Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ушакова Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда в составе: председательствующего Строгонова М.В.
судей Ломакиной Л.А. и Григорьевой С.Ф.
при секретаре Ч.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломакиной Л.А. дело по кассационной жалобе И. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 03 сентября 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований И., И.Е., С. к Префектуре СЗАО г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании бездействия незаконным, вынесении решения об освобождении жилого дома, обязании переселить истцов в иное благоустроенное жилое помещение в районе проживания - отказать в полном объеме,
И., И.Е., С. обратились в суд с иском к Префектуре СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "Мосфундаментстрой-6" о признании отказов в разрешении на обмен жилого помещения Префектуры СЗАО г. Москвы, Правительства Москвы, Департамента городского строительства, Управления департамента жилищной политики и жилищного фонда в СЗАО г. Москвы, Управления градостроительного регулирования СЗАО г. Москвы, Управы района "Южное Тушино" СЗАО г. Москвы, Жилищной инспекции по СЗАО г. Москвы, ОАО "РЭП-11" ("Южное Тушино") - незаконными и недействительными; обязании Префектуры СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "Мосфундаментстрой-6" исполнить инвестиционный контракт от 27 сентября 1999 г. в полном объеме и постановления от 07 сентября 1999 г., от 25 декабря 2001 г. в части отселения граждан в стартовые жилые дома из домов N 11, 13, 15, подлежащих сносу, по адресу: <...>; обязании Префектуры СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "Мосфундаментстрой-6" предоставить истцам другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконным бездействие Префектуры СЗАО г. Москвы, выразившееся в непринятии решения об освобождении дома N 15 по адресу: <...>; обязать Префектуру СЗАО г. Москвы устранить допущенное нарушение, вынести решение об освобождении жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу; обязать ответчиков переселить И., И.Е., С. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: 1, в иное благоустроенное жилое помещение в районе проживания истцов.
Истица И. и ее представитель адвокат Брайчева А.Г., действующая также в интересах истцов И.Е., С., в суд явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы и 3-го лица - Правительства Москвы - Г., действующая на основании доверенностей, в суд явилась, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, представила отзывы.
Представитель ответчика Префектуры СЗАО г. Москвы в суд не явился, отзыв на иск не представил.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав истца И. и представителя истцов по доверенности и ордеру адвоката Брайчеву А.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что И., И.Е., С. зарегистрированы и проживают в 2-х изолированных комнатах, площадью 16,30 кв. м и 16,70 кв. м, в муниципальной квартире коммунального заселения, по адресу: 1 (л.д. 8, 9, 143, 144).
Комната площадью 16,7 кв. м предоставлена С.Г. (после заключения второго брака - И.) и ее мужу С.С. в порядке обмена фонда ТМЗ по обменному ордеру - 29 июня 1979 г. (л.д. 182).
Брак между С.Г. и С.С. расторгнут 18 декабря 1979 г. Отделом ЗАГС г. Москвы (л.д. 180).
С.И. является дочерью С.Г. и С.С. (л.д. 179).
17 июля 1982 г. С.Г. и И.Е. заключен брак (л.д. 178), который расторгнут 10 сентября 1994 г. отделом ЗАГС г. Москвы (л.д. 181).
Комната площадью 16,2 кв. м предоставлена И.Е. по обменному ордеру - 12 июня 1986 г. в порядке обмена с В. (л.д. 183).
Истцы основывают свои требования на Постановлениях Правительства Москвы от 19 ноября 1996 г. N 920 "О мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории Северо-Западного административного округа", от 31 октября 2000 г. N 873 "О дальнейших мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории Северо-Западного административного округа", от 25 декабря 2001 г. N 1164-ПП "О ходе комплексной реконструкции микрорайона 12 района Южное Тушино Северо-Западного административного округа" и Законе города Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".
Предоставление жилых помещений жителям г. Москвы регулируется Жилищным кодексом РФ и Законом г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", которые устанавливают условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти города Москвы, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.
Так, в соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:
1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
2. В случаях освобождения жилых домов по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 3 части 1 настоящей статьи, и при отсутствии сформированного земельного участка принимается правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка.
3. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии земельного участка принимается при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
4. В случаях, указанных в федеральном законодательстве, правовые акты Правительства Москвы об использовании земельного участка принимаются при наличии соответствующего решения общего собрания собственников.
