Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Богданова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукиной А.В., после перерыва 20.07.2010 секретарем судебного заседания Павловской А.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети"
к обществу с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис"
о взыскании 3 881 786 руб. 75 коп.
при участии представителей:
- истца, общества с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети", - Фещенко В.М. на основании протокола N 2 от 01.06.2009; Курача О.Г. на основании доверенности от 08.06.2010;
- ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Эконом Строй - Сервис", - Баканова Ф.Л. на основании доверенности от 07.06.2010 (до перерыва), Туркиной А.Л. на основании доверенности от 31.05.2010; Горячего И.Б. на основании доверенности от 03.05.2010
общество с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети" (далее - истец, ООО "Питкярантские коммунальные сети") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эконом Строй - Сервис" (далее - ответчик, ООО "Эконом Строй - Сервис") о взыскании 3 881 786 руб. 75 коп., из них: 3870836 руб. 16 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии за февраль 2010 года, 10950 руб. 59 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.04.2010.
Исковые требования обоснованы статьями 307, 309, 395, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на иск и дополнениях к нему ответчик с исковыми требованиями не согласился. Указал, что при рассмотрении требований истца необходимо учитывать правоспособность ответчика, который осуществляет управление многоквартирными домами в г. Питкяранта на основании договоров управления многоквартирных домов, входящих в состав лота N 2, 3 проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенных на территории Питкярантского городского поселения. Для выполнения обязанности, предусмотренной договором, по предоставлению коммунальных услуг собственникам, нанимателям и иным законным пользователям помещений ООО "Эконом Строй - Сервис" в соответствии с пунктом 1.15 договора обязано от своего имени и за счет платежей граждан заключить с организациями коммунального комплекса договоры, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг в объемах и с качеством, предусмотренными нормами действующего законодательства. В обязанности управляющей организации ООО "Эконом Строй - Сервис" не входит обязанность за свой счет оплачивать тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома, управление которыми осуществляет ответчик. Считают, что метод исчисления количества поданной тепловой энергии, примененный истцом, неправомерен; надлежащий расчет взыскиваемой задолженности в материалы дела истцом не представлен. Кроме того, неприменение истцом при расчете положений абзаца 3 пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, противоречит пункту 8 указанных Правил. Представили свой расчет тепловой энергии, согласно которому поставлено тепловой энергии 2953,48 Гкал на сумму 3896523 руб. 10 коп.
В предварительном судебном заседании 01.06.2010 суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство истца об уменьшении иска в части взыскания основного долга до 406016 руб. 66 коп.; в судебном заседании 30.06.2010 удовлетворил ходатайство истца об уменьшении иска в части взыскания процентов до 9111 руб. 74 коп. за период с 16.03.2010 по 01.04.2010.
В судебном заседании 14.07.2010 представители истца поддержали требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к иску. Пояснили, что в отсутствие приборов учета тепловой энергии для определения количества потребленной энергии истцом применен расчетный метод по нормативам потребления коммунальных услуг; для определения стоимости поставленной в жилые дома тепловой энергии применен тариф, установленный постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 155 от 30.10.2009.
Представители ответчика в удовлетворении заявленных требования просили отказать по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву. Дополнительно пояснили, что при расчете стоимости должен применяться тариф на горячее водоснабжение для населения, установленный постановлением администрации Питкярантского городского поселения N 242-п от 30.11.2009. Кроме того, при расчете тепловой энергии, поставленной на цели горячего водоснабжения многоквартирного дома N 1 по ул. Титова в г. Питкяранта, должны применяться показания имеющегося в доме общедомового прибора учета горячей воды.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 14.06.2010 по 20.06.2010 года.
После перерыва представители истца с учетом доводов ответчика о выполнении расчета заявленных требований с округлением, что создает в расчете погрешность и, следовательно, к превышению количества потребленного ресурса на 1,57 Гкал, заявили ходатайство об уменьшении заявленных требований в части основного долга до 403945 руб. 36 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами до 9011 руб. 74 коп.
