Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2009 года
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Рогожиной, при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Рогожиной, рассмотрел в судебном заседании дело по иску
товарищества собственников жилья "Мечта" (далее по тексту - ТСЖ "Мечта")
к обществу с ограниченной ответственностью "Кушвинское коммунальное хозяйство" (далее по тексту - ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство")
третьи лица: Администрация Кушвинского городского округа, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу
об обязании ответчика устранить недостатки, вызванные систематическим нарушением порядка обслуживания и ремонта здания
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
при участии в судебном заседании:
от истца - Е.Н. Таможникова, представитель, действующий по доверенности,
от ответчика - О.А. Сидоров, представители, действующие по доверенностям
- от третьего лица - Администрации Кушвинского городского округа - явка не обеспечена, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от третьего лица - Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу - явка не обеспечена, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ТСЖ "Мечта" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" об обязании ответчика устранить недостатки, вызванные систематическим нарушением порядка обслуживания и ремонта здания, а также с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде обязания ответчика устранить затопление подвала дома N 12 по улице Луначарского в городе Кушва, устранить причины затопления подвала, произвести ремонт канализационных сетей, вычистить подвальные помещения, вытравить крыс.
Определением от 30.04.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Кушвинского городского округа.
Истец заявил ходатайство об изменении исковых требований, просит взыскать убытки в виде расходов на устранение вреда, причиненного дому N 12 по улице Луначарского в городе Кушва в размере 64593,20 руб.
Определением от 30.06.2009 года судом принято заявление об изменении предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, указав, что по решению собственников была произведена замена дверей в подъездах и установка домофонов, в результате чего средств для выполнения ремонтных работ не осталось, более того, в августе - сентябре 2008 года в отношении дома выполнены все работы, предписанные к выполнению Государственной жилищной инспекцией. По мнению ответчика, спор не подведомствен арбитражному суду.
Определением суда от 30.06.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу.
Третье лицо - Администрация Кушвинского городского округа отзыв по существу заявленных требований не представила.
Третье лицо - Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу - представило отзыв, в котором пояснила, что со стороны управляющей организации наблюдается непринятие своевременных мер по устранению нарушений технического состояния жилого дома, грубое нарушение прав и законных интересов жителей.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
с 01.02.2009 года управление общедомовым имуществом в доме по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, передано ТСЖ "Мечта".
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктами 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пунктов 1, 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Факт передачи ТСЖ "Мечта" собственниками жилья в управление дома по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
С учетом этих обстоятельств ТСЖ "Мечта" наделено полномочиями на предъявление в интересах собственников многоквартирного жилого дома требований, изложенных в исковом заявлении.
В связи с чем, ссылка ответчика на то обстоятельство, что ТСЖ "Мечта" является ненадлежащим истцом, несостоятельна.
Возмещение убытков согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, убытки возмещаются в полном размере: реальный ущерб потерпевшей стороны, упущенная выгода.
Применение такой универсальной меры защиты как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий:
1. основание возникновение ответственности: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (статьи 393 - 395 Гражданского кодекса Российской Федерации); деликт (причинение вреда лицом, не состоявшим в договорных отношениях с потерпевшим - глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации); иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков.
2. причинная связь между фактом, являющимся основанием возникновения ответственности, и убытками
3. наличие и размер убытков.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований и возражений.
В качестве основания возникновения ответственности истец указывает на факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению имуществом дома по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению имуществом дома по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, признается судом доказанным.
Так, в период до 01.02.2009 года ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" на основании договора с Администрацией Кушвинского городского округа осуществляло управление жилым и нежилым фондом, в том числе общедомовым имуществом в доме по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду документами и не оспаривается сторонами.
С 01.02.2009 года управление жилым и нежилым фондом, в том числе общедомовым имуществом в доме по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, передано ТСЖ "Мечта".
Приемка имущества осуществлялась ТСЖ "Мечта" комиссионно, в том числе с вызовом представителя ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство".
По результатам осмотра имущества составлен акт обследования, согласно которому ПРУ (бомбоубежище) секции дома А, Б и подвальные секции дома Г, Д затоплены фекалиями. В секции А, Г, Д, разрушены 4 участка канализационных трубы длинной до 1 м., в связи с чем стоки поступают в подвал, большинство "лежаков" забито и фекалии поступают через ревизии и разбитые участки трубопроводов.
