Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Даниловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярославской области о признании недействующей в части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области",
установил:
Действие мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 Закона ЯО, распространяется на работника государственного учреждения Ярославской области, педагогического работника муниципального образовательного учреждения, проживающего в сельской местности и рабочих поселках Ярославской области, а также на нетрудоспособных членов его семьи, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (абзац 2 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з).
Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных", "совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию". По мнению прокурора, указанные выше положения противоречат федеральному законодательству, нарушают и ограничивают права педагогов в части предоставления льгот по коммунальным услугам. Льгота по отоплению и освещению педагогическим работникам должна предоставляться без каких-либо ограничений и норм, и в том числе без ограничений по количеству проживающих с ним членов семьи.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал в полном объеме.
Представители Губернатора Ярославской области по доверенностям Морозов М.Ю., Балина Ю.А. и представитель Государственной Думы Ярославской области по доверенности Вахрамеева Е.А. с заявленными прокурором требованиями не согласились, сославшись на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам, принята в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", предусматривающего обязательную социальную льготу только для педагогического работника.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п.п. "е", "ж", "к" ст. 72 и общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Сделанный вывод полностью согласуется с правовой позицией, выраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.06.2006 по делу N 73-ГО6-8.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем исходя из положений оспариваемой части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з от 21.12.2004 "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 6 того же Закона ЯО оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении будет определяться с учетом количества и характера проживающих с педагогическим работником членов его семьи, и тем самым указанное право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Оспариваемая норма Закона области, таким образом, противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность управления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением, количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи.
Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование прокурора о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "совместно с ним проживающих". По смыслу абз. 3 п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" право на получение перечисленных льгот предоставлено только работающим педагогам. В федеральном законодательстве не содержится норм, устанавливающих самостоятельное право членов семьи педагога на льготы, предусмотренные п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании".
Таким образом, в данной части норма Закона Ярославской области не противоречит федеральному законодательству, и в удовлетворении части требований прокурора должно быть отказано.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемый пункт должен быть признан недействительным, судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, высказанную в постановлении от 27.01.2004 N 1-П Конституционного Суда РФ, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку суд разрешает по настоящему делу заявление о признании незаконными положений, касающихся педагогического работника, тогда как оспариваемая норма распространяется и на других лиц, и в том числе на работника государственного учреждения Ярославской области, то суд считает необходимым указать в резолютивной части решения указание, что оспариваемые положения признаются недействующими только в отношении педагогических работников.
Решение суда в части удовлетворения требований прокурора по настоящему делу либо сообщение о таком решении должно быть на основании ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" бесплатно опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован Закон Ярославской области N 77-з от 31.12.2003 "Об областном бюджете на 2004 год", - газете "Губернские вести".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Признать недействующей часть 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных" и "находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным источником средств к существованию" со дня вступления настоящего решения в законную силу в части, касающейся работающих педагогических работников организаций образования.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Ярославской области отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.02.2007 N 3-5/07
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2007 г. N 3-5/07
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Даниловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярославской области о признании недействующей в части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области",
установил:
Действие мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 Закона ЯО, распространяется на работника государственного учреждения Ярославской области, педагогического работника муниципального образовательного учреждения, проживающего в сельской местности и рабочих поселках Ярославской области, а также на нетрудоспособных членов его семьи, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (абзац 2 части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з).
Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных", "совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию". По мнению прокурора, указанные выше положения противоречат федеральному законодательству, нарушают и ограничивают права педагогов в части предоставления льгот по коммунальным услугам. Льгота по отоплению и освещению педагогическим работникам должна предоставляться без каких-либо ограничений и норм, и в том числе без ограничений по количеству проживающих с ним членов семьи.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал в полном объеме.
Представители Губернатора Ярославской области по доверенностям Морозов М.Ю., Балина Ю.А. и представитель Государственной Думы Ярославской области по доверенности Вахрамеева Е.А. с заявленными прокурором требованиями не согласились, сославшись на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам, принята в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", предусматривающего обязательную социальную льготу только для педагогического работника.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п.п. "е", "ж", "к" ст. 72 и общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Сделанный вывод полностью согласуется с правовой позицией, выраженной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.06.2006 по делу N 73-ГО6-8.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем исходя из положений оспариваемой части 2 статьи 2 Закона Ярославской области N 62-з от 21.12.2004 "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 6 того же Закона ЯО оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении будет определяться с учетом количества и характера проживающих с педагогическим работником членов его семьи, и тем самым указанное право педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ограничивается проживающими совместно с ним членами семьи, но не находящимися на его полном содержании и не получающими от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Оспариваемая норма Закона области, таким образом, противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность управления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением, количеством и характеризующими признаками проживающих совместно с ним членов семьи.
Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование прокурора о признании недействующей части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "совместно с ним проживающих". По смыслу абз. 3 п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" право на получение перечисленных льгот предоставлено только работающим педагогам. В федеральном законодательстве не содержится норм, устанавливающих самостоятельное право членов семьи педагога на льготы, предусмотренные п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании".
Таким образом, в данной части норма Закона Ярославской области не противоречит федеральному законодательству, и в удовлетворении части требований прокурора должно быть отказано.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемый пункт должен быть признан недействительным, судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, высказанную в постановлении от 27.01.2004 N 1-П Конституционного Суда РФ, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку суд разрешает по настоящему делу заявление о признании незаконными положений, касающихся педагогического работника, тогда как оспариваемая норма распространяется и на других лиц, и в том числе на работника государственного учреждения Ярославской области, то суд считает необходимым указать в резолютивной части решения указание, что оспариваемые положения признаются недействующими только в отношении педагогических работников.
Решение суда в части удовлетворения требований прокурора по настоящему делу либо сообщение о таком решении должно быть на основании ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" бесплатно опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован Закон Ярославской области N 77-з от 31.12.2003 "Об областном бюджете на 2004 год", - газете "Губернские вести".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:
Признать недействующей часть 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 21.12.2004 N 62-з "О мерах социальной поддержки работников бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и малых городах Ярославской области" в части слов "нетрудоспособных" и "находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным источником средств к существованию" со дня вступления настоящего решения в законную силу в части, касающейся работающих педагогических работников организаций образования.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора Ярославской области отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)