Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (ОГРН 1021200768896, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.08.2011
по делу N А38-2677/2011,
принятое судьей Фроловой Л.А.
по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет"
о признании незаконным и отмене постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 20.06.2011 N 8,
при участии:
от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" - Сычевой Л.Г. по доверенности от 10.10.2011 N 01-2475, Сорокиной А.А. по доверенности от 11.10.2011 N 01-2493,
и
установил:
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Республики Марий Эл (далее - Региональная служба, административный орган) от 20.06.2011 N 8 о привлечении Учреждения к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 11.08.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Учреждению в удовлетворении требования, признав наличие в его действиях состава административного правонарушения.
Учреждение не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что ответственность за совершенное административное правонарушение должен нести директор Йошкар-Олинского аграрного колледжа, который единолично принял решение об утверждении разработанных тарифов и применении их с 01.01.2011 при расчетах стоимости коммунальных услуг для граждан, проживающих в общежитиях колледжа.
Как считает Учреждение, совершенное им правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку заявителем предприняты все зависящие меры по соблюдению порядка ценообразования и устранению выявленных нарушений; причиненный ущерб является незначительным; имущественные интересы государства и третьих лиц не затронуты; умысел на завышение тарифов на коммунальные услуги и причинение ущерба гражданину отсутствовал.
Представители Учреждения в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, а также указали, что наименование заявителя изменено на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет", в подтверждение чего представили приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.05.2011 N 1894, свидетельство о постановке на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле серии 12 N 001161250.
Региональная служба, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.08.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Учреждения, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании жалобы жителя дома N 140 (ком. 212) по ул. Первомайская г. Йошкар-Олы руководителем Региональной службы издан приказ от 26.04.2011 N 17-пр о проведении внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением Учреждением установленного порядка ценообразования при применении тарифов и расчета платы за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проведенной должностными лицами Региональной службы в период с 28.04.2011 по 27.05.2011 проверки установлено, что на основании договоров найма специализированного жилого помещения Учреждение в лице Йошкар-Олинского аграрного колледжа, являющегося структурным подразделением Учреждения, предоставляет гражданам многоквартирного дома 140 по ул. Первомайской г. Йошкар-Ола жилые помещения для временного проживания. Обязанностью наймодателя по такому договору является в том числе обеспечение предоставления коммунальных и иных дополнительных услуг за отдельную плату.
В целях организации предоставления коммунальных услуг жителям данного многоквартирного дома Учреждение заключило государственный контракт теплоснабжения от 15.02.2011 N 297, государственный контракт на отпуск воды и прием сточных вод на 2011 год от 01.01.2011.
Региональной службой установлено, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", приказа Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2010 N 72 "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Марий Эл на 2011 год" Учреждение завысило установленный для городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011 год предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в общежитии Йошкар-Олинского аграрного колледжа, за коммунальные услуги.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.05.2011 N 48.
Усмотрев в действиях Учреждения признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, Региональная служба 01.06.2011 составила в отношении него протокол об административном правонарушении N 17, а постановлением от 20.06.2011 N 8 привлекла Учреждение к административной ответственности на основании указанной нормы права с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП, отнесено к полномочиям органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (статья 23.51 КоАП).
С учетом положений статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), части 7 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), пункта 2 Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 467, постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.03.2009 N 51 "Об утверждении положения о Республиканской службе по тарифам Республики Марий Эл" суд первой инстанции установил, что органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным осуществлять контроль за применением цен на коммунальные услуги, является Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что коммунальные услуги определяются как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электро- и газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть в том числе управляющая организация. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее - предельные индексы).
Пунктом 3 Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, установлено, что предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2010 N 72 "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Марий Эл на 2011 год" предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городскому округу "Город Йошкар-Ола" установлен в размере 115%.
Вместе с тем, как установлено административным органом, фактический индекс изменения размера платы граждан, проживающих в общежитии Йошкар-Олинского аграрного колледжа, расположенного по адресу: ул. Первомайская, д. 140, комната 212, за коммунальные услуги составил 124%, что противоречит вышеназванному приказу Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2010 N 72.
Данный факт установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждение предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, при должной внимательности и осмотрительности при установлении размера платы за коммунальные услуги Учреждение могло предвидеть последствия - возможность нарушения порядка ценообразования, имело возможность в течение длительного времени привести стоимость коммунальных услуг в соответствие с требованиями действующего законодательства и предотвратить совершение административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что ответственность за совершенное административное правонарушение должно нести должностное лицо, также рассмотрен судом. При этом суд обоснованно отметил, что нарушение порядка ценообразования вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работниками Учреждения не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП ввиду его малозначительности, поскольку оно посягает на охраняемые законом отношения в сфере регулируемого ценообразования, права и интересы потребителей коммунальных услуг.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод Учреждения о незначительном размере ущерба, причиненного гражданину в результате неправильного применения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, поскольку данное обстоятельство не влияет на вывод суда, правильно указавшего на социальную значимость допущенного заявителем правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено. Учреждение надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела. Указанные обстоятельства представителями Учреждения в судебном заседании подтверждены.
Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности вынесено Региональной службой в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП.
Наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению по правилам статей 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, имущественного и финансового положения заявителя, а также в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.08.2011 по делу N А38-2677/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2011 ПО ДЕЛУ N А38-2677/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. по делу N А38-2677/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.11.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (ОГРН 1021200768896, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 3)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.08.2011
по делу N А38-2677/2011,
принятое судьей Фроловой Л.А.