Возникновение указанных обстоятельств до передачи имущества ТСЖ "Мечта" и в результате ненадлежащего исполнения ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" своих обязанностей подтверждается актом N ГЗ-01/214 от 06.08.2008 года, предписанием от 06.08.2008 года, актом N ГЗ-01/423 от 20.11.2008 года, предписанием от 20.11.2008 года.
Доказательства устранения данных нарушений ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" суду не представлено.
Ссылка ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" на то обстоятельство, что ремонт не был произведен ввиду непринятия соответствующего решения собственника жилья и отсутствия достаточного финансирования судом отклоняются как несостоятельные.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В пунктах 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 13, 14 указанных Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о требовании или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества); требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 10, 42 Правил N 491).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2.1, 5.2.12, 5.2.17 Правил N 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: герметичность, немедленное устранение всех видимых утечек воды, ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка системы). Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за системой отопления. Надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться проведением, в том числе следующих работ: детальный осмотр разводящих трубопроводов - не реже одного раза в месяц, детальный осмотр наиболее ответственных элементов системы (насосы, магистральная запорная арматура, контрольно-измерительная аппаратура, автоматические устройства) - не реже одного раза в неделю, повседневный контроль за температурой и давлением теплоносителя.
Разделом II Правил N 170 предусмотрено, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).
В соответствии с пунктом 2.7.8 Правил N 170 засоры канализации и мусоропроводов внутри строений подлежат немедленному устранению.
Таким образом, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не ставят в зависимость исполнение управляющей организацией обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме в зависимость от отсутствия либо недостаточности денежных средств в необходимом размере, а также принятия собственниками жилых помещений решения об устранении аварии.
Следовательно, ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" не обеспечило соблюдение требований по содержанию и ремонту жилищного фонда, ненадлежащим образом осуществляло контроль за техническим состоянием и обслуживанием канализации, что явилось причиной затопления подвала.
При таких обстоятельствах, действия (бездействия) ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" находятся в причинной связи между наступившим вредом.
Стоимость ремонта по устранению затопления подвала составила 64593 руб. 20 коп. (договор, локальная смета и акт).
Возражения ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" относительно завышения стоимости работ, судом отклоняются, поскольку какие-либо доказательства подтверждающие, что стоимость работ при сравнимых обстоятельствах обычно взимаемых за аналогичные услуги составляет меньшую сумму и не соответствует принципу разумности, суду не представлено.
Ссылка ответчика, что указанный спор не подведомствен арбитражному суду, неосновательна в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономически споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение дел к подведомственности арбитражных судов, по общему правилу, осуществляется на основе совокупности двух критериев: 1) по характеру спора и 2) по субъектному составу участников спора.
Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Настоящий спор возник ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению жилищным фондом. Деятельность по управлению жилищным фондом возможно отнести к экономической и предпринимательской деятельности.
Таким образом, применительно к настоящему делу спор возник между юридическими лицами, в связи с осуществлением ими экономической деятельности. Следовательно, правила подведомственности настоящего спора истцом при подаче иска не нарушены.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ТСЖ "Мечта" о взыскании с ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" убытков в размере 64593 руб. 20 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку при подаче иска ТСЖ "Мечта" государственная пошлина уплачена в размере 2000 руб., расходы истца по уплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат возмещению за счет ответчика, государственная пошлина в размере 437 руб. 80 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер относятся на истца, ввиду того, что в принятии обеспечительных мер было отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кушвинское коммунальное хозяйство" (ИНН 6620009950, ОГРН 1046601123305) в пользу товарищества собственников жилья "Мечта" (ИНН 6620014484, ОГРН 1086620001115) 64593 (шестьдесят четыре тысячи пятьсот девяносто три) рубля 20 копеек убытков, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кушвинское коммунальное хозяйство" (ИНН 6620009950, ОГРН 1046601123305) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 437 (четыреста тридцать семь) рублей 80 копеек.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.08.2009 ПО ДЕЛУ N А60-16067/2009-С11
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2009 г. по делу N А60-16067/2009-С11
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2009 года
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Рогожиной, при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Рогожиной, рассмотрел в судебном заседании дело по иску
товарищества собственников жилья "Мечта" (далее по тексту - ТСЖ "Мечта")
к обществу с ограниченной ответственностью "Кушвинское коммунальное хозяйство" (далее по тексту - ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство")
третьи лица: Администрация Кушвинского городского округа, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу
об обязании ответчика устранить недостатки, вызванные систематическим нарушением порядка обслуживания и ремонта здания
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
при участии в судебном заседании:
от истца - Е.Н. Таможникова, представитель, действующий по доверенности,
от ответчика - О.А. Сидоров, представители, действующие по доверенностям
- от третьего лица - Администрации Кушвинского городского округа - явка не обеспечена, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от третьего лица - Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу - явка не обеспечена, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ТСЖ "Мечта" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" об обязании ответчика устранить недостатки, вызванные систематическим нарушением порядка обслуживания и ремонта здания, а также с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде обязания ответчика устранить затопление подвала дома N 12 по улице Луначарского в городе Кушва, устранить причины затопления подвала, произвести ремонт канализационных сетей, вычистить подвальные помещения, вытравить крыс.
