Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 21 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от заявителя - Кузнецов П.Н., доверенность от 12.01.2012 сроком действия до 31.12.2012,
от административного органа - не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Ленинского района"
апелляционное производство N 05АП-4764/2012
на решение от 17.05.2012 судьи Е.М. Попова
по делу N А51-3214/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Управляющая компания Ленинского района"
к Отделу по государственному контролю в области жилищных отношений - Государственной жилищной инспекции Приморского края
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее по тексту - заявитель, общество, управляющая компания, ООО "УК Ленинского района") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела по государственному контролю в области жилищных отношений - Государственная жилищная инспекция Приморского края (далее по тексту - административный орган, ответчик) от 06.02.2012 N 72-22-33 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Решением суда от 17.05.2012 в удовлетворении требований отказано.
Суд посчитал, что материалами дела подтверждается событие и состав административного правонарушения, вмененного обществу.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество ссылается на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем просит решение суда отменить, требования управляющей компании удовлетворить.
По мнению заявителя, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, отсутствует, поскольку решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Ивановская, 15, оформленного протоколом от 27.01.2012, жители дома отказались от проведения текущего ремонта по восстановлению системы центрального отопления на лестничных клетках. Таким образом, у общества отсутствуют законные основания для проведения ремонтных работ по восстановлению системы центрального отопления в местах общего пользования указанного многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный орган своего представителя в судебное заседание не направил, письменный отзыв не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем коллегия, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено.
ООО "Управляющая компания Ленинского района" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2005 Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером 1052504404380.
В соответствии с Приказом от 26.12.2011 N 30/20-115 отдела государственной жилищной инспекции администрации г. Владивостока специалистами отдела государственной жилищной инспекции проведена внеплановая выездная проверка ООО "Управляющая компания Ленинского района" по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Ивановская в г. Владивостоке.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Постановление N 307) ООО "УК Ленинского района" не приняты меры по надлежащему содержанию общего имущества дома, а именно жильцы дома не обеспечены коммунальной услугой отопления в местах общего пользования.
Факт нарушения зафиксирован в акте проверки от 27.12.2011 N 30/14-94.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, ООО "УК Ленинского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, о чем 06.02.2012 вынесено постановление N 72-22-33 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
В соответствии со ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые должностные лица и юридические лица, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные соблюдать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг, и которые данный уровень не обеспечили.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 3 вышеуказанных Правил коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть, в том числе управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирным домом на основании договора.
Как следует из материалов дела и не отрицается сторонами между собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Ивановская, 15, и ООО "Управляющая компания Ленинского района" заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг, в том числе осуществлять регулировку и наладку систем центрального отопления, установку, замену и восстановление работоспособности отдельным элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления общего имущества дома.
Таким образом, ООО "Управляющая компания Ленинского района" является ответственным лицом за содержание многоквартирного дома по ул. Ивановская, 15, г. Владивостока и субъектом административного правонарушения, установленного ст. 7.23 КоАП РФ.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2, п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества многоквартирного дома в число прочего включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества и обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлен состав услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе отопление. Под отоплением понимается поддержание в жилом доме, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176.
В соответствии с п. 5.1.1 Правил и норм N 170 закреплено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 4.2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, в число требовании по содержанию общего имущества жилых зданий входит поддержание в вестибюле подъезда, на лестничной клетке температурно-влажностного режима, соответствующего нормативным требованиям, путем регулярного проветривания, обеспечения исправности приборов отопления и влажной уборки лестничной клетки и вестибюля.
Требования по установке и исправности систем отопления общего имущества многоквартирного дома установлено в СНиПе 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", ГОСТе Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги".
Судом первой инстанции установлено, что заявитель привлечен к административной ответственности за непринятие мер по обеспечению населения отоплением в местах общего пользования, поскольку в многоквартирном доме, расположенном по ул. Ивановской, 15 г. Владивостока, частично отсутствуют радиаторы, что свидетельствует о невозможности общества оказывать собственникам жилого дома данную коммунальную услугу.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае факт совершения заявителем правонарушения подтверждается актом проверки от 27.12.2011 N 30-14/94, из которого следует, что проверка проводилась в присутствии представителя общества - Кудиновой Н.Б., актом обследования состояния систем отопления мест общего пользования от 17.01.2011 N 3-В, протоколом об административном правонарушении от 28.12.2011.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, заключив договор управления многоквартирным домом, управляющая компания становится ответственной перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг.
