Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 ноября 2005 г. Дело N КА-А41/10134-05
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Черпухиной В.А., судей Кирдеева А.А., Русаковой О.И., при участии в заседании от истца (заявителя): Ю. - дов. N 347 от 14.07.05, рассмотрев 14.11.05 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС по г. Воскресенску на решение от 03.06.05 Арбитражного суда Московской области, принятое Поповченко В.С., на постановление от 22.08.05 N 10АП-1903/05-АК Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое Кузнецовым А.М., Мордкиной Л.М., Чучуновой Н.С., по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Воскресенский район" о признании решения незаконным к ИФНС РФ по г. Воскресенску,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Воскресенский район" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС по г. Воскресенску (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 318 от 30.09.2004.
Арбитражный суд Московской области решением от 03.06.2005, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2005, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Признавая решение незаконным, суды исходили из того, что правовая позиция налогового органа не соответствует представленным в материалы дела доказательствам и законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Не согласившись с судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суд не исследовал все обстоятельства по делу и не дал оценки доводам налогового органа.
Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, считая, что судебные акты являются законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Инспекции проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и иных налогов по перечню вопросов, утвержденных руководителем налоговых органов за период с 01.09.2001 по 01.01.2003.
Налоговый орган, проведя выездную проверку, вынес решение N 318 от 30.09.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с которым предложил Предприятию уплатить сумму не полностью уплаченного НДС - 17371482 руб., налога на прибыль - 211415 руб. и суммы пени за несвоевременную уплату налогов. В решении налоговый орган указал, что в сумму заявленной льготы были необоснованно включены суммы от реализации услуг по содержанию и ремонту квартир, техническому обслуживанию, утилизации отходов, содержанию лифтового хозяйства.
Ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом 24.03.2001 N 33-ФЗ) установлено, что до 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В соответствии с названной статьей подпункт 10 пункта 2 ст. 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
Однако в качестве нарушения, выявленного в ходе выездной налоговой проверки, налоговый орган указал именно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции, не действовавшей в проверяемом периоде.
Статья 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, как и пп. 10 п. 2 статьи 149 НК РФ освобождает от налогообложения услуги по представлению в пользование жилых помещений и при этом не раскрывает понятие "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений".
В связи с чем настоящий спор связан с различным толкованием налоговым органом и заявителем содержания понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений".
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного, других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Проанализировав ст. ст. 50, 51, 141 ЖК РФ, п. 1 ст. 671 ГК РФ, ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", "Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории", утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 25.09.05, Постановление Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", суды правильно пришли к выводу о том, что в состав платы за жилое помещение, т.е. платы за предоставление в пользование жилого помещения, входит плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда, за наем жилого помещения (для нанимателей).
Помимо этого, отдельно оплачиваются коммунальные услуги.
Применив ст. 27 Федерального закона N 118-ФЗ в совокупности с названными ранее нормами жилищного и гражданского законодательства, суды правомерно указали, что услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию входят в состав услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Их выделение для жилищно-строительных кооперативов объясняется не тем, что они исключены для всех остальных наймодателей, а тем, что ЖСК не являются наймодателем для своих членов, которые в силу своего статуса не вносят плату за найм жилья, но оплачивают иные перечисленные в ст. 27 Закона услуги. Следовательно, довод ответчика об исключении из состава льготируемых ряда услуг для лиц, не объединенных в ЖСК или объединения собственников жилья, несостоятелен.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Инспекции в части доначисления предприятию НДС, соответствующей суммы штрафа и пени. Также является неправомерным доначисление предприятию налога на прибыль в связи с тем, что заявитель имеет льготу по уплате НДС по оказанию услуг по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, найму содержанию лифтового хозяйства в жилых домах, которые НДС не облагаются.
Доводы, изложенные Инспекцией в кассационной жалобе, являлись предметом проверки судебных инстанций, поскольку они аналогичны доводам оспариваемого решения налогового органа, апелляционной жалобы, приводились Инспекцией при рассмотрении спора и им судебными инстанциями дана правильная правовая оценка.