Определением от 30.04.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Кушвинского городского округа.
Истец заявил ходатайство об изменении исковых требований, просит взыскать убытки в виде расходов на устранение вреда, причиненного дому N 12 по улице Луначарского в городе Кушва в размере 64593,20 руб.
Определением от 30.06.2009 года судом принято заявление об изменении предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, указав, что по решению собственников была произведена замена дверей в подъездах и установка домофонов, в результате чего средств для выполнения ремонтных работ не осталось, более того, в августе - сентябре 2008 года в отношении дома выполнены все работы, предписанные к выполнению Государственной жилищной инспекцией. По мнению ответчика, спор не подведомствен арбитражному суду.
Определением суда от 30.06.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу.
Третье лицо - Администрация Кушвинского городского округа отзыв по существу заявленных требований не представила.
Третье лицо - Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в лице отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу - представило отзыв, в котором пояснила, что со стороны управляющей организации наблюдается непринятие своевременных мер по устранению нарушений технического состояния жилого дома, грубое нарушение прав и законных интересов жителей.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:
с 01.02.2009 года управление общедомовым имуществом в доме по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, передано ТСЖ "Мечта".
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктами 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пунктов 1, 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Факт передачи ТСЖ "Мечта" собственниками жилья в управление дома по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
С учетом этих обстоятельств ТСЖ "Мечта" наделено полномочиями на предъявление в интересах собственников многоквартирного жилого дома требований, изложенных в исковом заявлении.
В связи с чем, ссылка ответчика на то обстоятельство, что ТСЖ "Мечта" является ненадлежащим истцом, несостоятельна.
Возмещение убытков согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, убытки возмещаются в полном размере: реальный ущерб потерпевшей стороны, упущенная выгода.
Применение такой универсальной меры защиты как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий:
1. основание возникновение ответственности: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (статьи 393 - 395 Гражданского кодекса Российской Федерации); деликт (причинение вреда лицом, не состоявшим в договорных отношениях с потерпевшим - глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации); иное нарушение прав и законных интересов, повлекшее причинение убытков.
2. причинная связь между фактом, являющимся основанием возникновения ответственности, и убытками
3. наличие и размер убытков.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований и возражений.
В качестве основания возникновения ответственности истец указывает на факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению имуществом дома по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению имуществом дома по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, признается судом доказанным.
Так, в период до 01.02.2009 года ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" на основании договора с Администрацией Кушвинского городского округа осуществляло управление жилым и нежилым фондом, в том числе общедомовым имуществом в доме по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду документами и не оспаривается сторонами.
С 01.02.2009 года управление жилым и нежилым фондом, в том числе общедомовым имуществом в доме по адресу г. Кушва, ул. Луначарского, 12, передано ТСЖ "Мечта".
Приемка имущества осуществлялась ТСЖ "Мечта" комиссионно, в том числе с вызовом представителя ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство".
По результатам осмотра имущества составлен акт обследования, согласно которому ПРУ (бомбоубежище) секции дома А, Б и подвальные секции дома Г, Д затоплены фекалиями. В секции А, Г, Д, разрушены 4 участка канализационных трубы длинной до 1 м., в связи с чем стоки поступают в подвал, большинство "лежаков" забито и фекалии поступают через ревизии и разбитые участки трубопроводов.