В этой связи заявитель обязан был принять все необходимые меры по надлежащему исполнению своих обязанностей, в том числе по установке радиаторов и обеспечению собственников коммунальной услугой отопления в местах общего пользования.
Кроме того, предприятие собирает плату с жильцов дома за его текущее содержание и текущий ремонт, дом был передан заявителю на обслуживание собственниками многоквартирного дома.
Довод общества о том, что собственники дома отказались от восстановления систем отопления общего имущества коллегией во внимание не принимается, как не имеющей правового значения, поскольку ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за необеспечение населения коммунальными услугами.
Также коллегия учитывает, что общее собрание собственников многоквартирного дома состоялось 27.01.2012, то есть уже после выявления факта непредставления заявителем коммунальных услуг, а проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения коммунальными услугами управляющей компанией была проведена по жалобе жителей дома по ул. Ивановская, 15 г. Владивостока, на отсутствие отопления в местах общего пользования.
Кроме того, отказ собственников жилых помещений от восстановления систем отопления мест общего пользования не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ.
С учетом изложенного коллегия, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что у ООО "Управляющая компания Ленинского района" имелась возможность для соблюдения законодательства, однако им не были приняты для этого все необходимые и зависящие от него меры по своевременной организации и соблюдению требований по обеспечению собственников многоквартирного дома коммунальной услугой.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, коллегия установила, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении ООО "Управляющая компания Ленинского района" было надлежащим образом извещено и не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
В связи с чем, коллегия приходит к выводу, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности Отделу по государственному контролю в области жилищных отношений-Государственная жилищная инспекция Приморского края соблюдена.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Административным органом применен минимальный штраф, установленный в санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения предприятия от административной ответственности нет.
С учетом изложенного коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований ООО "Управляющая компания Ленинского района" по признанию незаконным и отмене постановления Отдела по государственному контролю в области жилищных отношений-Государственной жилищной инспекцией Приморского края от 06.02.2012 N 72-22-33.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2012 по делу N А51-3214/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2012 N 05АП-4764/2012 ПО ДЕЛУ N А51-3214/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2012 г. N 05АП-4764/2012
Дело N А51-3214/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 21 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от заявителя - Кузнецов П.Н., доверенность от 12.01.2012 сроком действия до 31.12.2012,
от административного органа - не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Ленинского района"
апелляционное производство N 05АП-4764/2012
на решение от 17.05.2012 судьи Е.М. Попова
по делу N А51-3214/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Управляющая компания Ленинского района"
к Отделу по государственному контролю в области жилищных отношений - Государственной жилищной инспекции Приморского края
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района" (далее по тексту - заявитель, общество, управляющая компания, ООО "УК Ленинского района") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела по государственному контролю в области жилищных отношений - Государственная жилищная инспекция Приморского края (далее по тексту - административный орган, ответчик) от 06.02.2012 N 72-22-33 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Решением суда от 17.05.2012 в удовлетворении требований отказано.
Суд посчитал, что материалами дела подтверждается событие и состав административного правонарушения, вмененного обществу.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, общество ссылается на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем просит решение суда отменить, требования управляющей компании удовлетворить.
По мнению заявителя, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, отсутствует, поскольку решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Владивосток, ул. Ивановская, 15, оформленного протоколом от 27.01.2012, жители дома отказались от проведения текущего ремонта по восстановлению системы центрального отопления на лестничных клетках. Таким образом, у общества отсутствуют законные основания для проведения ремонтных работ по восстановлению системы центрального отопления в местах общего пользования указанного многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный орган своего представителя в судебное заседание не направил, письменный отзыв не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем коллегия, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено.
ООО "Управляющая компания Ленинского района" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2005 Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером 1052504404380.
В соответствии с Приказом от 26.12.2011 N 30/20-115 отдела государственной жилищной инспекции администрации г. Владивостока специалистами отдела государственной жилищной инспекции проведена внеплановая выездная проверка ООО "Управляющая компания Ленинского района" по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 15 по ул. Ивановская в г. Владивостоке.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Постановление N 307) ООО "УК Ленинского района" не приняты меры по надлежащему содержанию общего имущества дома, а именно жильцы дома не обеспечены коммунальной услугой отопления в местах общего пользования.
