Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2009 года по делу N А72-18978/2009 (судья Ипполитова И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", город Ульяновск,
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, город Ульяновск,
третье лицо: открытое акционерное общество "Волжская ТГК", город Самара,
об оспаривании постановления от 22 октября 2009 года N 1114/09 по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - жилищная инспекция, административный орган), с привлечением в качестве третьего лица: открытого акционерного общества "Волжская ТГК", об оспаривании постановления от 22 октября 2009 года N 1114/09 по делу об административном правонарушении.
Решением суда требования Общества удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Жилищная инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения. Считает, что вина Общества в совершении административного правонарушения доказана полностью.
Представители сторон в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника жилищной инспекции от 02 октября 2009 года о проведении внеплановой выездной проверки N 000771/К-25 (л.д. 22 - 23), 06 октября 2009 года была проведена проверка по вопросу отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 30 по улице Автозаводская, города Ульяновска, в ходе которой, выявлено отсутствие ГВС в период с 07 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года, что является нарушением п. 9, 10 п. п. "а", "б", п. 49, п. п. "а", п. 51, 60 (п. 4 приложения N 1), п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, п. п. 5.1.3, 5.1.5, 5.1.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
На основании протокола от 06 октября 2009 года N К-25/1, 22 октября 2009 года Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области вынесено постановление N 1114/09 по делу об административном правонарушении, о привлечении ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 5 000 руб. (л.д. 4 - 5).
ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" зарегистрировано 24 октября 2006 года ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска в едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 N 001791799, ОГРН 1067327027899) (л.д. 12).
02 апреля 2008 года в качестве управляющей организации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Ульяновск, улица Автозаводская, дом 30, выбрано ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (протокол N 1 от 02 апреля 2008 года).
01 июня 2008 года между ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Ульяновска, являющимся представителем собственников помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, оформлен договор управления N 0616 многоквартирным домом. Согласно акту приема-передачи технической документации от 01 июня 2008 года заявителю передана техническая документации на данный многоквартирный дом.
17 ноября 2008 года между заявителем и ОАО "Волжская ТГК" заключен договор N 70955т на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в соответствии с которым последнее обязалось подавать заявителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а управляющая организация обязалась принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (л.д. 6 - 10).
В период с 07 сентября 2009 года по 13 сентября 2009 года в связи с проведением гидравлических испытаний филиалом ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" произведено отключение горячего водоснабжения (далее - ГВС), в том числе, в жилом доме по адресу: город Ульяновск, улица Автозаводская, дом 30. График отключения ГВС опубликован в газете "Симбирский курьер" от 08 сентября 2009 года N 99 (3267).
31 августа 2009 года и 01 сентября 2009 года в адрес ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" от ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Городской теплосервис" поступили сообщения о проведении гидравлических испытаний тепловых сетей в период с 07 сентября 2009 года до 13 сентября 2009 года (телефонограммы N 330 и N 333).
08 сентября 2009 года в адрес ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" поступило предписание филиала ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" о проведении гидравлических испытаний в период с 08.00 часов 15 сентября 2009 года до 24.00 часов 21 сентября 2009 года.
14 сентября 2009 года в адрес заявителя также поступило сообщение о продлении срока заявки на гидравлические испытания до 18.09.2009 г. (телефонограмма N 353).
18 сентября 2009 года и 21 сентября 2009 года (телефонограммы N 355 и N 356) - срок заявки на гидравлические испытания продлен до 25 сентября 2009 года.
25 сентября 2009 года - срок заявки продлен по 28 сентября 2009 года (телефонограмма N 639).
28 сентября 2009 года - срок заявки продлен по 29 сентября 2009 года (телефонограмма N 642).
01 октября 2009 года заявителем в адрес филиала ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" и УМУП "Городской теплосервис" направлено письмо о необходимости сообщения даты окончания ремонтно-восстановительных работ и пуска ГВС в жилые дома.
В период с 28 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года (телефонограммы N 644 от 28 сентября 2009 года, N 658 от 02 октября 2009 года, N 659 от 02 октября 2009 года, N 664 от 05 октября 2009 года) в адрес заявителя поступили сообщения о необходимости подтверждения готовности к приему ГВС и обеспечению работы по пуску ГВС.
07 октября 2009 года между ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" и ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" оформлен акт о подключении ГВС, в том числе, в спорном жилом доме с 05 октября 2009 года.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом положений ч. 1 ст. 23.55, п. п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами органа государственной жилищной инспекции, в пределах предоставленных полномочий.