по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет"
о признании незаконным и отмене постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 20.06.2011 N 8,
при участии:
от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" - Сычевой Л.Г. по доверенности от 10.10.2011 N 01-2475, Сорокиной А.А. по доверенности от 11.10.2011 N 01-2493,
и
установил:
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Республики Марий Эл (далее - Региональная служба, административный орган) от 20.06.2011 N 8 о привлечении Учреждения к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 11.08.2011 Арбитражный суд Республики Марий Эл отказал Учреждению в удовлетворении требования, признав наличие в его действиях состава административного правонарушения.
Учреждение не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что ответственность за совершенное административное правонарушение должен нести директор Йошкар-Олинского аграрного колледжа, который единолично принял решение об утверждении разработанных тарифов и применении их с 01.01.2011 при расчетах стоимости коммунальных услуг для граждан, проживающих в общежитиях колледжа.
Как считает Учреждение, совершенное им правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку заявителем предприняты все зависящие меры по соблюдению порядка ценообразования и устранению выявленных нарушений; причиненный ущерб является незначительным; имущественные интересы государства и третьих лиц не затронуты; умысел на завышение тарифов на коммунальные услуги и причинение ущерба гражданину отсутствовал.
Представители Учреждения в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, а также указали, что наименование заявителя изменено на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет", в подтверждение чего представили приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.05.2011 N 1894, свидетельство о постановке на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле серии 12 N 001161250.
Региональная служба, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.08.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Учреждения, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании жалобы жителя дома N 140 (ком. 212) по ул. Первомайская г. Йошкар-Олы руководителем Региональной службы издан приказ от 26.04.2011 N 17-пр о проведении внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением Учреждением установленного порядка ценообразования при применении тарифов и расчета платы за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проведенной должностными лицами Региональной службы в период с 28.04.2011 по 27.05.2011 проверки установлено, что на основании договоров найма специализированного жилого помещения Учреждение в лице Йошкар-Олинского аграрного колледжа, являющегося структурным подразделением Учреждения, предоставляет гражданам многоквартирного дома 140 по ул. Первомайской г. Йошкар-Ола жилые помещения для временного проживания. Обязанностью наймодателя по такому договору является в том числе обеспечение предоставления коммунальных и иных дополнительных услуг за отдельную плату.
В целях организации предоставления коммунальных услуг жителям данного многоквартирного дома Учреждение заключило государственный контракт теплоснабжения от 15.02.2011 N 297, государственный контракт на отпуск воды и прием сточных вод на 2011 год от 01.01.2011.
Региональной службой установлено, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", приказа Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2010 N 72 "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Марий Эл на 2011 год" Учреждение завысило установленный для городского округа "Город Йошкар-Ола" на 2011 год предельный индекс изменения размера платы граждан, проживающих в общежитии Йошкар-Олинского аграрного колледжа, за коммунальные услуги.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.05.2011 N 48.
Усмотрев в действиях Учреждения признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, Региональная служба 01.06.2011 составила в отношении него протокол об административном правонарушении N 17, а постановлением от 20.06.2011 N 8 привлекла Учреждение к административной ответственности на основании указанной нормы права с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП, отнесено к полномочиям органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (статья 23.51 КоАП).
С учетом положений статьи 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), части 7 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), пункта 2 Правил осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 467, постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.03.2009 N 51 "Об утверждении положения о Республиканской службе по тарифам Республики Марий Эл" суд первой инстанции установил, что органом исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченным осуществлять контроль за применением цен на коммунальные услуги, является Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что коммунальные услуги определяются как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электро- и газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть в том числе управляющая организация. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее - предельные индексы).
Пунктом 3 Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, установлено, что предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2010 N 72 "Об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Марий Эл на 2011 год" предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по городскому округу "Город Йошкар-Ола" установлен в размере 115%.
Вместе с тем, как установлено административным органом, фактический индекс изменения размера платы граждан, проживающих в общежитии Йошкар-Олинского аграрного колледжа, расположенного по адресу: ул. Первомайская, д. 140, комната 212, за коммунальные услуги составил 124%, что противоречит вышеназванному приказу Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 27.10.2010 N 72.
Данный факт установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждение предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, при должной внимательности и осмотрительности при установлении размера платы за коммунальные услуги Учреждение могло предвидеть последствия - возможность нарушения порядка ценообразования, имело возможность в течение длительного времени привести стоимость коммунальных услуг в соответствие с требованиями действующего законодательства и предотвратить совершение административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что ответственность за совершенное административное правонарушение должно нести должностное лицо, также рассмотрен судом. При этом суд обоснованно отметил, что нарушение порядка ценообразования вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работниками Учреждения не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 КоАП ввиду его малозначительности, поскольку оно посягает на охраняемые законом отношения в сфере регулируемого ценообразования, права и интересы потребителей коммунальных услуг.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод Учреждения о незначительном размере ущерба, причиненного гражданину в результате неправильного применения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, поскольку данное обстоятельство не влияет на вывод суда, правильно указавшего на социальную значимость допущенного заявителем правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не установлено. Учреждение надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела. Указанные обстоятельства представителями Учреждения в судебном заседании подтверждены.
Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности вынесено Региональной службой в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП.
Наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению по правилам статей 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, имущественного и финансового положения заявителя, а также в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.08.2011 по делу N А38-2677/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)