Суд удовлетворил ходатайство истца и принял к рассмотрению иск в сумме 412957 руб. 10 коп., из них: 403945 руб. 36 коп. - основной долг, 9011 руб. 74 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом установлено, что ООО "Питкярантские коммунальные сети" с 01.02.2010 на основании договора аренды N 02/и-2010 (л.д. 91-95) арендует необходимое муниципальное имущество и осуществляет деятельность по теплоснабжению г. Питкяранта.
Ответчик, ООО "Эконом Строй - Сервис", является управляющей организацией согласно договору управления многоквартирными жилыми домами от 03.08.2009, заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации (л.д. 48-54).
Из материалов дела видно, что в спорный период между сторонами договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 2УК от 01.09.2009 в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен не был, поскольку стороны не достигли соглашения по отдельным условиям договора, договор со стороны ответчика подписан с протоколом разногласий, которые в установленном порядке были переданы на рассмотрение в арбитражный суд.
Вместе с тем, истец в спорный период (февраль 2010 года) отпускал ответчику тепловую энергию в горячей воде для оказания коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) населению в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, выставив на оплату счет-фактуру N 00000367 от 28.02.2010 на сумму 4320836 руб. 16 коп. согласно количеству потребленного ресурса в размере 3275,10 Гкал/мес (л.д. 18). Расчет количества тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения направлен был ответчику вместе со счетом-фактурой, что подтверждается сопроводительным письмом от 02.03.2010 N 5/238 (л.д. 20). Факт оказания услуг подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Ответчик оплату за спорный период произвел не в полном объеме, сумма неоплаченной задолженности составила 403945 руб. 36 коп. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Под исполнителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, понимаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в многоквартирных домах жилищного сектора потребителями услуг в сфере теплоснабжения являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Исходя из изложенного, заключение договора управления с управляющей компанией влечет обязанность управляющей компании предоставлять собственникам дома коммунальные услуги, и, следовательно, управляющая компания при таких обстоятельствах является абонентом (и обязанным к оплате лицом) в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.
Из разъяснений, изложенных в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", следует, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения рассматриваются как договорные.
При таких обстоятельствах сложившиеся между сторонами в спорный период (февраль 2010 года) отношения следует квалифицировать как договорные, поскольку истец отпускал коммунальный ресурс - тепловую энергию, а население жилых домов, управляемых ответчиком, потребляло ее. Тепловая энергия поставлялась ответчику не в целях ее перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в многоквартирных домах, переданных в управление ООО "Эконом Строй - Сервис", отсутствуют приборы учета тепловой энергии (в том числе и в доме N 1 по ул. Титова в г. Питкяранта, где согласно акту о составе общего имущества в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета свежей воды и горячей воды).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, следует сделать вывод о необходимости применения к отношениям сторон положений Жилищного кодекса Российской Федерации и названных Правил в части определения стоимости тепловой энергии на отопление жилых помещений и их горячее водоснабжение.
Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, суд считает обоснованным примененный истцом метод при расчете потребленного количества отпущенной тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг для населения Питкярантского городского поселения, установленных постановлением Администрации Питкярантского городского поселения N 78-п от 23.11.2007. Что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 09.06.2009 N 525/09.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В связи с изложенным, суд также считает правомерным для определения стоимости поставленной тепловой энергии применение истцом тарифа на тепловую энергию в размере 1118 руб. 05 коп. за 1 Гкал для всех групп потребителей (в том числе и для граждан), установленного ООО "Питкярантские коммунальные сети" постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 155 от 30.10.2009, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов.
Судом не принимается ссылка ответчика на постановление Администрации Питкярантского городского поселения от 30.11.2009 N 242-п с учетом изменений, внесенных постановлением от 09.12.2009 N 245-п, которым установлены тарифы на горячее водоснабжение для населения г. Питкяранта за 1 куб. м, в то время как согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. ООО "Питкярантские коммунальные сети" обеспечивает производство и передачу тепловой энергии потребителям, не подпадает под признаки организаций, упомянутых в указанной норме Федерального закона, в связи с чем тариф, установленный постановлением Администрации Питкярантского городского поселения от 30.11.2009 N 242-п, не может применяться при расчетах за тепловую энергию.