Возникновение указанных обстоятельств до передачи имущества ТСЖ "Мечта" и в результате ненадлежащего исполнения ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" своих обязанностей подтверждается актом N ГЗ-01/214 от 06.08.2008 года, предписанием от 06.08.2008 года, актом N ГЗ-01/423 от 20.11.2008 года, предписанием от 20.11.2008 года.
Доказательства устранения данных нарушений ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" суду не представлено.
Ссылка ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" на то обстоятельство, что ремонт не был произведен ввиду непринятия соответствующего решения собственника жилья и отсутствия достаточного финансирования судом отклоняются как несостоятельные.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В пунктах 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 13, 14 указанных Правил управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о требовании или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества); требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункты 10, 42 Правил N 491).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2.1, 5.2.12, 5.2.17 Правил N 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: герметичность, немедленное устранение всех видимых утечек воды, ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка системы). Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за системой отопления. Надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться проведением, в том числе следующих работ: детальный осмотр разводящих трубопроводов - не реже одного раза в месяц, детальный осмотр наиболее ответственных элементов системы (насосы, магистральная запорная арматура, контрольно-измерительная аппаратура, автоматические устройства) - не реже одного раза в неделю, повседневный контроль за температурой и давлением теплоносителя.
Разделом II Правил N 170 предусмотрено, что система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).
В соответствии с пунктом 2.7.8 Правил N 170 засоры канализации и мусоропроводов внутри строений подлежат немедленному устранению.
Таким образом, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не ставят в зависимость исполнение управляющей организацией обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме в зависимость от отсутствия либо недостаточности денежных средств в необходимом размере, а также принятия собственниками жилых помещений решения об устранении аварии.
Следовательно, ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" не обеспечило соблюдение требований по содержанию и ремонту жилищного фонда, ненадлежащим образом осуществляло контроль за техническим состоянием и обслуживанием канализации, что явилось причиной затопления подвала.
При таких обстоятельствах, действия (бездействия) ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" находятся в причинной связи между наступившим вредом.
Стоимость ремонта по устранению затопления подвала составила 64593 руб. 20 коп. (договор, локальная смета и акт).
Возражения ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" относительно завышения стоимости работ, судом отклоняются, поскольку какие-либо доказательства подтверждающие, что стоимость работ при сравнимых обстоятельствах обычно взимаемых за аналогичные услуги составляет меньшую сумму и не соответствует принципу разумности, суду не представлено.
Ссылка ответчика, что указанный спор не подведомствен арбитражному суду, неосновательна в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономически споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение дел к подведомственности арбитражных судов, по общему правилу, осуществляется на основе совокупности двух критериев: 1) по характеру спора и 2) по субъектному составу участников спора.
Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Настоящий спор возник ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по управлению жилищным фондом. Деятельность по управлению жилищным фондом возможно отнести к экономической и предпринимательской деятельности.
Таким образом, применительно к настоящему делу спор возник между юридическими лицами, в связи с осуществлением ими экономической деятельности. Следовательно, правила подведомственности настоящего спора истцом при подаче иска не нарушены.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ТСЖ "Мечта" о взыскании с ООО "Кушвинское коммунальное хозяйство" убытков в размере 64593 руб. 20 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку при подаче иска ТСЖ "Мечта" государственная пошлина уплачена в размере 2000 руб., расходы истца по уплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат возмещению за счет ответчика, государственная пошлина в размере 437 руб. 80 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер относятся на истца, ввиду того, что в принятии обеспечительных мер было отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кушвинское коммунальное хозяйство" (ИНН 6620009950, ОГРН 1046601123305) в пользу товарищества собственников жилья "Мечта" (ИНН 6620014484, ОГРН 1086620001115) 64593 (шестьдесят четыре тысячи пятьсот девяносто три) рубля 20 копеек убытков, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кушвинское коммунальное хозяйство" (ИНН 6620009950, ОГРН 1046601123305) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 437 (четыреста тридцать семь) рублей 80 копеек.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
РОГОЖИНА О.В.
РОГОЖИНА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)