Порядок привлечения к административной ответственности, а именно, нормы п. п. 28.1., 28.2., 28.3., 28.5., 28.8., 29.6. - 29.8., 29.10 КоАП РФ соблюден: протокол составлен после обнаружения обстоятельств, квалифицированных как правонарушение; в протоколе отражены сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ; срок составления протокола, предусмотренный в ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, соблюден; заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя заявителя; заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в рассматриваемой ситуации материалы дела рассмотрены, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено также при участии представителя заявителя.
Нарушений требований процессуального закона со стороны должностных лиц, которые могли бы повлиять на правильное установление обстоятельств по делу об административном правонарушении, ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции судом не установлено.
Объектом данного правонарушения является нарушение режима обеспечения коммунальными услугами населения, проживающего в многоквартирном доме по адресу: город Ульяновск, улица Автозаводская, дом 30.
Факт отсутствия ГВС в период с 07 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года в многоквартирном доме по указанному адресу доказан бесспорно, отражен в акте от 06 октября 2009 года, протоколе от 06 октября 2009 года и постановлении об административном правонарушении от 22 октября 2009 года N 1114/09, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентированы Правилами N 491. Согласно п. п. 2, 5, 6 Правил в состав общего имущества, в том числе, включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлении от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307 (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 6 Правил N 307 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно приложению N 1 к Правилам N 307 требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Согласно п. 49 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах (п. п. "а"), надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 307 и договором (п. "б"); заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В свою очередь, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу (п. п. "а" п. 51).
Пунктом 10 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами N 307 порядке.
Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с данными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по обеспечению режима обеспечения коммунальными услугами населения. В силу п. 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность (п. 75 Правил N 307).
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о том, что заявитель является надлежащим субъектом по рассматриваемому административному правонарушению.
Объективную сторону правонарушения по ст. 7.23. КоАП РФ составляет противоправное бездействие относительно соблюдения установленного режима обеспечения коммунальными услугами населения, непринятие требуемых по закону мер, выразившееся в не обеспечении бесперебойной подачи ГВС населению по указанному адресу.
Материалами дела подтверждается, что управляющая компания не является производителем ГВС. Снабжение ГВС жителей дома N 30 по улице Автозаводская в городе Ульяновск осуществляется на основании договора от 17 ноября 2008 года N 70955т, оформленного между заявителем и ОАО "Волжская ТГК".
По своей сути управляющая компания является организацией, которая в силу своего правового положения является обязанным лицом перед гражданами по снабжению ГВС.
В вину заявителю по настоящему делу вменяется отсутствие ГВС в спорном доме в период с 07 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года, то есть нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами; непринятие в соответствии с условиями договора мер по надлежащему обеспечению коммунальными ресурсами; не направление запросов в филиал ОАО "Волжская ТГК" "ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск" и писем в органы местного самоуправления о законности отключения ГВС; отсутствие извещения жителей. Материалами дела установлено, что отключение ГВС вызвано проведением гидравлических испытаний филиалом ОАО "Волжская ТГК" "ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск".
В соответствии с договором от 17 ноября 2008 года N 70955т (раздел 4) регламентирован порядок введения ограничений или прекращения теплоснабжения энергоснабжающей организацией - ОАО "Волжская ТГК", а также установлен исчерпывающий перечень случаев введения данных ограничений.
Из материалов дела не следует, что отключение ГВС произведено по причинам, установленным в данном разделе договора, а также тот факт, что указанные причины имели место.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
График отключения ГВС опубликован в средствах массовой информации и является общеизвестным фактом. Кроме того, представитель управляющей компании в суде первой инстанции пояснил, что объявления-уведомления об отсутствии ГВС вывешивались на подъездах спорного жилого дома. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Помимо указанного, в материалах дела имеются пояснения заявителя от 01 октября 2009 года, представленные в жилищную инспекцию, о факте дополнительного оповещения жителей об отключении ГВС посредством размещения листов-объявлений на досках "Объявления".
Таким образом, довод административного органа о непринятии заявителем мер по надлежащему обеспечению коммунальными ресурсами, выразившееся в не оповещении, не направлении соответствующих запросов, органов местного самоуправления и филиала ОАО "Волжская ТГК" "ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск", правомерно не приняты судом первой инстанции, как бесспорное доказательство вины заявителя.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" от 01 октября 2009 года в адрес филиала ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" и УМУП "Городской теплосервис" о необходимости сообщения даты окончания ремонтно-восстановительных работ и пуска ГВС в жилые дома (л.д. 32).
