Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009
по делу N А57-5530/2009
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "5-Микрорайон", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", о взыскании 1 626 982 руб. 35 коп.,
товарищество собственников жилья "5-Микрорайон" (далее - истец, ТСЖ "5-Микрорайон") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон" за период с 01.05.2006 по 01.03.2009 в сумме 1 626 982 руб. 35 коп.
Определением арбитражного суда от 29.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взыскано 1 626 982 руб. 35 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.05.2006 по 01.03.2009 муниципальное образование "Город Саратов" являлось собственником ряда муниципальных квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон".
Данное обстоятельство подтверждается справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" от 06.04.2009 N 01/279 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон" в период с 01.05.2006 по 01.03.2009 и не оспаривается ответчиками.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником недвижимости в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", расположенных по адресу: по ул. Топольчанская, N 7, 9, по ул. Тархова, N 33, 35, по ул. Батавина, N 10.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением администрации города Саратова от 10.10.2005 N 310А и пунктом 1.1 устава ТСЖ "5-Микрорайон".
Иск мотивирован тем, что, в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальное образование "Город Саратов" не оплачивает расходы по содержанию общего имущества, в части капитального ремонта, установленные решением общего собрания от 28.04.2006.
Поскольку в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", находится муниципальное жилье, муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества, в соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова от 18.06.2003 N 510 года и согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19.02.2004, действующему на основании доверенности собственника, муниципального образования "Город Саратов".
28.04.2006 общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "5-Микрорайон" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими Постановлением Правительства Российской Федерации (на 2006 год - 3 руб. 20 коп. за 1 кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541; на 2007 год - 3 руб. 60 коп. за 1 кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.12.2006 N 772; на 2008 год - 4 руб. за 1 кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 405). Данное решение не оспорено.
Расчет иска также ответчиками не оспаривается.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в соответствия с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Статьи 153, 152 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно решению Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, а в настоящее время Комитет по финансам администрации города Саратова.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-17, комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города, в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
Согласно пунктом 1.2 указанного Положения, в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В силу пункта 3.22 Положения комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Ответчики не представили доказательств внесения платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, соразмерно доле муниципального имущества.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Иные доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 по делу N А57-5530/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2010 ПО ДЕЛУ N А57-5530/2009
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2010 г. по делу N А57-5530/2009
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009
по делу N А57-5530/2009
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "5-Микрорайон", г. Саратов, к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", о взыскании 1 626 982 руб. 35 коп.,
установил:
товарищество собственников жилья "5-Микрорайон" (далее - истец, ТСЖ "5-Микрорайон") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон" за период с 01.05.2006 по 01.03.2009 в сумме 1 626 982 руб. 35 коп.
Определением арбитражного суда от 29.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме, с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взыскано 1 626 982 руб. 35 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.05.2006 по 01.03.2009 муниципальное образование "Город Саратов" являлось собственником ряда муниципальных квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон".
Данное обстоятельство подтверждается справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" от 06.04.2009 N 01/279 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "5-Микрорайон" в период с 01.05.2006 по 01.03.2009 и не оспаривается ответчиками.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником недвижимости в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", расположенных по адресу: по ул. Топольчанская, N 7, 9, по ул. Тархова, N 33, 35, по ул. Батавина, N 10.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением администрации города Саратова от 10.10.2005 N 310А и пунктом 1.1 устава ТСЖ "5-Микрорайон".
Иск мотивирован тем, что, в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальное образование "Город Саратов" не оплачивает расходы по содержанию общего имущества, в части капитального ремонта, установленные решением общего собрания от 28.04.2006.
Поскольку в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "5-Микрорайон", находится муниципальное жилье, муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества, в соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова от 18.06.2003 N 510 года и согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19.02.2004, действующему на основании доверенности собственника, муниципального образования "Город Саратов".
28.04.2006 общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "5-Микрорайон" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими Постановлением Правительства Российской Федерации (на 2006 год - 3 руб. 20 коп. за 1 кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541; на 2007 год - 3 руб. 60 коп. за 1 кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.12.2006 N 772; на 2008 год - 4 руб. за 1 кв. м, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 405). Данное решение не оспорено.
Расчет иска также ответчиками не оспаривается.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в соответствия с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Статьи 153, 152 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно решению Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, а в настоящее время Комитет по финансам администрации города Саратова.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-17, комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города, в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
Согласно пунктом 1.2 указанного Положения, в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В силу пункта 3.22 Положения комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Ответчики не представили доказательств внесения платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, соразмерно доле муниципального имущества.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Иные доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.08.2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2009 по делу N А57-5530/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)