Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2008 N Ф03-5688/2008 ПО ДЕЛУ N А73-9613/2008-63

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2008 г. N Ф03-5688/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы Хабаровского муниципального района
на решение от 24.10.2008
по делу N А73-9613/2008-63
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о признании частично недействующим постановления главы Хабаровского муниципального района от 24.06.2008 N 522
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующим постановления главы Хабаровского муниципального района от 24.06.2008 N 522 "Об утверждении размеров платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, выбравшего способ управления многоквартирным домом" в части установления размера платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья при применении его в расчетах с населением, проживающим по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда для:
- - Восточного сельского поселения в части "жилые благоустроенные одноэтажные дома без ВДГО - 12,52 руб.;
- - Мирненского сельского поселения в части "жилые благоустроенные одноэтажные дома без ВДГО - 10,22 руб.;
- - Князе-Волконского сельского поселения в части "частично благоустроенные дома до 2-х этажей без ВДГО - 10,21 руб. и "жилые благоустроенные одноэтажные дома без ВДГО - 12,31 руб.
Заявление обосновано несоответствием указанного нормативного акта требованиям статьи 6 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 26.12.2005 N 184-ФЗ (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184), постановлению губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Хабаровского края на 2008 год" (далее - постановление губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163).
Решением от 24.10.2008 требования Комитета удовлетворены. Суд признал недействующим постановление главы Хабаровского муниципального района от 24.06.2008 N 522 в оспариваемой части как несоответствующее Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ, а также пункту 19 Приложения N 3 к постановлению губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163.
В кассационной жалобе глава Хабаровского муниципального района просит решение от 24.10.2008 отменить как незаконное. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неправомерном рассмотрении судом заявления Комитета о признании недействующим в части постановления главы Хабаровского муниципального района от 24.06.2008 N 522 в порядке главы 23 АПК РФ, тогда как оспариваемое постановление нормативным правовым актом не является. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права и не учтены положения пункта 4.2 Порядка пересмотра размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.02.2008 N 63-пр, Информационного письма ФСТ России от 08.09.2006 N СН-4251/5. В связи с этим считает неверным вывод суда о наличии оснований для признания постановления главы района от 24.06.2008 N 522 недействующим в оспариваемой части. При этом указывает на то, что рост размера платы граждан за жилое помещение по жилфонду Восточного и Мирненского сельских поселений не превысил установленных постановлением губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163 предельных максимальных индексов изменений размера платы граждан за жилое помещение.




Кроме того, заявитель считает, что оспариваемым постановлением главы муниципального района размер платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья для населения, проживающего на территории Восточного, Мирненского, Князе-Волконского сельских поселений, утвержден с учетом измененного набора услуг (затраты на ВДГО - внутридомовое газовое оборудование и услуги управляющей компании) в связи с чем предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение применяться не должны в силу пункта 2.1 статьи 56 Федерального закона от 26.10.2005 N 184-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет выразил несогласие с приведенными в ней доводами и просил в ее удовлетворении отказать. При этом привел доводы о законности обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании кассационной инстанции представители главы Хабаровского муниципального района и Комитета привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность решения от 24.10.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, размеры платы граждан за жилое помещение по Восточному, Мирненскому и Князе-Волконскому сельским поселениям на 2007 год установлены постановлениями глав поселений, соответственно от 25.12.2006 N 44, от 07.12.2006 N 19, от 30.11.2006 N 36.
В соответствии с заключенными соглашениями Восточным, Мирненским и Князе-Волконским сельскими поселениями Хабаровского муниципального района полномочия по расчету и утверждению размера платы за жилищно-коммунальные услуги для населения на 2008 год переданы администрации Хабаровского муниципального района.
На 2008 год размер платы граждан за жилое помещение по указанным сельским поселениям установлен постановлением главы Хабаровского района от 16.05.2007 N 105 "Об утверждении размеров платы за наем жилья и ремонт в многоквартирных домах", от 29.12.2007 N 363 "Об утверждении размеров платы за жилищные услуги", от 25.04.2008 N 149 "Об утверждении размеров платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, выбравшего способ управления многоквартирным домом" (впоследствии отменено) и оспариваемым постановлением от 24.06.2008 N 522.