На основании п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5. КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствие состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что перерыв в подаче ГВС произошел вследствие неисполнения заявителем обязательств по оплате ГВС, а также доказательств, взаимосвязи между фактом отключения ГВС и бездействием управляющей организации. Таким образом, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2009 года по делу N А72-18978/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2010 ПО ДЕЛУ N А72-18978/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2010 г. по делу N А72-18978/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2009 года по делу N А72-18978/2009 (судья Ипполитова И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", город Ульяновск,
к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, город Ульяновск,
третье лицо: открытое акционерное общество "Волжская ТГК", город Самара,
об оспаривании постановления от 22 октября 2009 года N 1114/09 по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - жилищная инспекция, административный орган), с привлечением в качестве третьего лица: открытого акционерного общества "Волжская ТГК", об оспаривании постановления от 22 октября 2009 года N 1114/09 по делу об административном правонарушении.
Решением суда требования Общества удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Жилищная инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения. Считает, что вина Общества в совершении административного правонарушения доказана полностью.
Представители сторон в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника жилищной инспекции от 02 октября 2009 года о проведении внеплановой выездной проверки N 000771/К-25 (л.д. 22 - 23), 06 октября 2009 года была проведена проверка по вопросу отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 30 по улице Автозаводская, города Ульяновска, в ходе которой, выявлено отсутствие ГВС в период с 07 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года, что является нарушением п. 9, 10 п. п. "а", "б", п. 49, п. п. "а", п. 51, 60 (п. 4 приложения N 1), п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, п. п. 5.1.3, 5.1.5, 5.1.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
На основании протокола от 06 октября 2009 года N К-25/1, 22 октября 2009 года Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области вынесено постановление N 1114/09 по делу об административном правонарушении, о привлечении ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 5 000 руб. (л.д. 4 - 5).
ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" зарегистрировано 24 октября 2006 года ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска в едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 N 001791799, ОГРН 1067327027899) (л.д. 12).
02 апреля 2008 года в качестве управляющей организации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Ульяновск, улица Автозаводская, дом 30, выбрано ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" (протокол N 1 от 02 апреля 2008 года).
01 июня 2008 года между ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" и Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Ульяновска, являющимся представителем собственников помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, оформлен договор управления N 0616 многоквартирным домом. Согласно акту приема-передачи технической документации от 01 июня 2008 года заявителю передана техническая документации на данный многоквартирный дом.
17 ноября 2008 года между заявителем и ОАО "Волжская ТГК" заключен договор N 70955т на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в соответствии с которым последнее обязалось подавать заявителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а управляющая организация обязалась принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (л.д. 6 - 10).
В период с 07 сентября 2009 года по 13 сентября 2009 года в связи с проведением гидравлических испытаний филиалом ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" произведено отключение горячего водоснабжения (далее - ГВС), в том числе, в жилом доме по адресу: город Ульяновск, улица Автозаводская, дом 30. График отключения ГВС опубликован в газете "Симбирский курьер" от 08 сентября 2009 года N 99 (3267).
31 августа 2009 года и 01 сентября 2009 года в адрес ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" от ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Городской теплосервис" поступили сообщения о проведении гидравлических испытаний тепловых сетей в период с 07 сентября 2009 года до 13 сентября 2009 года (телефонограммы N 330 и N 333).
08 сентября 2009 года в адрес ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" поступило предписание филиала ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" о проведении гидравлических испытаний в период с 08.00 часов 15 сентября 2009 года до 24.00 часов 21 сентября 2009 года.
14 сентября 2009 года в адрес заявителя также поступило сообщение о продлении срока заявки на гидравлические испытания до 18.09.2009 г. (телефонограмма N 353).
18 сентября 2009 года и 21 сентября 2009 года (телефонограммы N 355 и N 356) - срок заявки на гидравлические испытания продлен до 25 сентября 2009 года.
25 сентября 2009 года - срок заявки продлен по 28 сентября 2009 года (телефонограмма N 639).
28 сентября 2009 года - срок заявки продлен по 29 сентября 2009 года (телефонограмма N 642).
01 октября 2009 года заявителем в адрес филиала ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" и УМУП "Городской теплосервис" направлено письмо о необходимости сообщения даты окончания ремонтно-восстановительных работ и пуска ГВС в жилые дома.
В период с 28 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года (телефонограммы N 644 от 28 сентября 2009 года, N 658 от 02 октября 2009 года, N 659 от 02 октября 2009 года, N 664 от 05 октября 2009 года) в адрес заявителя поступили сообщения о необходимости подтверждения готовности к приему ГВС и обеспечению работы по пуску ГВС.
07 октября 2009 года между ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" и ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" оформлен акт о подключении ГВС, в том числе, в спорном жилом доме с 05 октября 2009 года.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом положений ч. 1 ст. 23.55, п. п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами органа государственной жилищной инспекции, в пределах предоставленных полномочий.
Порядок привлечения к административной ответственности, а именно, нормы п. п. 28.1., 28.2., 28.3., 28.5., 28.8., 29.6. - 29.8., 29.10 КоАП РФ соблюден: протокол составлен после обнаружения обстоятельств, квалифицированных как правонарушение; в протоколе отражены сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ; срок составления протокола, предусмотренный в ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, соблюден; заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя заявителя; заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в рассматриваемой ситуации материалы дела рассмотрены, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено также при участии представителя заявителя.