Кассационная инстанция приходит к выводу, что судебными инстанциями полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан обоснованный вывод о том, что Предприятием выполнены требования налогового законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.05 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.05 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС по г. Воскресенску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2005 N КА-А41/10134-05
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 ноября 2005 г. Дело N КА-А41/10134-05
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Черпухиной В.А., судей Кирдеева А.А., Русаковой О.И., при участии в заседании от истца (заявителя): Ю. - дов. N 347 от 14.07.05, рассмотрев 14.11.05 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС по г. Воскресенску на решение от 03.06.05 Арбитражного суда Московской области, принятое Поповченко В.С., на постановление от 22.08.05 N 10АП-1903/05-АК Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое Кузнецовым А.М., Мордкиной Л.М., Чучуновой Н.С., по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба единого заказчика" жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Воскресенский район" о признании решения незаконным к ИФНС РФ по г. Воскресенску,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика" жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Воскресенский район" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС по г. Воскресенску (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 318 от 30.09.2004.
Арбитражный суд Московской области решением от 03.06.2005, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2005, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Признавая решение незаконным, суды исходили из того, что правовая позиция налогового органа не соответствует представленным в материалы дела доказательствам и законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Не согласившись с судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суд не исследовал все обстоятельства по делу и не дал оценки доводам налогового органа.
Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, считая, что судебные акты являются законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Инспекции проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и иных налогов по перечню вопросов, утвержденных руководителем налоговых органов за период с 01.09.2001 по 01.01.2003.
Налоговый орган, проведя выездную проверку, вынес решение N 318 от 30.09.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с которым предложил Предприятию уплатить сумму не полностью уплаченного НДС - 17371482 руб., налога на прибыль - 211415 руб. и суммы пени за несвоевременную уплату налогов. В решении налоговый орган указал, что в сумму заявленной льготы были необоснованно включены суммы от реализации услуг по содержанию и ремонту квартир, техническому обслуживанию, утилизации отходов, содержанию лифтового хозяйства.
Ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом 24.03.2001 N 33-ФЗ) установлено, что до 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В соответствии с названной статьей подпункт 10 пункта 2 ст. 149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 года.
Однако в качестве нарушения, выявленного в ходе выездной налоговой проверки, налоговый орган указал именно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции, не действовавшей в проверяемом периоде.
Статья 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, как и пп. 10 п. 2 статьи 149 НК РФ освобождает от налогообложения услуги по представлению в пользование жилых помещений и при этом не раскрывает понятие "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений".
В связи с чем настоящий спор связан с различным толкованием налоговым органом и заявителем содержания понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений".
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного, других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Проанализировав ст. ст. 50, 51, 141 ЖК РФ, п. 1 ст. 671 ГК РФ, ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", "Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории", утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 25.09.05, Постановление Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", суды правильно пришли к выводу о том, что в состав платы за жилое помещение, т.е. платы за предоставление в пользование жилого помещения, входит плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда, за наем жилого помещения (для нанимателей).
Помимо этого, отдельно оплачиваются коммунальные услуги.
Применив ст. 27 Федерального закона N 118-ФЗ в совокупности с названными ранее нормами жилищного и гражданского законодательства, суды правомерно указали, что услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию входят в состав услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Их выделение для жилищно-строительных кооперативов объясняется не тем, что они исключены для всех остальных наймодателей, а тем, что ЖСК не являются наймодателем для своих членов, которые в силу своего статуса не вносят плату за найм жилья, но оплачивают иные перечисленные в ст. 27 Закона услуги. Следовательно, довод ответчика об исключении из состава льготируемых ряда услуг для лиц, не объединенных в ЖСК или объединения собственников жилья, несостоятелен.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения Инспекции в части доначисления предприятию НДС, соответствующей суммы штрафа и пени. Также является неправомерным доначисление предприятию налога на прибыль в связи с тем, что заявитель имеет льготу по уплате НДС по оказанию услуг по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, найму содержанию лифтового хозяйства в жилых домах, которые НДС не облагаются.
Доводы, изложенные Инспекцией в кассационной жалобе, являлись предметом проверки судебных инстанций, поскольку они аналогичны доводам оспариваемого решения налогового органа, апелляционной жалобы, приводились Инспекцией при рассмотрении спора и им судебными инстанциями дана правильная правовая оценка.
Кассационная инстанция приходит к выводу, что судебными инстанциями полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан обоснованный вывод о том, что Предприятием выполнены требования налогового законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.05 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.05 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС по г. Воскресенску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)