Судом также не принимается довод ответчика о неправомерности неприменения истцом при расчете положений абзаца 3 пункта 18 Правил N 307, согласно которому при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды, поскольку сферой действия данного пункта являются отношения между управляющими компаниями и гражданами, проживающих в принятых на обслуживание этими компаниями многоквартирных домах.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, проверив представленный истцом расчет, суд признает его обоснованным. Учитывая, что требования истца о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию основаны на нарушении ответчиком взятых на себя обязательств и соответствуют требованиям статей 307, 309, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает требование истца о взыскании задолженности за тепловую энергию в сумме 403945 руб. 36 коп. доказанным, подтвержденным по праву и по размеру и подлежащим удовлетворению.
Требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 9011 руб. 74 коп. исходя из ставки рефинансирования 8,25% по состоянию на 01.04.2010 также является законным и обоснованным, поскольку ответчик допустил просрочку денежного обязательства, что является основанием для применения ответственности, предусмотренной статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчет процентов, методика определения периода просрочки и начисления неустойки соответствуют действующему законодательству, вследствие чего указанное требование является законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные требования полностью с отнесением расходов по государственной пошлине на ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина от уменьшенной суммы иска подлежит возврату истцу по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
1. Иск удовлетворить в полном объеме. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети" 412957 руб. 10 коп., из них: 403945 руб. 36 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии за февраль 2010 года, 9011 руб. 74 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 13259 руб. 14 коп.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети" уплаченную при подаче иска платежным поручением N 323 от 29.03.2010 госпошлину в сумме 29149 руб. 79 коп.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 26.07.2010 ПО ДЕЛУ N А26-2780/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2010 г. по делу N А26-2780/2010
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Богданова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукиной А.В., после перерыва 20.07.2010 секретарем судебного заседания Павловской А.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети"
к обществу с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис"
о взыскании 3 881 786 руб. 75 коп.
при участии представителей:
- истца, общества с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети", - Фещенко В.М. на основании протокола N 2 от 01.06.2009; Курача О.Г. на основании доверенности от 08.06.2010;
- ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Эконом Строй - Сервис", - Баканова Ф.Л. на основании доверенности от 07.06.2010 (до перерыва), Туркиной А.Л. на основании доверенности от 31.05.2010; Горячего И.Б. на основании доверенности от 03.05.2010
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети" (далее - истец, ООО "Питкярантские коммунальные сети") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эконом Строй - Сервис" (далее - ответчик, ООО "Эконом Строй - Сервис") о взыскании 3 881 786 руб. 75 коп., из них: 3870836 руб. 16 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии за февраль 2010 года, 10950 руб. 59 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.04.2010.
Исковые требования обоснованы статьями 307, 309, 395, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на иск и дополнениях к нему ответчик с исковыми требованиями не согласился. Указал, что при рассмотрении требований истца необходимо учитывать правоспособность ответчика, который осуществляет управление многоквартирными домами в г. Питкяранта на основании договоров управления многоквартирных домов, входящих в состав лота N 2, 3 проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенных на территории Питкярантского городского поселения. Для выполнения обязанности, предусмотренной договором, по предоставлению коммунальных услуг собственникам, нанимателям и иным законным пользователям помещений ООО "Эконом Строй - Сервис" в соответствии с пунктом 1.15 договора обязано от своего имени и за счет платежей граждан заключить с организациями коммунального комплекса договоры, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг в объемах и с качеством, предусмотренными нормами действующего законодательства. В обязанности управляющей организации ООО "Эконом Строй - Сервис" не входит обязанность за свой счет оплачивать тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома, управление которыми осуществляет ответчик. Считают, что метод исчисления количества поданной тепловой энергии, примененный истцом, неправомерен; надлежащий расчет взыскиваемой задолженности в материалы дела истцом не представлен. Кроме того, неприменение истцом при расчете положений абзаца 3 пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, противоречит пункту 8 указанных Правил. Представили свой расчет тепловой энергии, согласно которому поставлено тепловой энергии 2953,48 Гкал на сумму 3896523 руб. 10 коп.