5. Правовой акт об изъятии жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правового акта. Собственник жилого помещения (жилого дома) не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного жилого помещения (жилого дома) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (жилого дома), о дате осуществленной в соответствии с частью 5 настоящей статьи государственной регистрации такого правового акта уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, принявшим правовой акт об изъятии. Выкуп жилого помещения (жилого дома) до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В силу ст. 5 названного Закона уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).
2. В Решении указываются:
1) основания освобождения или изъятия жилых домов;
2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;
3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;
4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);
5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;
6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).
3. Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений, безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность гражданам, состоящим на жилищном учете, о возмещении (компенсации) либо о выкупной цене жилого помещения (жилого дома) с собственниками, освобождающими жилые помещения (жилые дома).
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Доказательств признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома, в котором проживают истцы, аварийным, суду не представлено, решения о сносе такого дома ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления не имеется.
В приложении к Постановлению Правительства Москвы от 19 ноября 1996 г. N 920 - Списке о наличии ветхого жилого фонда Северо-Западного административного округа - в отношении дома N 15 по адресу: <...> указано - реконструкция или снос.
Вместе с тем, в ответах Префектуры СЗАО г. Москвы, Управы района Южное Тушино г. Москвы, Департамента городского строительства г. Москвы, Управления градостроительного регулирования СЗАО г. Москвы, Управления координации деятельности комплекса социальной сферы г. Москвы в адрес жителей дома N 11, 13, 15 по адресу: <...> указано, что очередность сноса жилых домов обусловлена проектом планировки микрорайона 12 Южное Тушино, разработанного НИиПИ Генплана г. Москвы и утвержденного в установленном порядке. Очередность сноса жилых домов в данном микрорайоне обусловлена схемой волнового переселения и ситуацией с существующими инженерными коммуникациями. Согласно очередности сноса жилые дома N 11, 13, 15 по адресу: <...> подлежат отселению и сносу в 2011 - 2013 гг. До сноса указанных домов ГУП ДЕЗ района Южное Тушино будет осуществлять контроль за техническим состоянием жилых домов по указанным адресам, при необходимости будут выполнены работы текущего характера. Также указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06 июля 1999 г. N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года" первоочередному сносу до 2010 г. подлежат жилые дома серий: К-7; II-32; II-35; 1МГ-300; 1605-АМ, - жилые дома по указанным выше адресам к перечисленным сериям не относятся (л.д. 79, 80, 81, 83 - 84, 85, 82, 86 - 87, 88 - 89, 123).
Одновременно указывалось, что по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилых домов заявки жителей по текущей эксплуатации выполняются по мере их поступления в ОДС (л.д. 94).
Из ответа ОАО "РЭП N 11 ("Южное Тушино") в адрес представителя инициативной группы по домам N 11, 13, 15 видно, что данные дома закреплены за ОДС N 22, все заявки, поступающие на ОДС N 22, выполняются ОАО "РЭП N 11" ("Южное Тушино") в сроки, отведенные на данные виды работ (л.д. 93).
Согласно ответу ГУП ДЕЗ района "Южное Тушино" в адрес И. видно, что при комиссионном обследовании квартиры 31 августа 2009 г. выявлено, что в квартире коммунального заселения косметического ремонта силами жильцов не производилось более 15 лет; заявок по вопросу непрогрева отопительных приборов, а также неисправной электропроводки на диспетчерскую службу в период с октября 2008 г. по 30 августа 2009 г. не поступало, при этом, указано, что в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации жилищного фонда наниматель жилых помещений должен за свой счет не реже одного раза за пять лет производить текущий ремонт жилых и вспомогательных помещений (л.д. 94).
Между тем, из материалов дела видно, что жители квартир косметический ремонт и замену сантехнического оборудования не производят в связи с ожиданием сноса домов, при этом, эксплуатирующей организацией производится планово-предупредительный ремонт подъездов, обслуживание и эксплуатация жилых домов проводится в соответствии с регламентом Правительства Москвы в соответствии с правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда на постоянной основе (л.д. 199).
Ссылки истцов на то, что их переселение неоднократно откладывалось, и в настоящее время планируется лишь до 2025 г., суд правильно признал несостоятельными, т.к. из ответа первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ш. депутату Московской городской Думы следует, что вопрос отселения жилых домов N 11, 13, 15 по адресу: <...> будет рассмотрен при составлении графика отселения на 2011 - 2012 гг.
