Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Науменко Т.М.
при участии:
- от истца - представитель Азаров И.А. по доверенности от 21.03.2011;
- от ответчика - представитель Якубенко В.Н. по доверенности от 18.05.2011 (до перерыва);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Олимп" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2011 по делу N А53-1609/2011
по иску ООО "Донэнергосбыт" в лице Шахтинского филиала
к ответчику - ТСЖ "Олимп"
при участии третьих лиц - Региональной службы по тарифам по Ростовской области, ОАО "Донэнерго" в лице филиала "Шахтинские межрайонные электрические сети"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Олимп" о взыскании 19787 руб. 62 коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Донэнерго".
Решением от 01.06.2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 19787 руб. 62 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что потребленная электрическая энергия не оплачена. Факт потребления электрической энергии подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что договорные отношения между сторонами отсутствуют. Количество потребленной электрической энергии определено истцом по показаниям приборов учета, которые установлены не на границе внешней стены домов, при этом потери не учтены. По мнению заявителя, расчет задолженности истцом не представлен, платежи граждан не учтены. Акты на производство работ с приборами учета составлены без участия представителя потребителя и не могут быть приняты как надлежащие доказательства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании апелляционной инстанции 02.09.2011 был объявлен перерыв до 09.09.2011 до 14 час. 20 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва заседание продолжено с участием представителя истца.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Олимп" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресам: ул. Северная, 29 в г. Шахты, и мкр. Горняк, 10 в г. Шахты.
В декабре 2010 года ООО "Донэнергосбыт" осуществляло поставку электрической энергии в указанные жилые дома. На оплату поставленной энергии ТСЖ "Олимп" выставлены счета-фактуры N 11/1/38850 от 31.12.2010 на сумму 45192 руб. 01 коп. (т. 1 л.д. 16, 17) и N 11/1/37233 от 31.12.2010 на сумму 5292 руб. 01 коп. (т. 1 л.д. 21, 22).
В связи с неисполнением ТСЖ "Олимп" обязательств по оплате поставленной энергии в полном объеме, ООО "Донэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ТСЖ "Олимп" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Шахты, мкр. Горняк, 10 и ул. Северная, 29. Следовательно, ТСЖ "Олимп", являясь исполнителем коммунальных услуг для граждан, в отношениях с энергоснабжающей организацией выступает покупателем электрической энергии. Договор между сторонами отсутствует.
По смыслу пункта 3 Информационного Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В пункте 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В пункте 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
По жилому дому, расположенному по адресу: мкр. Горняк, 10 прибор учета установлен во ВРУ многоквартирного жилого дома, то есть на внешней границе - рамке учета.
В материалах дела имеются акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (т. 2 л.д. 4-5).
Акт разграничения балансовой принадлежности по дому, расположенному по адресу мкр. Горняк, 10 подписан со стороны потребителя председателем ТСЖ "Олимп".
Следовательно, определение количества потребленной энергии по данному прибору учета правомерно.
В отношении жилого дома, расположенного по адресу г. Шахты, ул. Северная, 29, акт разграничения балансовой принадлежности не подписан потребителем, прибор учета расположен в ТП-292 продольной ВРУ-0,4 кВ.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На территории Ростовской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам.
Региональной службой по тарифам Ростовской области в пределах полномочий постановлением от 31.05.2007 N 7/6 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в которых не учтен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
Приложением к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.05.2007 N 7/6 являются сами нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, которые вводятся в действие с 1 июля 2007 года и применяются только для определения размера платы за услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета.
В названном постановлении РСТ Ростовской области указано, что при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению не учтен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
В информационном письме о порядке расчета размера платы за электроснабжение при отсутствии приборов учета от 01.06.2009 N 1583 Региональная служба по тарифам Ростовской области разъяснила, что постановлением от 31.05.2007 N 7/6 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в которых не учтен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
В силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В отсутствие иных отдельно установленных нормативов на общедомовые нужды, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", признали законным применение при расчете потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь подлежит применению по аналогии норматив 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 ответчику предлагалось представить истцу сведения, необходимые для расчета количества потребленной электроэнергии по нормативам потребления сведения о количестве проживающих в квартире, количестве комнат в квартирах, общей площади квартир.