Постановлением главы Хабаровского муниципального района от 24.06.2008 N 522 утверждены размеры платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья для населения, проживающего на территории Восточного, Мирненского и Князе-Волконского сельских поселений Хабаровского муниципального района, выбравшего способ управления многоквартирным домом и заключившего договоры с ООО "Межмуниципальное общество "Управляющая компания", но не принявшего на общем собрании решения об установлении размера платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья, в том числе:
- - для населения, проживающего на территории Восточного сельского поселения в жилых благоустроенных одноэтажных домах без ВДГО за 1 кв.м общей площади жилья;
- - для населения, проживающего на территории Мирненского сельского поселения в жилых благоустроенных одноэтажных домах - 10,22 руб. за 1 кв.м общей площади жилья;
- - для населения, проживающего на территории Князе-Волконского сельского поселения в жилых частично благоустроенных домах до 2 - 3 этажей без ВДГО - 10,21 руб. за 1 кв.м общей площади жилья; в жилых благоустроенных одноэтажных домах ВДГО - 12,31 руб. за 1 кв.м общей площади жилья.
В ходе проведенной Комитетом проверки соответствия фактического изменения размера платы граждан за жилое помещение предельному индексу изменения размера платы граждан за жилое помещение, определенному постановлением губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163 к уровню 2007 года в сельских поселениях Хабаровского муниципального района установлено превышение предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение во всех трех указанных сельских поселениях.
На основании подпункта 3 пункта 7.2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ Комитетом главе Хабаровского муниципального района выдано предписание от 14.06.2008 N 4-П о прекращении нарушения статьи 6 указанного Федерального закона и приведении постановления от 24.06.2008 N 522 в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163.
Неисполнение предписания послужило основанием обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным в соответствии с данной статьей.
Пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона определено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.
Судом установлено, что предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение по сельским поселениям Хабаровского муниципального района определены Приложением N 3 к Постановлению губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163 в размере 113 процентов.
Установлено также, что в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ постановлением главы Хабаровского муниципального района от 24.05.2008 N 522 определены размеры платы за техническое обслуживание и содержание жилья в домах, в которых собственниками жилых помещений выбран способ управления многоквартирным домом, без выделения категории нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В результате применения установленных размеров платы за услуги по техническому обслуживанию и содержанию жилья для нанимателей жилых помещений превышен предельный максимальный индекс изменения совокупного размера платы граждан за жилое помещение в Восточном, Мирненском и Князе-Волконском сельских поселениях по отдельным видам жилого помещения.
Так, в Восточном сельском поселении рост размера платы граждан за жилое помещение составил от 119,7% до 120,1%, по Мирненскому сельскому поселению рост размера платы граждан за жилое помещение составил от 117,2% до 117,5%, по Князе-Волконскому сельскому поселению в зависимости от видов жилых помещений, соответственно от 118,0% до 118,4% и от 118,2% до 118,5%.
Исходя из установленного, арбитражный суд пришел к правильному выводу о несоответствии постановления главы Хабаровского муниципального района от 24.06.2008 N 522 в оспариваемой части Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ и постановлению губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163 и обоснованно удовлетворил заявленные Комитетом требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемое постановление главы Хабаровского муниципального района не является нормативным правовым актом, а также о неправомерном рассмотрении судом заявленных требований по правилам главы 23 АПК РФ подлежат отклонению как противоречащие положениям статьи 2, пункту 6 статьи 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, определяющим понятие муниципального правового акта, полномочия главы местной администрации по их изданию. Кроме того, данные договоры противоречат и Положению об администрации Хабаровского муниципального района, утвержденному решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 22.03.2005 N 27, разделом 6 которого предусмотрено принятие главой района нормативных актов в форме постановлений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан.
Подлежат отклонению судом кассационной инстанции и доводы заявителя жалобы о соответствии величины роста размера платы за жилое помещение предельному индексу в целом по жилому фонду, находящемуся на территории муниципального образования как несоответствующие пункту 4.2 Порядка пересмотра размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги при приведении их в соответствие с предельными индексами изменения размера платы граждан за жилое помещение и (или) предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.02.2008 N 63-пр, поскольку классификация видов жилищного фонда, по которому определяется рост совокупного размера платы граждан за жилое помещение установлен главой Хабаровского муниципального района при принятии оспариваемого постановления самостоятельно. Данная классификация и была использована Комитетом при оценке соответствия предельным индексам размера платы граждан за жилое помещение, что не противоречит Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ и указанному Порядку.
Несостоятельна и ссылка заявителя жалобы на отсутствие роста размера платы граждан за жилое помещение с превышением предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение в целом по муниципальному образованию - Хабаровский муниципальный район, так как постановлением губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 N 163 предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение установлены не по муниципальным районам, а по городским округам и поселениям муниципальных района, по которым и был установлен факт превышения предельного индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение.
Доводы заявителя жалобы о том, что при принятии оспариваемого постановления предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение не должны применяться в связи с изменением набора услуг, потребляемых гражданами, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, указанные доводы получили соответствующую правовую оценку суда. Основания для их иной оценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
При принятии решения от 24.10.2008 судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, поэтому основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 24.10.2008 по делу N А73-9613/2008-63 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)