Также, суд обоснованно признал доводы истцов о бездействии Префектуры СЗАО г. Москвы несостоятельными, поскольку во исполнение Постановления Правительства г. Москвы N 1164-ПП за период с 2002 по 2005 гг. в мкр. 12 Южное Тушино по инвестиционным контрактам построено 5 жилых домов площадью 67,2 тыс. кв. м (с долей города 30%) из 6 запланированных. Полученная площадь была использована для отселения жителей из трех домов из 6 предусмотренных к сносу. Строительство жилого дома по адресу: 2 (29,0 тыс. кв. м), не начато, так как на месте его строительства расположен бассейн, являющийся федеральной собственностью.
В Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ) зарегистрирован инвестиционный контракт от 27 сентября 1999 г. N 89, заключенный между Правительством Москвы в лице Префекта СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4" и 3АО "Мосфундаментстрой-6" на реализацию инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона 12 района Южное Тушино СЗАО, в том числе на строительство жилых домов по адресам: <...>.
При этом, суд правильно указал на то, что в действующем законодательстве отсутствует норма, указывающая на конкретный срок, который должен пройти с момента издания Постановления Правительства Москвы до вынесения уполномоченным органом решения об освобождении жителями сносимого помещения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, истцами не представлены доказательства, доподлинно свидетельствующие о принятии исполнительными органами государственной власти города Москвы решения о признании дома N 15 по адресу: <...> аварийным и переселении его жителей, в том числе семьи истцов, в связи с ветхостью дома.
Кроме того, судом установлено, что истцы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят.
Таким образом, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие решения исполнительных органов государственной власти города Москвы о сносе дома и переселении, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы; обязании Префектуры СЗАО г. Москвы устранить допущенное нарушение, вынести решение об освобождении жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу; обязании ответчиков переселить И., И.Е., С. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в иное благоустроенное жилое помещение в районе проживания истцов.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Ссылки в кассационной жалобе на ветхость жилого помещения не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда, поскольку не основана на нормах права.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 03 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.11.2010 ПО ДЕЛУ N 33-35334
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2010 г. по делу N 33-35334
Судья: Ушакова Т.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда в составе: председательствующего Строгонова М.В.
судей Ломакиной Л.А. и Григорьевой С.Ф.
при секретаре Ч.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломакиной Л.А. дело по кассационной жалобе И. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 03 сентября 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований И., И.Е., С. к Префектуре СЗАО г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании бездействия незаконным, вынесении решения об освобождении жилого дома, обязании переселить истцов в иное благоустроенное жилое помещение в районе проживания - отказать в полном объеме,
установила:
И., И.Е., С. обратились в суд с иском к Префектуре СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "Мосфундаментстрой-6" о признании отказов в разрешении на обмен жилого помещения Префектуры СЗАО г. Москвы, Правительства Москвы, Департамента городского строительства, Управления департамента жилищной политики и жилищного фонда в СЗАО г. Москвы, Управления градостроительного регулирования СЗАО г. Москвы, Управы района "Южное Тушино" СЗАО г. Москвы, Жилищной инспекции по СЗАО г. Москвы, ОАО "РЭП-11" ("Южное Тушино") - незаконными и недействительными; обязании Префектуры СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "Мосфундаментстрой-6" исполнить инвестиционный контракт от 27 сентября 1999 г. в полном объеме и постановления от 07 сентября 1999 г., от 25 декабря 2001 г. в части отселения граждан в стартовые жилые дома из домов N 11, 13, 15, подлежащих сносу, по адресу: <...>; обязании Префектуры СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4", ЗАО "Мосфундаментстрой-6" предоставить истцам другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконным бездействие Префектуры СЗАО г. Москвы, выразившееся в непринятии решения об освобождении дома N 15 по адресу: <...>; обязать Префектуру СЗАО г. Москвы устранить допущенное нарушение, вынести решение об освобождении жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу; обязать ответчиков переселить И., И.Е., С. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: 1, в иное благоустроенное жилое помещение в районе проживания истцов.
Истица И. и ее представитель адвокат Брайчева А.Г., действующая также в интересах истцов И.Е., С., в суд явились, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы и 3-го лица - Правительства Москвы - Г., действующая на основании доверенностей, в суд явилась, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, представила отзывы.
