборе является фактическим ущемлением прав подрядных организаций.
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что ООО "УК Жилкомплекс" и ОАО "Татсельжилкомхоз" при проведении вышеуказанного квалификационного отбора действовали согласованно, при этом следствием таких действий явилось установление организатором отбора необоснованно короткого периода размещения извещения о проведении квалификационного отбора (три дня до дня проведения отбора, два дня из которых являлись нерабочими (выходными), с целью ограничения количества участников в квалификационном отборе и недопущения конкурентной борьбы при проведении отбора.
Основой проведения квалификационного отбора является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Судом правильно указано в решении, что проведение ООО "УК "Жилкомплекс" квалификационного отбора на выбор подрядной организации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов N 34 по ул. Гоголя и N 6 по ул. Королева являлось формальной имитацией квалификационного отбора, так как в квалификационном отборе участвовала лишь одна организация (ОАО "Татсельжилкомхоз"), при этом организации, не владеющие заранее (до даты размещения извещения) информацией о дате и времени проведения квалификационного отбора, не имели возможности за ограниченный срок (1 рабочий день), установленный ООО "УК Жилкомплекс", собрать все необходимые документы для подачи заявки на участие, а также принять решение об участии (либо не принятии участия) в отборе (для чего требуется произведение расчетов экономического и иного обоснования участия в квалификационном отборе, др. действия).
ООО "УК Жилкомплекс" и ОАО "Татсельжилкомхоз" были проинформированы о стратегиях друг друга, выполняли согласованный план действий при проведении квалификационного отбора по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов N 34 по ул. Гоголя и N 6 по ул. Королева, расположенных в г. Зеленодольск. ООО "УК Жилкомплекс" с целью избежания конкурентной борьбы при проведении квалификационного отбора установило необоснованно короткий период размещения извещения о проведении квалификационного отбора (три дня до дня проведения отбора, два дня из которых являлись нерабочими (выходными)), при этом ОАО "Татсельжилкомхоз" владело информацией о дате проведения квалификационного отбора и имело возможность к установленному ООО "УК Жилкомплекс" сроку подачи заявки подать заявку, с приложением всех необходимых документов.
Согласованные действия ООО "УК Жилкомплекс" и ОАО "Татсельжилкомхоз" при проведении вышеуказанного квалификационного отбора привели к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов или выходу на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (кроме ОАО "Татсельжилкомхоз"), что является нарушением пункта 8 части 1 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
ООО "УК "Жилкомплекс" занимает доминирующее положение на локальных рынках услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, определенных границами многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д. N 36 и ул. Королева, д. N 6. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 05-399/2010 отделом антимонопольного контроля Татарстанского УФ АС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, по результатам которого установлено, что ООО "УК "Жилкомплекс" на каждом локальном товарном рынке услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома в границах каждого многоквартирного дома, в качестве способа управления в которых выбрано ООО "УК "Жилкомплекс", составляет 100 процентов.
Таким образом, организацию, осуществляющую капитальный ремонт в многоквартирных домах г. Зеленодольска ул. Гоголя, д. N 36 и ул. Королева, д. N 6 может выбрать лишь ООО "УК "Жилкомплекс" (до того момента, пока общим собранием собственников помещений функции по управлению домами не будут переданы другой организации или пока не будет изменен способ управления).
Судом верно отмечено, что материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя.
Судом правильно установлено, что каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было, процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена, и верно отмечено, что материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя, обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 вышеуказанного Постановления в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Каких либо доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, материалы дела не содержат.
Согласованные действия ОАО "Татсельжилкомхоз" и ООО "УК Жилкомплекс", следствием которых явилось установление организатором отбора необоснованно короткого периода размещения извещения о проведении квалификационного отбора (три дня до проведения отбора, два дня из которых являлись нерабочими (выходными) привели (могли привести) к ущемлению прав подрядных организаций в части невозможности участия в квалификационном отборе по выбору подрядной организации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.
Поэтому совершенное ОАО "Татсельжилкомхоз" правонарушение не может быть признано малозначительным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2011 г. по делу N А65-19717/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)