Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2011 ПО ДЕЛУ N А56-73703/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. по делу N А56-73703/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Кашиной Т.А., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вайтович Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СтройЛинк" (регистрационный номер 13АП-11388/2011) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2011 по делу N А56-73703/2010 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ООО "СтройЛинк"
о взыскании 171.028 руб. 61 коп.
при участии:
от истца: Литовченко А.С. по доверенности N 141 от 19.04.2011
от ответчика: Тарасова И.И. по доверенности N 02/2011 от 01.08.2011

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" ОГРН 1027810310274 (далее - Предприятие) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СтройЛинк" ОГРН 1089847352110 (далее - Общество) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде на основании договора N 15540.041.1 от 01.10.2009 в сумме 159.313,24 коп., а также неустойки в сумме 6092,25 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2011 исковые требования удовлетворены.
ООО "СтройЛинк" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства.
Суд первой инстанции неправомерно положил в основу решения расчет истца, который составлен на основе потребленной тепловой энергии, вместе с тем расчет должен был быть произведен на основании пункта 15 Правил N 307.
Обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть больше, чем в случае заключения этой организацией прямых договоров с населением.
Судом неправомерно принят за основу расчет с учетом НДС.
Рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, апелляционный суд установил несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По существу спора судом установлено следующее.
Между Предприятием - энергоснабжающей организацией и Обществом - абонентом 01.10.2009 был заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 11540.041.1, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: наб. кан. Грибоедова, д. 33, лит. А - жилой дом со встроенными помещениями (источник - наб. кан. Грибоедова, д. 31), а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую энергию в соответствии с условиями договора.
Порядок расчетов установлен в главе 5 договора.
Согласно пункту 5.5 договора платежные документы, выставляемые энергоснабжающей организацией, оплачиваются абонентом в акцептном порядке в течение пяти банковских дней.
В соответствии с пунктом 5.7 договора в случае неоплаты платежного требования (полностью или частично) энергоснабжающая организация вправе начислить пени за каждый день просрочки платежа, исходя из размера процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ и действующей на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части.
В период с января по май 2010 года Предприятие поставило Обществу тепловую энергию и выставило для оплаты платежные требования на сумму 324.249,60 руб. Общество оплатило поставленную энергию частично.
Задолженность ответчика перед истцом за поставленную тепловую энергию в горячей воде послужила основанием для настоящего иска о взыскании 159.313,24 коп. долга, а также неустойки в сумме 6092,25 руб.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Следовательно, указанными выше нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса РФ и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В силу статей 161, 164 Жилищного кодекса РФ договоры теплоснабжения многоквартирных жилых домов могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК и иной организацией).
Подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 на исполнителя возложена обязанность заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями коммунальных услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений, в случае непосредственного управления таким домом последним.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, названные нормы прямо указывают, что приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии производится по тарифам, установленным для граждан.
Пунктом 19 Правил N 307 конкретизировано данное положение, согласно которому при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Кроме того, приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно - размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./Гкал).
Норматив потребления коммунальных услуг определен как месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306).
Как следует из пунктов 25, 26 данных Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Следовательно, при отсутствии общедомовых приборов учета количество подаваемой теплоэнергии должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных органами местного самоуправления.
Данный вывод суда первой инстанции подтвержден правовой позицией Президиума ВАС РФ, содержащейся в Постановлении от 09.06.2009 г. N 525/09, а также в Определениях ВАС РФ N ВАС-9516/09 от 12.08.2009 г. и N ВАС-9499/09 от 10.08.2009 г.
Факт потребления Обществом тепловой энергии подтверждается материалами дела. Количество отпускаемой энергии первоначально определено в соответствии с договорной нагрузкой, что противоречит статьям 426, 544 Гражданского кодекса РФ, статье 157 Жилищного кодекса РФ, пункту 8, подпунктам "а" и "б" пункта 19 Правил N 307, из содержания которых следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
В ходе рассмотрения спора стороны пересчитали стоимость потребленной тепловой энергии в соответствии с нормами перечисленного действующего законодательства.
Расчет тепловой энергии, поставленной Предприятием, необходимо произвести исходя из сведений об общей площади дома, содержащихся в техническом паспорте дома, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирных домах Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 г. N 196-р.
При рассмотрении спора в апелляционном суде сторонами представлен согласованный расчет стоимости потребленной тепловой энергии, произведенный с учетом требований действующего законодательства.
Согласно представленному расчету, правильность которого проверена апелляционным судом, задолженность ООО "СтройЛинк" по оплате тепловой энергии составляет 102.364 руб. 26 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения; по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 5.7 договора установлена ответственность ответчика за неоплату платежного требования за потребленную тепловую энергию в виде пени за каждый день просрочки платежа, исходя из размера процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ и действующей на день оплаты абонентом платежного требования или его соответствующей части.
Поскольку заявленная к взысканию сумма неустойки не превышает сумму неустойки, рассчитанную на сумму задолженности по нормативам потребления, решение суда в части неустойки является правильным и изменению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2011 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с ООО "СтройЛинк", г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Фомина, д. 6, лит. А, пом. 11-Н, ОГРН 1089847352110, в пользу ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", г. Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, ОГРН 1027810310274, 102.364 руб. 26 коп. долга, 6092 руб. 25 коп. неустойки и 3156 руб. 11 коп. расходов по госпошлине. В остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.Г.МЕДВЕДЕВА
Судьи
Т.А.КАШИНА
Я.Г.СМИРНОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)