Однако, данное определение ответчиком не исполнено.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Заявителем жалобы не доказано, что при расчете количества потребленной электрической энергии по нормативам потребления, оплате подлежит меньшее количество энергии.
Расчет потерь в сетях, представленный в судебное заседание апелляционной инстанции ответчиком, не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В пункте 143 Основных положений функционирования розничных рынков, в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Согласно отзыву третьего лица - ОАО "Донэнерго" в лице Шахтинские межрайонные электрические сети (т. 2 л.д. 1 - 3), питающий кабель жилого дома по ул. Северная, 29 на балансе сетевой организации не находится. Прибор учета установлен в трансформаторной подстанции находящейся на продольной ВРУ.
Письмом от 16.09.2009 сетевая организация разъяснила ТСЖ "Олимп", что для многоквартирных домов питающий кабель которых не находится на балансе сетевой организации, приборы учета устанавливаются в трансформаторной подстанции.
Представленные ТСЖ "Олимп" в суд апелляционной инстанции для приобщения к материалам дела копии квитанций на оплату электроэнергии за период с ноября 2010 по март 2011 физическими лицами, проживающими по адресу г. Таганрог, ул. им. С.И. Шило, 241, кв. 89, кв. 91 (лицевые счета 12-633-50, 12-633-54) не принимаются во внимание, поскольку не относятся к спорному периоду (июль 2009 года - январь 2010 года), а, кроме того, в представленных квитанциях сведения о потребленном количестве энергии на общедомовые нужды и потери отсутствуют, следовательно, оплата за электроснабжение мест общего пользования населением не производится.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2011 по делу N А53-1609/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2011 N 15АП-7117/2011 ПО ДЕЛУ N А53-1609/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2011 г. N 15АП-7117/2011
Дело N А53-1609/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Науменко Т.М.
при участии:
- от истца - представитель Азаров И.А. по доверенности от 21.03.2011;
- от ответчика - представитель Якубенко В.Н. по доверенности от 18.05.2011 (до перерыва);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Олимп" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2011 по делу N А53-1609/2011
по иску ООО "Донэнергосбыт" в лице Шахтинского филиала
к ответчику - ТСЖ "Олимп"
при участии третьих лиц - Региональной службы по тарифам по Ростовской области, ОАО "Донэнерго" в лице филиала "Шахтинские межрайонные электрические сети"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Олимп" о взыскании 19787 руб. 62 коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Донэнерго".
Решением от 01.06.2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 19787 руб. 62 коп. задолженности.
Решение мотивировано тем, что потребленная электрическая энергия не оплачена. Факт потребления электрической энергии подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что договорные отношения между сторонами отсутствуют. Количество потребленной электрической энергии определено истцом по показаниям приборов учета, которые установлены не на границе внешней стены домов, при этом потери не учтены. По мнению заявителя, расчет задолженности истцом не представлен, платежи граждан не учтены. Акты на производство работ с приборами учета составлены без участия представителя потребителя и не могут быть приняты как надлежащие доказательства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании апелляционной инстанции 02.09.2011 был объявлен перерыв до 09.09.2011 до 14 час. 20 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
После перерыва заседание продолжено с участием представителя истца.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Олимп" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по адресам: ул. Северная, 29 в г. Шахты, и мкр. Горняк, 10 в г. Шахты.
В декабре 2010 года ООО "Донэнергосбыт" осуществляло поставку электрической энергии в указанные жилые дома. На оплату поставленной энергии ТСЖ "Олимп" выставлены счета-фактуры N 11/1/38850 от 31.12.2010 на сумму 45192 руб. 01 коп. (т. 1 л.д. 16, 17) и N 11/1/37233 от 31.12.2010 на сумму 5292 руб. 01 коп. (т. 1 л.д. 21, 22).