Представитель ответчика Префектуры СЗАО г. Москвы в суд не явился, отзыв на иск не представил.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав истца И. и представителя истцов по доверенности и ордеру адвоката Брайчеву А.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено, что И., И.Е., С. зарегистрированы и проживают в 2-х изолированных комнатах, площадью 16,30 кв. м и 16,70 кв. м, в муниципальной квартире коммунального заселения, по адресу: 1 (л.д. 8, 9, 143, 144).
Комната площадью 16,7 кв. м предоставлена С.Г. (после заключения второго брака - И.) и ее мужу С.С. в порядке обмена фонда ТМЗ по обменному ордеру - 29 июня 1979 г. (л.д. 182).
Брак между С.Г. и С.С. расторгнут 18 декабря 1979 г. Отделом ЗАГС г. Москвы (л.д. 180).
С.И. является дочерью С.Г. и С.С. (л.д. 179).
17 июля 1982 г. С.Г. и И.Е. заключен брак (л.д. 178), который расторгнут 10 сентября 1994 г. отделом ЗАГС г. Москвы (л.д. 181).
Комната площадью 16,2 кв. м предоставлена И.Е. по обменному ордеру - 12 июня 1986 г. в порядке обмена с В. (л.д. 183).
Истцы основывают свои требования на Постановлениях Правительства Москвы от 19 ноября 1996 г. N 920 "О мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории Северо-Западного административного округа", от 31 октября 2000 г. N 873 "О дальнейших мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории Северо-Западного административного округа", от 25 декабря 2001 г. N 1164-ПП "О ходе комплексной реконструкции микрорайона 12 района Южное Тушино Северо-Западного административного округа" и Законе города Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".
Предоставление жилых помещений жителям г. Москвы регулируется Жилищным кодексом РФ и Законом г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", которые устанавливают условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти города Москвы, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.
Так, в соответствии со ст. 4 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:
1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
2. В случаях освобождения жилых домов по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 3 части 1 настоящей статьи, и при отсутствии сформированного земельного участка принимается правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка.
3. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии земельного участка принимается при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
4. В случаях, указанных в федеральном законодательстве, правовые акты Правительства Москвы об использовании земельного участка принимаются при наличии соответствующего решения общего собрания собственников.
5. Правовой акт об изъятии жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правового акта. Собственник жилого помещения (жилого дома) не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного жилого помещения (жилого дома) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (жилого дома), о дате осуществленной в соответствии с частью 5 настоящей статьи государственной регистрации такого правового акта уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, принявшим правовой акт об изъятии. Выкуп жилого помещения (жилого дома) до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В силу ст. 5 названного Закона уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).
2. В Решении указываются:
1) основания освобождения или изъятия жилых домов;
2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;
3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;
4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);
5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;
6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).
3. Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений, безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность гражданам, состоящим на жилищном учете, о возмещении (компенсации) либо о выкупной цене жилого помещения (жилого дома) с собственниками, освобождающими жилые помещения (жилые дома).
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Доказательств признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома, в котором проживают истцы, аварийным, суду не представлено, решения о сносе такого дома ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления не имеется.
В приложении к Постановлению Правительства Москвы от 19 ноября 1996 г. N 920 - Списке о наличии ветхого жилого фонда Северо-Западного административного округа - в отношении дома N 15 по адресу: <...> указано - реконструкция или снос.
Вместе с тем, в ответах Префектуры СЗАО г. Москвы, Управы района Южное Тушино г. Москвы, Департамента городского строительства г. Москвы, Управления градостроительного регулирования СЗАО г. Москвы, Управления координации деятельности комплекса социальной сферы г. Москвы в адрес жителей дома N 11, 13, 15 по адресу: <...> указано, что очередность сноса жилых домов обусловлена проектом планировки микрорайона 12 Южное Тушино, разработанного НИиПИ Генплана г. Москвы и утвержденного в установленном порядке. Очередность сноса жилых домов в данном микрорайоне обусловлена схемой волнового переселения и ситуацией с существующими инженерными коммуникациями. Согласно очередности сноса жилые дома N 11, 13, 15 по адресу: <...> подлежат отселению и сносу в 2011 - 2013 гг. До сноса указанных домов ГУП ДЕЗ района Южное Тушино будет осуществлять контроль за техническим состоянием жилых домов по указанным адресам, при необходимости будут выполнены работы текущего характера. Также указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06 июля 1999 г. N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года" первоочередному сносу до 2010 г. подлежат жилые дома серий: К-7; II-32; II-35; 1МГ-300; 1605-АМ, - жилые дома по указанным выше адресам к перечисленным сериям не относятся (л.д. 79, 80, 81, 83 - 84, 85, 82, 86 - 87, 88 - 89, 123).
