Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2012 N 06АП-462/2012 ПО ДЕЛУ N А73-15407/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. N 06АП-462/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "УК Новатор": Ращупкина О.А., представитель по доверенности от 10.01.2012;
- от Государственной Жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков В.Н., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 1/50;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Новатор"
на решение от 19.01.2012
по делу N А73-15407/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Новатор"
к Государственной Жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 09.11.2011 N 1135/11-Ю

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новатор" (далее - ООО "УК Новатор", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - Инспекция, административный орган) от 09.11.2011 N 1135/11-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 19.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины ООО "УК Новатор".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 10.10.2011 в ходе проверки фактов изложенных в жалобе гражданки Белоус С.О. проживающей по адресу: <...> Инспекцией установлено, что в нарушение правил содержания и ремонта жилого дома: не обеспечена исправность подъездного отопления - не установлены регистры; ВРУ, расположенные на лестничных клетках, имеют свободный доступ, двери ВРУ не закрыты на замок (подъезд N 3 и N 9); в подвале дома выявлены протечки из-за неисправностей системы канализации, подвальное помещение подтоплено.
Результаты проверки зафиксированы Протоколом осмотра помещений территорий и находящихся тем вещей и документов N 27/325 от 10.10.2011. Осмотр состояния жилого дома N 13 по улице Кирова в п. Хор проводился в присутствии исполняющего обязанности главного инженера ООО "УК Новатор" Степанюк Н.С. и двух понятых.
По результатам проверки 11.10.2011 Инспекцией в отношении ООО "Управляющая компания Новатор" составлен протокол об административном правонарушении, а 09.11.2011 вынесено постановление N 1135/11-Ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствие с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктами 3.2.2, 3.2.18, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках. Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты. Не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312), настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению (пункт 2.2 Положения).
Техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории (пункт 3.1 Положения).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.09.2009 N 1/22 ООО "УК Новатор" на основании устава и решения общего собрания собственников помещений принял на себя обязанности по оказанию услуг по управлению общим имуществом, выполнению услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества принадлежащего собственникам помещений и пользующимся на законном основании помещениями в МКД лицами. Собственники помещений обязуются оплачивать услуги Управляющей организации.
Из вышеизложенного следует, что ООО "Управляющая компания Новатор" является лицом ответственным за содержание жилых домов и жилых помещений.
При проверке установлены нарушения ООО "Управляющая компания Новатор" нарушения пунктов 3.2.2, 3.2.18, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, от 27.09.2003 N 170. Факт правонарушений установленных в акте и протоколе об административном правонарушении, обществом не оспаривается.
Заявитель, взяв на себя обязательства по содержанию многоквартирного дома, не предпринял достаточных действий по техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Вина заявителя заключается в не принятии всех зависящих мер по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. ООО "Управляющая компания Новатор" имело возможность для соблюдения требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что бездействие ООО "Управляющая компания Новатор" повлекшее нарушение правил содержания и ремонта жилого дома правомерно было квалифицировано административным органом по статье 7.22 КоАП РФ.
Довод общества о нарушении жилищной инспекцией положений закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля N 294-ФЗ в части отсутствия распоряжения на проверку, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен
Как следует из пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в том числе внеплановых, не применяются к действиям государственных органов при проведении ими административного расследования, что, как видно из материалов дела, имело место в рассматриваемом случае.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции и довод общества о том, что Инспекция не наделена полномочиями по проведению государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной жилищной инспекции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 Положения о государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края 07.02.2005 N 8-пр главной задачей государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края является контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в части возложенных полномочий, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям на территории Хабаровского края.
В силу пункта 2.2.2 Положения N 8-пр в соответствии с задачами, решение которых возложено на Инспекцию, она осуществляет региональный государственный контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
В соответствие с пунктами 3.1.5, 3.1.6 Положения N 8-пр Инспекция имеет право применять меры административного воздействия за несоблюдение нормативно-технических требований в сфере благоустройства территорий, по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, инженерного оборудования, а также за неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Вносить предложения о привлечении граждан, должностных и юридических лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании изложенного Государственная жилищная инспекция Правительства Хабаровского края наделена полномочиями по проведению государственного жилищного надзора на территории Хабаровского края, в том числе имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 09.11.2011 N 1135/11-Ю, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 211 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.01.2012 по делу А73-15407/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)