Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2008 N Ф04-3768/2008(6975-А81-6) ПО ДЕЛУ N А81-224/2008

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2008 г. N Ф04-3768/2008(6975-А81-6)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Ноябрьска "Служба единого заказчика "Городское хозяйство" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2008 по делу N А81-224/2008 по заявлению муниципального унитарного предприятия города Ноябрьска "Служба единого заказчика "Городское хозяйство" к Службе жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

муниципальное унитарное предприятие города Ноябрьска "Служба единого заказчика "Городское хозяйство" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Служба жилнадзора) от 27.12.2007 N 256/07 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 7 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 28.02.2008 Предприятию отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение об удовлетворении требований Предприятия, указывая на то, что не является стороной договора энергоснабжения, т.к. не осуществляет поставку тепловой энергии, в связи с чем не может быть субъектом вменяемого административного правонарушения и не может быть привлечено к административной ответственности за неправомерные действия иного юридического лица - ООО "Энерго-Газ-Ноябрьск", осуществляющего поставку энергоресурсов для нужд населения г. Ноябрьска.
Отзыв на кассационную жалобу от Службы жилнадзора к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Ноябрьской инспекцией Управления Службы жилнадзора на основании приказа от 20.12.2007 N 521 в отношении Предприятия проведены внеплановые мероприятия по контролю исполнения предписания от 23.11.2007 N 473-1.
В ходе проверки установлено, что в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, ул. Дзержинского, дом N 25, в течение ноября - декабря 2007 года Предприятием допущено снижение нормативного температурного режима воздуха в жилых помещениях, что является нарушением требований пункта 4.16.2 ГОСТа 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
По результатам мероприятий составлены акты замеров температуры от 20.11.2007, 20.12.2007, 24.12.2007; акт проверки от 25.12.2007 N 521-8; протокол об административном правонарушении от 26.12.2007 N НО-126 и вынесено постановление от 27.12.2007 N 256/07 о привлечении Предприятия к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 7 000 рублей.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, отказав Предприятию в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2007 N 256/07, принял по существу правильный судебный акт.
Согласно статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее - Правила) к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по отоплению, т.е. поддержанию в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами и на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно пункту 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается и Предприятием не оспаривается, что оно является управляющей организаций на основании муниципального контракта от 03.04.2006 N 41/06, соглашения от 31.01.2007 N 3, соглашения от 17.03.2007 N 4, заключенных с администрацией города Ноябрьска.
Из пункта 2.1 контракта от 03.04.2006 N 41/06 следует, что управляющей организации - Предприятию передан в управление жилищный фонд города Ноябрьска, в том числе многоквартирный жилой дом N 25 по ул. Дзержинского.
Пункт 49 Правил устанавливает, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что управляющая организация - Предприятие в соответствии с условиями контракта от 03.04.2006 N 41/06 осуществляет работы по содержанию переданного ей в управление жилищного фонда, в том числе многоквартирного жилого дома N 25 по ул. Дзержинского.
Предприятием не оспорено, что в соответствии с пунктами 1.2, 2.2.1, 2.4 типового договора на оказание и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг Предприятие на основании вышеназванного муниципального контракта выполняет функции по оказанию коммунальных услуг собственникам жилых помещений, в том числе обеспечивает функционирование всех инженерных систем и оборудования дома (лифтов, вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, мусоропровода, внутридомовых электрических сетей) в пределах установленных норм, бесперебойное предоставление собственнику коммунальных услуг (тепловодоснабжение, холодное водоснабжение и т.д.).
Из договора бюджетного финансирования от 08.02.2007 N 36/07-р, заключенного между администрацией города Ноябрьска, Предприятием и ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск" (Принципал Исполнителя), следует, что администрация города Ноябрьска обязалась возмещать Принципалу Исполнителю убытки от реализации коммунальных услуг, в том числе по отоплению и горячему водоснабжению, не покрываемые платежами населения, в результате применения регулируемых цен. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация в лице ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск" в соответствии с пунктом 3.1.1 договора бюджетного финансирования от 08.02.2007 N 36/07-р обязалось обеспечивать бесперебойную подачу тепловой энергии населению города Ноябрьска на нужды отопления и горячего водоснабжения в объемах, соответствующих температурному графику в зависимости от фактической температуры наружного воздуха до границы эксплуатационной ответственности Принципала Исполнителя, что подтверждает наличие между сторонами договора теплоснабжения.
Арбитражный суд, исходя из положений статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно указал, что непосредственными потребителями тепловой энергии и горячей воды являются собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах.
По смыслу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (правила которой в силу пункта 2 статьи 548 настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным со снабжением жилых домов теплом через присоединенную сеть) договор энергоснабжения заключается с абонентом, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации. Таким образом, признание лица абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения связано с наличием у последнего энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям теплоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования. В Правилах пользования системами коммунального теплоснабжения в Российской Федерации от 05.03.1997 N 17-29 закреплено данное положение и установлены обязанности и ответственность как теплоснабжающей организации, так и владельца непосредственно присоединенного принимающего устройства (абонента).
В пункте 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 N ВК-4936, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25.09.1995 N 954, под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств, используемых для отопления и горячего водоснабжения (кондиционирования воздуха и тепловых нужд).
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что энергопринимающего устройства, непосредственно присоединенного к сетям поставщика тепла и горячей воды, у владельцев жилых квартир в доме, расположенном по адресу г. Ноябрьск, ул. Дзержинского N 25, не имеется. Данные жилые помещения находятся в многоквартирном жилом доме, поэтому технологически получение тепловой энергии возможно лишь по внутридомовым сетям через принимающее устройство муниципального собственника жилого фонда, инженерного оборудования и сетей этих домов.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что тепловая энергия от энергоснабжающей организации поступает в объекты жилищного фонда, в частности в многоквартирный жилой дом N 25 по ул. Дзержинского через присоединенные тепловые сети муниципального жилого фонда, переданного на обслуживание управляющей организации - Предприятию на основании вышеназванного контракта от 03.04.2006 N 41/06, в связи с чем Предприятие несет обязанности по эксплуатации этих тепловых сетей.
Из материалов дела следует, что Предприятие, как управляющая организация обязана предоставлять жителям коммунальные услуги в силу договорных отношений с энергоснабжающей организацией и вышеуказанных норм права.
Факт несоответствия температуры отопления в жилых помещениях и на теплоносителе в элеваторном узле нормативам обеспечения населения услугами теплоснабжения в квартирах N N 4, 6, 7, 10, 15, 29 и 30 в жилом многоквартирном доме N 25 по ул. Дзержинского г. Ноябрьска подтвержден актами контрольного замера от 20.11.2007, 20.12.2007, 24.12.2007, и по существу не опровергнут заявителем. Кроме того, Предприятием не приняты все зависящие от него меры для устранения существенных нарушений нормативного уровня обеспечения жителей указанного выше дома коммунальными услугами.
Следовательно, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о невыполнении Предприятием своих обязательств по предоставлению потребителю услуг, соответствующих обязательным требованиям нормативов, в том числе по обеспечению подачи тепловой энергии в жилые дома и принятию своевременных мер по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю.
На основании изложенного, не принимаются доводы Предприятия о том, что оно не является субъектом административного правоотношения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в действиях Предприятия наличие вменяемого ему административного правонарушения при отсутствии процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 27.12.2007 N 256/07, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности привлечения Предприятия к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 7 000 рублей.
Арбитражные суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем арбитражный суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2008 по делу N А81-224/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)