В связи с неисполнением ТСЖ "Олимп" обязательств по оплате поставленной энергии в полном объеме, ООО "Донэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
ТСЖ "Олимп" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Шахты, мкр. Горняк, 10 и ул. Северная, 29. Следовательно, ТСЖ "Олимп", являясь исполнителем коммунальных услуг для граждан, в отношениях с энергоснабжающей организацией выступает покупателем электрической энергии. Договор между сторонами отсутствует.
По смыслу пункта 3 Информационного Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В пункте 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В пункте 89 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
По жилому дому, расположенному по адресу: мкр. Горняк, 10 прибор учета установлен во ВРУ многоквартирного жилого дома, то есть на внешней границе - рамке учета.
В материалах дела имеются акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (т. 2 л.д. 4-5).
Акт разграничения балансовой принадлежности по дому, расположенному по адресу мкр. Горняк, 10 подписан со стороны потребителя председателем ТСЖ "Олимп".
Следовательно, определение количества потребленной энергии по данному прибору учета правомерно.
В отношении жилого дома, расположенного по адресу г. Шахты, ул. Северная, 29, акт разграничения балансовой принадлежности не подписан потребителем, прибор учета расположен в ТП-292 продольной ВРУ-0,4 кВ.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На территории Ростовской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам.
Региональной службой по тарифам Ростовской области в пределах полномочий постановлением от 31.05.2007 N 7/6 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в которых не учтен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
Приложением к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.05.2007 N 7/6 являются сами нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, которые вводятся в действие с 1 июля 2007 года и применяются только для определения размера платы за услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета.
В названном постановлении РСТ Ростовской области указано, что при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению не учтен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
В информационном письме о порядке расчета размера платы за электроснабжение при отсутствии приборов учета от 01.06.2009 N 1583 Региональная служба по тарифам Ростовской области разъяснила, что постановлением от 31.05.2007 N 7/6 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, в которых не учтен расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.
В силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В отсутствие иных отдельно установленных нормативов на общедомовые нужды, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", признали законным применение при расчете потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь подлежит применению по аналогии норматив 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2011 ответчику предлагалось представить истцу сведения, необходимые для расчета количества потребленной электроэнергии по нормативам потребления сведения о количестве проживающих в квартире, количестве комнат в квартирах, общей площади квартир.
Однако, данное определение ответчиком не исполнено.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Заявителем жалобы не доказано, что при расчете количества потребленной электрической энергии по нормативам потребления, оплате подлежит меньшее количество энергии.
Расчет потерь в сетях, представленный в судебное заседание апелляционной инстанции ответчиком, не может быть принят судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В пункте 143 Основных положений функционирования розничных рынков, в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Согласно отзыву третьего лица - ОАО "Донэнерго" в лице Шахтинские межрайонные электрические сети (т. 2 л.д. 1 - 3), питающий кабель жилого дома по ул. Северная, 29 на балансе сетевой организации не находится. Прибор учета установлен в трансформаторной подстанции находящейся на продольной ВРУ.
Письмом от 16.09.2009 сетевая организация разъяснила ТСЖ "Олимп", что для многоквартирных домов питающий кабель которых не находится на балансе сетевой организации, приборы учета устанавливаются в трансформаторной подстанции.
Представленные ТСЖ "Олимп" в суд апелляционной инстанции для приобщения к материалам дела копии квитанций на оплату электроэнергии за период с ноября 2010 по март 2011 физическими лицами, проживающими по адресу г. Таганрог, ул. им. С.И. Шило, 241, кв. 89, кв. 91 (лицевые счета 12-633-50, 12-633-54) не принимаются во внимание, поскольку не относятся к спорному периоду (июль 2009 года - январь 2010 года), а, кроме того, в представленных квитанциях сведения о потребленном количестве энергии на общедомовые нужды и потери отсутствуют, следовательно, оплата за электроснабжение мест общего пользования населением не производится.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2011 по делу N А53-1609/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)