Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.05.2012 ПО ДЕЛУ N 3-0058/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 мая 2012 г. по делу N 3-0058/2012


Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Лазаревой Е.И., при секретаре К.А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0058/2012 по заявлению Ш. об оспаривании пункта 11.15 Требований к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" (приложение 1),
установил:

Постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" утверждены Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (приложение 1 к постановлению) (далее Требования), которые официально опубликованы в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 61, 01.11.2011.
Пунктом 11.15 Требований установлено, что при производстве работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах не допускается переустройство чердака, технического этажа.
Ш., являющийся собственником квартиры мансардного типа, обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 11.15 Требований, указывая, что оспариваемые положения нарушают его право распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме. Требования приняты Правительством Москвы по вопросам, не относящимся к предмету законодательного регулирования субъекта РФ, противоречат Гражданскому и Жилищному кодексам РФ.
В настоящее судебное заседание Ш. не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, направил в суд своих представителей (по доверенности) Н.В.А. и Ш.А.М., которые заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Правительства Москвы (по доверенности) В.Н.В. и представитель Государственной жилищной инспекции города Москвы (по доверенности) Ш.Н.М. в настоящее судебное заседание явились, требования заявителя не признали, просили в их удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемые положения приняты Правительством Москвы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не противоречат федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не ущемляют прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Правительства Москвы и Мосжилинспекции, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Московской городской прокуратуры Лазаревой Е.И., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ, положению статьи 3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3-х месяцев.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (статья 5 ЖК РФ).
Статьей 8 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Вопросы согласования переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений частью 2, а также пунктом 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает постановления и распоряжения.
Пунктом 3 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьями 9, 14 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет комплексное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия, оспариваемого в части постановления.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы являются обязательными для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, всеми физическими и юридическими лицами на территории города Москвы. Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы в пределах своей компетенции издают распоряжения. Указанные правовые акты не могут носить нормативный характер. Постановления Правительства Москвы, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Оспариваемое в части постановление подписано Мэром Москвы С.С. Собяниным, официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 61 01.11.2011, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемое в части постановление введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3).
Пунктом 1 части 4 статьи 37 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Оспариваемым заявителем пунктом 11.15 Требований вводится запрет на производство переустройства чердака, технического этажа.
На уровне федерального законодательства вопрос переустройства чердаков, технических этажей в многоквартирных домах не урегулирован.
Понятие переустройства жилого помещения дано в части 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ.
Согласно указанной норме, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Пунктом 12 оспариваемых Требований установлено, что по разработанным и утвержденным проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта, в том числе связанным с передачей в пользование части общего имущества, прием, рассмотрение заявлений о выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственный строительный надзор за работами, относящимися к реконструкции многоквартирных домов (в том числе устройство мансарды (мансардного этажа) в чердачном пространстве; реконструкция подвальных, цокольных помещений, техподполий с понижением уровня отметки пола (с производством земляных работ) и изменением характеристик несущей способности фундамента; устройство внутреннего или антресольного этажа; надстройка многоквартирного дома (или его части) новым этажом; увеличение строительной высоты многоквартирного дома за счет надстройки технического этажа или увеличения отметки ограждающих конструкций; устройство пристройки к многоквартирному дому; застройка проездов под объектом (застройка арок-проездов в многоквартирных домах), осуществляет Комитет государственного строительного надзора города Москвы в порядке, установленном градостроительным законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, оспариваемая Ш. норма не ограничивает права собственников помещений в многоквартирном доме на владение, пользование и распоряжение, принадлежащим им общим имуществом в многоквартирном доме. Возможность производства переоборудования чердака и технического этажа допускается в порядке их реконструкции, что регламентируется градостроительным законодательством.
Данные положения соответствуют пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем положения Требований, не противоречат положениям федерального закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемое в части постановление не затрагивает вопросов производства капитального ремонта объектов капитального строительства, как на то указывает заявитель, а, следовательно, не запрещает его производство на чердаках и технических этажах.
Вопрос капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с заменой и (или) восстановлением систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, регулируется градостроительным законодательством (пункт 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Нельзя согласиться и с доводом заявителя о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы по вопросу, отнесенному статьей 12 (пункт 10) Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" издано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях сокращения административных барьеров и упрощения подготовки, оформления и выдачи документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (преамбула постановления).
Оспариваемые Ш. в части Требования, утвержденные этим постановлением, устанавливают особенности производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества и, следовательно, не определяют условия и порядок переустройства и перепланировки жилых помещений.
Таким образом, ссылка заявителя на пункт 10 статьи 12 Жилищного кодекса РФ, является не обоснованной. Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, доводы Ш. об обратном являются ошибочными и суд их отклоняет.
Доводы Ш. о том, что по проекту оспариваемого акта у правового управления Правительства Москвы имелись замечания, которые не были учтены, не могут служить основанием для признания этого нормативного правового акта недействительным. Сами по себе не учтенные замечания правового управления Правительства Москвы не свидетельствуют о нарушении Правительством Москвы, определенного частью 6 статьи 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП "О регламенте Правительства Москвы" порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.
Как видно из листа согласований, проект постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах", Правовым управлением Правительства Москвы согласован 21 октября 2011 года (л.д. 121). Отмеченные Правовым управлением замечания к проекту постановления, схожи с доводами Ш. по настоящему делу. Указанные доводы оценены судом выше и отклонены как не обоснованные.
Таким образом, оспариваемые заявителем в части Требования основаны на законе и не противоречат ему, постановление издано высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции, и не нарушает прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

В удовлетворении заявления Ш. об оспаривании пункта 11.15 Требований к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" (приложение 1) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
М.Ю. Казаков















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)