Одновременно указывалось, что по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилых домов заявки жителей по текущей эксплуатации выполняются по мере их поступления в ОДС (л.д. 94).
Из ответа ОАО "РЭП N 11 ("Южное Тушино") в адрес представителя инициативной группы по домам N 11, 13, 15 видно, что данные дома закреплены за ОДС N 22, все заявки, поступающие на ОДС N 22, выполняются ОАО "РЭП N 11" ("Южное Тушино") в сроки, отведенные на данные виды работ (л.д. 93).
Согласно ответу ГУП ДЕЗ района "Южное Тушино" в адрес И. видно, что при комиссионном обследовании квартиры 31 августа 2009 г. выявлено, что в квартире коммунального заселения косметического ремонта силами жильцов не производилось более 15 лет; заявок по вопросу непрогрева отопительных приборов, а также неисправной электропроводки на диспетчерскую службу в период с октября 2008 г. по 30 августа 2009 г. не поступало, при этом, указано, что в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации жилищного фонда наниматель жилых помещений должен за свой счет не реже одного раза за пять лет производить текущий ремонт жилых и вспомогательных помещений (л.д. 94).
Между тем, из материалов дела видно, что жители квартир косметический ремонт и замену сантехнического оборудования не производят в связи с ожиданием сноса домов, при этом, эксплуатирующей организацией производится планово-предупредительный ремонт подъездов, обслуживание и эксплуатация жилых домов проводится в соответствии с регламентом Правительства Москвы в соответствии с правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда на постоянной основе (л.д. 199).
Ссылки истцов на то, что их переселение неоднократно откладывалось, и в настоящее время планируется лишь до 2025 г., суд правильно признал несостоятельными, т.к. из ответа первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ш. депутату Московской городской Думы следует, что вопрос отселения жилых домов N 11, 13, 15 по адресу: <...> будет рассмотрен при составлении графика отселения на 2011 - 2012 гг.
Также, суд обоснованно признал доводы истцов о бездействии Префектуры СЗАО г. Москвы несостоятельными, поскольку во исполнение Постановления Правительства г. Москвы N 1164-ПП за период с 2002 по 2005 гг. в мкр. 12 Южное Тушино по инвестиционным контрактам построено 5 жилых домов площадью 67,2 тыс. кв. м (с долей города 30%) из 6 запланированных. Полученная площадь была использована для отселения жителей из трех домов из 6 предусмотренных к сносу. Строительство жилого дома по адресу: 2 (29,0 тыс. кв. м), не начато, так как на месте его строительства расположен бассейн, являющийся федеральной собственностью.
В Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ) зарегистрирован инвестиционный контракт от 27 сентября 1999 г. N 89, заключенный между Правительством Москвы в лице Префекта СЗАО г. Москвы, ЗАО "Стройиндустрия-4" и 3АО "Мосфундаментстрой-6" на реализацию инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона 12 района Южное Тушино СЗАО, в том числе на строительство жилых домов по адресам: <...>.
При этом, суд правильно указал на то, что в действующем законодательстве отсутствует норма, указывающая на конкретный срок, который должен пройти с момента издания Постановления Правительства Москвы до вынесения уполномоченным органом решения об освобождении жителями сносимого помещения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, истцами не представлены доказательства, доподлинно свидетельствующие о принятии исполнительными органами государственной власти города Москвы решения о признании дома N 15 по адресу: <...> аварийным и переселении его жителей, в том числе семьи истцов, в связи с ветхостью дома.
Кроме того, судом установлено, что истцы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят.
Таким образом, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие решения исполнительных органов государственной власти города Москвы о сносе дома и переселении, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов о признании незаконным бездействия Префектуры СЗАО г. Москвы; обязании Префектуры СЗАО г. Москвы устранить допущенное нарушение, вынести решение об освобождении жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу; обязании ответчиков переселить И., И.Е., С. из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в иное благоустроенное жилое помещение в районе проживания истцов.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Ссылки в кассационной жалобе на ветхость жилого помещения не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда, поскольку не основана на нормах права.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 03 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)