Нарушений требований процессуального закона со стороны должностных лиц, которые могли бы повлиять на правильное установление обстоятельств по делу об административном правонарушении, ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции судом не установлено.
Объектом данного правонарушения является нарушение режима обеспечения коммунальными услугами населения, проживающего в многоквартирном доме по адресу: город Ульяновск, улица Автозаводская, дом 30.
Факт отсутствия ГВС в период с 07 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года в многоквартирном доме по указанному адресу доказан бесспорно, отражен в акте от 06 октября 2009 года, протоколе от 06 октября 2009 года и постановлении об административном правонарушении от 22 октября 2009 года N 1114/09, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентированы Правилами N 491. Согласно п. п. 2, 5, 6 Правил в состав общего имущества, в том числе, включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлении от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами N 307 (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 6 Правил N 307 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно приложению N 1 к Правилам N 307 требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Согласно п. 49 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах (п. п. "а"), надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 307 и договором (п. "б"); заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В свою очередь, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу (п. п. "а" п. 51).
Пунктом 10 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами N 307 порядке.
Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с данными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по обеспечению режима обеспечения коммунальными услугами населения. В силу п. 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
За нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность (п. 75 Правил N 307).
При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о том, что заявитель является надлежащим субъектом по рассматриваемому административному правонарушению.
Объективную сторону правонарушения по ст. 7.23. КоАП РФ составляет противоправное бездействие относительно соблюдения установленного режима обеспечения коммунальными услугами населения, непринятие требуемых по закону мер, выразившееся в не обеспечении бесперебойной подачи ГВС населению по указанному адресу.
Материалами дела подтверждается, что управляющая компания не является производителем ГВС. Снабжение ГВС жителей дома N 30 по улице Автозаводская в городе Ульяновск осуществляется на основании договора от 17 ноября 2008 года N 70955т, оформленного между заявителем и ОАО "Волжская ТГК".
По своей сути управляющая компания является организацией, которая в силу своего правового положения является обязанным лицом перед гражданами по снабжению ГВС.
В вину заявителю по настоящему делу вменяется отсутствие ГВС в спорном доме в период с 07 сентября 2009 года по 05 октября 2009 года, то есть нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами; непринятие в соответствии с условиями договора мер по надлежащему обеспечению коммунальными ресурсами; не направление запросов в филиал ОАО "Волжская ТГК" "ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск" и писем в органы местного самоуправления о законности отключения ГВС; отсутствие извещения жителей. Материалами дела установлено, что отключение ГВС вызвано проведением гидравлических испытаний филиалом ОАО "Волжская ТГК" "ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск".
В соответствии с договором от 17 ноября 2008 года N 70955т (раздел 4) регламентирован порядок введения ограничений или прекращения теплоснабжения энергоснабжающей организацией - ОАО "Волжская ТГК", а также установлен исчерпывающий перечень случаев введения данных ограничений.
Из материалов дела не следует, что отключение ГВС произведено по причинам, установленным в данном разделе договора, а также тот факт, что указанные причины имели место.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не устранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
График отключения ГВС опубликован в средствах массовой информации и является общеизвестным фактом. Кроме того, представитель управляющей компании в суде первой инстанции пояснил, что объявления-уведомления об отсутствии ГВС вывешивались на подъездах спорного жилого дома. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.
Помимо указанного, в материалах дела имеются пояснения заявителя от 01 октября 2009 года, представленные в жилищную инспекцию, о факте дополнительного оповещения жителей об отключении ГВС посредством размещения листов-объявлений на досках "Объявления".
Таким образом, довод административного органа о непринятии заявителем мер по надлежащему обеспечению коммунальными ресурсами, выразившееся в не оповещении, не направлении соответствующих запросов, органов местного самоуправления и филиала ОАО "Волжская ТГК" "ТУ по теплоснабжению в г. Ульяновск", правомерно не приняты судом первой инстанции, как бесспорное доказательство вины заявителя.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" от 01 октября 2009 года в адрес филиала ОАО "Волжская ТГК" "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" и УМУП "Городской теплосервис" о необходимости сообщения даты окончания ремонтно-восстановительных работ и пуска ГВС в жилые дома (л.д. 32).
На основании п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5. КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу.
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствие состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что перерыв в подаче ГВС произошел вследствие неисполнения заявителем обязательств по оплате ГВС, а также доказательств, взаимосвязи между фактом отключения ГВС и бездействием управляющей организации. Таким образом, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 декабря 2009 года по делу N А72-18978/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)