В предварительном судебном заседании 01.06.2010 суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство истца об уменьшении иска в части взыскания основного долга до 406016 руб. 66 коп.; в судебном заседании 30.06.2010 удовлетворил ходатайство истца об уменьшении иска в части взыскания процентов до 9111 руб. 74 коп. за период с 16.03.2010 по 01.04.2010.
В судебном заседании 14.07.2010 представители истца поддержали требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к иску. Пояснили, что в отсутствие приборов учета тепловой энергии для определения количества потребленной энергии истцом применен расчетный метод по нормативам потребления коммунальных услуг; для определения стоимости поставленной в жилые дома тепловой энергии применен тариф, установленный постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 155 от 30.10.2009.
Представители ответчика в удовлетворении заявленных требования просили отказать по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву. Дополнительно пояснили, что при расчете стоимости должен применяться тариф на горячее водоснабжение для населения, установленный постановлением администрации Питкярантского городского поселения N 242-п от 30.11.2009. Кроме того, при расчете тепловой энергии, поставленной на цели горячего водоснабжения многоквартирного дома N 1 по ул. Титова в г. Питкяранта, должны применяться показания имеющегося в доме общедомового прибора учета горячей воды.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 14.06.2010 по 20.06.2010 года.
После перерыва представители истца с учетом доводов ответчика о выполнении расчета заявленных требований с округлением, что создает в расчете погрешность и, следовательно, к превышению количества потребленного ресурса на 1,57 Гкал, заявили ходатайство об уменьшении заявленных требований в части основного долга до 403945 руб. 36 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами до 9011 руб. 74 коп.
Суд удовлетворил ходатайство истца и принял к рассмотрению иск в сумме 412957 руб. 10 коп., из них: 403945 руб. 36 коп. - основной долг, 9011 руб. 74 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом установлено, что ООО "Питкярантские коммунальные сети" с 01.02.2010 на основании договора аренды N 02/и-2010 (л.д. 91-95) арендует необходимое муниципальное имущество и осуществляет деятельность по теплоснабжению г. Питкяранта.
Ответчик, ООО "Эконом Строй - Сервис", является управляющей организацией согласно договору управления многоквартирными жилыми домами от 03.08.2009, заключенного по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации (л.д. 48-54).
Из материалов дела видно, что в спорный период между сторонами договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 2УК от 01.09.2009 в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен не был, поскольку стороны не достигли соглашения по отдельным условиям договора, договор со стороны ответчика подписан с протоколом разногласий, которые в установленном порядке были переданы на рассмотрение в арбитражный суд.
Вместе с тем, истец в спорный период (февраль 2010 года) отпускал ответчику тепловую энергию в горячей воде для оказания коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) населению в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика, выставив на оплату счет-фактуру N 00000367 от 28.02.2010 на сумму 4320836 руб. 16 коп. согласно количеству потребленного ресурса в размере 3275,10 Гкал/мес (л.д. 18). Расчет количества тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения направлен был ответчику вместе со счетом-фактурой, что подтверждается сопроводительным письмом от 02.03.2010 N 5/238 (л.д. 20). Факт оказания услуг подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Ответчик оплату за спорный период произвел не в полном объеме, сумма неоплаченной задолженности составила 403945 руб. 36 коп. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Под исполнителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, понимаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в многоквартирных домах жилищного сектора потребителями услуг в сфере теплоснабжения являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Исходя из изложенного, заключение договора управления с управляющей компанией влечет обязанность управляющей компании предоставлять собственникам дома коммунальные услуги, и, следовательно, управляющая компания при таких обстоятельствах является абонентом (и обязанным к оплате лицом) в отношениях с энергоснабжающими организациями по поставке энергоресурсов для нужд собственников помещений в многоквартирных домах.