Факт нарушения зафиксирован в акте проверки от 27.12.2011 N 30/14-94.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, ООО "УК Ленинского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, о чем 06.02.2012 вынесено постановление N 72-22-33 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
В соответствии со ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые должностные лица и юридические лица, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные соблюдать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг, и которые данный уровень не обеспечили.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно п. 3 вышеуказанных Правил коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть, в том числе управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирным домом на основании договора.
Как следует из материалов дела и не отрицается сторонами между собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Ивановская, 15, и ООО "Управляющая компания Ленинского района" заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым общество обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг, в том числе осуществлять регулировку и наладку систем центрального отопления, установку, замену и восстановление работоспособности отдельным элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления общего имущества дома.
Таким образом, ООО "Управляющая компания Ленинского района" является ответственным лицом за содержание многоквартирного дома по ул. Ивановская, 15, г. Владивостока и субъектом административного правонарушения, установленного ст. 7.23 КоАП РФ.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2, п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества многоквартирного дома в число прочего включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества и обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлен состав услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе отопление. Под отоплением понимается поддержание в жилом доме, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176.
В соответствии с п. 5.1.1 Правил и норм N 170 закреплено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 4.2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, в число требовании по содержанию общего имущества жилых зданий входит поддержание в вестибюле подъезда, на лестничной клетке температурно-влажностного режима, соответствующего нормативным требованиям, путем регулярного проветривания, обеспечения исправности приборов отопления и влажной уборки лестничной клетки и вестибюля.
Требования по установке и исправности систем отопления общего имущества многоквартирного дома установлено в СНиПе 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", ГОСТе Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги".
Судом первой инстанции установлено, что заявитель привлечен к административной ответственности за непринятие мер по обеспечению населения отоплением в местах общего пользования, поскольку в многоквартирном доме, расположенном по ул. Ивановской, 15 г. Владивостока, частично отсутствуют радиаторы, что свидетельствует о невозможности общества оказывать собственникам жилого дома данную коммунальную услугу.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае факт совершения заявителем правонарушения подтверждается актом проверки от 27.12.2011 N 30-14/94, из которого следует, что проверка проводилась в присутствии представителя общества - Кудиновой Н.Б., актом обследования состояния систем отопления мест общего пользования от 17.01.2011 N 3-В, протоколом об административном правонарушении от 28.12.2011.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, заключив договор управления многоквартирным домом, управляющая компания становится ответственной перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг.
В этой связи заявитель обязан был принять все необходимые меры по надлежащему исполнению своих обязанностей, в том числе по установке радиаторов и обеспечению собственников коммунальной услугой отопления в местах общего пользования.
Кроме того, предприятие собирает плату с жильцов дома за его текущее содержание и текущий ремонт, дом был передан заявителю на обслуживание собственниками многоквартирного дома.
Довод общества о том, что собственники дома отказались от восстановления систем отопления общего имущества коллегией во внимание не принимается, как не имеющей правового значения, поскольку ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за необеспечение населения коммунальными услугами.
Также коллегия учитывает, что общее собрание собственников многоквартирного дома состоялось 27.01.2012, то есть уже после выявления факта непредставления заявителем коммунальных услуг, а проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения коммунальными услугами управляющей компанией была проведена по жалобе жителей дома по ул. Ивановская, 15 г. Владивостока, на отсутствие отопления в местах общего пользования.
Кроме того, отказ собственников жилых помещений от восстановления систем отопления мест общего пользования не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ.
С учетом изложенного коллегия, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приходит к выводу о том, что у ООО "Управляющая компания Ленинского района" имелась возможность для соблюдения законодательства, однако им не были приняты для этого все необходимые и зависящие от него меры по своевременной организации и соблюдению требований по обеспечению собственников многоквартирного дома коммунальной услугой.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, коллегия установила, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении ООО "Управляющая компания Ленинского района" было надлежащим образом извещено и не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
В связи с чем, коллегия приходит к выводу, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности Отделу по государственному контролю в области жилищных отношений-Государственная жилищная инспекция Приморского края соблюдена.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Административным органом применен минимальный штраф, установленный в санкции ст. 7.23 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения предприятия от административной ответственности нет.
С учетом изложенного коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований ООО "Управляющая компания Ленинского района" по признанию незаконным и отмене постановления Отдела по государственному контролю в области жилищных отношений-Государственной жилищной инспекцией Приморского края от 06.02.2012 N 72-22-33.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2012 по делу N А51-3214/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.М.ГРАЧЕВ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)