Из разъяснений, изложенных в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", следует, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения рассматриваются как договорные.
При таких обстоятельствах сложившиеся между сторонами в спорный период (февраль 2010 года) отношения следует квалифицировать как договорные, поскольку истец отпускал коммунальный ресурс - тепловую энергию, а население жилых домов, управляемых ответчиком, потребляло ее. Тепловая энергия поставлялась ответчику не в целях ее перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в многоквартирных домах, переданных в управление ООО "Эконом Строй - Сервис", отсутствуют приборы учета тепловой энергии (в том числе и в доме N 1 по ул. Титова в г. Питкяранта, где согласно акту о составе общего имущества в многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета свежей воды и горячей воды).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Учитывая норму пункта 8 Правил N 307, следует сделать вывод о необходимости применения к отношениям сторон положений Жилищного кодекса Российской Федерации и названных Правил в части определения стоимости тепловой энергии на отопление жилых помещений и их горячее водоснабжение.
Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления жилых помещений и горячее водоснабжение при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, суд считает обоснованным примененный истцом метод при расчете потребленного количества отпущенной тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг для населения Питкярантского городского поселения, установленных постановлением Администрации Питкярантского городского поселения N 78-п от 23.11.2007. Что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 09.06.2009 N 525/09.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В связи с изложенным, суд также считает правомерным для определения стоимости поставленной тепловой энергии применение истцом тарифа на тепловую энергию в размере 1118 руб. 05 коп. за 1 Гкал для всех групп потребителей (в том числе и для граждан), установленного ООО "Питкярантские коммунальные сети" постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов N 155 от 30.10.2009, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования тарифов.
Судом не принимается ссылка ответчика на постановление Администрации Питкярантского городского поселения от 30.11.2009 N 242-п с учетом изменений, внесенных постановлением от 09.12.2009 N 245-п, которым установлены тарифы на горячее водоснабжение для населения г. Питкяранта за 1 куб. м, в то время как согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. ООО "Питкярантские коммунальные сети" обеспечивает производство и передачу тепловой энергии потребителям, не подпадает под признаки организаций, упомянутых в указанной норме Федерального закона, в связи с чем тариф, установленный постановлением Администрации Питкярантского городского поселения от 30.11.2009 N 242-п, не может применяться при расчетах за тепловую энергию.
Судом также не принимается довод ответчика о неправомерности неприменения истцом при расчете положений абзаца 3 пункта 18 Правил N 307, согласно которому при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды, поскольку сферой действия данного пункта являются отношения между управляющими компаниями и гражданами, проживающих в принятых на обслуживание этими компаниями многоквартирных домах.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, проверив представленный истцом расчет, суд признает его обоснованным. Учитывая, что требования истца о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию основаны на нарушении ответчиком взятых на себя обязательств и соответствуют требованиям статей 307, 309, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает требование истца о взыскании задолженности за тепловую энергию в сумме 403945 руб. 36 коп. доказанным, подтвержденным по праву и по размеру и подлежащим удовлетворению.
Требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 9011 руб. 74 коп. исходя из ставки рефинансирования 8,25% по состоянию на 01.04.2010 также является законным и обоснованным, поскольку ответчик допустил просрочку денежного обязательства, что является основанием для применения ответственности, предусмотренной статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчет процентов, методика определения периода просрочки и начисления неустойки соответствуют действующему законодательству, вследствие чего указанное требование является законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Учитывая изложенное, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные требования полностью с отнесением расходов по государственной пошлине на ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина от уменьшенной суммы иска подлежит возврату истцу по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Иск удовлетворить в полном объеме. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эконом Строй-Сервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети" 412957 руб. 10 коп., из них: 403945 руб. 36 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии за февраль 2010 года, 9011 руб. 74 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, а также в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 13259 руб. 14 коп.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Питкярантские коммунальные сети" уплаченную при подаче иска платежным поручением N 323 от 29.03.2010 госпошлину в сумме 29149 руб. 79 коп.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Судья
БОГДАНОВА О.В.
БОГДАНОВА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)