Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Перминовой Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Гребенкина А.Ю., действующего на основании доверенности от 05.01.2010,
представителя ответчика Сысуева Н.В., действующего на основании доверенности от 13.01.2010,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения Управление жилищного хозяйства г. Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.11.2009 по делу N А28-16087/2009, принятое судом в составе судьи Чернигиной Т.В.,
по заявлению муниципального автономного учреждения Управление жилищного хозяйства г. Кирова,
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное автономное учреждение Управление жилищного хозяйства г. Кирова (далее - заявитель, Автономное учреждение, МАУ УЖХ г. Кирова) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Жилищная инспекция, ГЖИ Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2009 N 229 по делу об административном правонарушении (далее - постановление от 14.10.2009 N 229) о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 41000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Автономное учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению МАУ УЖХ г. Кирова, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006, приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда).
Жилищная инспекция в возражениях на апелляционную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.10.2006 между муниципальным учреждением Управление жилищного хозяйства г. Кирова (Управляющая организация) и собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10 а, заключен договор N 06/421 управления общим имуществом многоквартирного дома (далее - договор от 18.10.2006 N 06/421), согласно которому Управляющая организация за плату, в том числе должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан; надлежаще содержать и ремонтировать общее имущество собственников помещений (л. д. 40-46).
25.12.2008 в качестве юридического лица зарегистрировано МАУ УЖХ г. Кирова, созданное путем изменения типа муниципального учреждения "Управление жилищного хозяйства города Кирова" (л. д. 64-75).
02.03.2009 Автономным учреждением осуществлен осмотр жилого дома по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а и сделан вывод о необходимости произвести обследование строительных конструкций данного жилого дома специализированной организацией с последующей передачей на межведомственную комиссию для вынесения решения по его дальнейшей эксплуатации (л. д. 50).
В июне 2009 в адрес директора МАУ УЖХ г. Кирова Едигарева П.В., заместителя главы администрации города Кирова Кошкина П.В. жильцами дома N 10 по улице Урицкого г. Кирова направлялись письма с просьбой о создании комиссии, признании указанного дома аварийным и о включении его в муниципальную программу "Переселение граждан г. Кирова из ветхого и аварийного фонда в приоритетных зонах застройки 2008-2015 годов" (л. д. 52, 53).
22.07.2009 жильцы дома N 10 по улице Урицкого г. Киров обратились к губернатору Кировской области с жалобой, в которой сообщают, что дом N 10 по улице Урицкого, являющийся ветхим и аварийным, был исключен из списков аварийного жилого фонда и просят принять меры, направленные на включение указанного дома в целевую программу по переселению (л. д. 55).
14.08.2009 - 18.08.2009 в связи с коллективным обращением жителей дома по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а и на основании приказа начальника ГЖИ Кировской области от 30.07.2009 N 395/09 Жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка МАУ УЖХ г. Кирова с целью осуществления государственного контроля за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В ходе осмотра вышеназванного дома ответчиком выявлено, что кирпичная кладка фундамента имеет разрушения и неравномерную осадку по всему периметру дома; с левого торца дома отсутствует обшив на площади до 80 кв. м; завалинка по периметру дома разрушена до 50%; нижние венцы стены повреждены гнилью на глубину 10 и более сантиметров; в подъезде необходим ремонт (пол зыбкий, деревянные ступени сильно выношены, прогибы площадок и маршей); дровяные печи имеют трещины и выпучивание стенок; на кухне первого этажа потолок имеет провисание, возможно обрушение; на кухне второго этажа следы протечек с кровли; во всех помещениях первого этажа полы зыбкие, повреждены гнилью; в доме нет вентиляции, во всех помещениях по низу стен плесневелые пятна, гниль; из подполья видно выпучивание и разрушение фундамента внутренней несущей стены; в шиферном покрытии видны многочисленные просветы, трещины. По итогам проверки составлен акт от 18.08.2009 N 5/34 (л. д. 27).
21.08.2009 Жилищной инспекцией в отношении заявителя составлен протокол N 5/15 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку, по мнению ответчика, Автономное учреждение нарушило требования пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.3, 4.9.1.3 Правил технической эксплуатации жилищного фонда (л. д. 28).
14.10.2009 заместителем начальника ГЖИ Кировской области вынесено постановление N 229 о привлечении МАУ УЖХ г. Кирова к административной ответственности по статье 7.22 КоАП и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 41000 рублей (л. д. 6).
Не согласившись с постановлением от 14.10.2009 N 229, Автономное учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о правомерности привлечения МАУ УЖХ г. Кирова к административной ответственности по статье 7.22 КоАП, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.3, 4.9.1.3 Правил технической эксплуатации жилищного фонда управляющая организация должна обеспечить исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранять повреждение фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращать сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию; не допускать повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки; конструкции нижних венцов деревянных цоколей и примыкания (установка сливных досок, цоколей, оконных проемов, поясков и т.д.) должны быть плотно пригнаны, чтобы не допустить увлажнения; устранять местные отслоения штукатурки и трещин по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития; усиливать перекрытия, устранять сверхнормативных прогибов перекрытий, устранять смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту, при обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; устранять по мере выявления разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок; вскрывать полы с повышенной зыбкостью и прогибами; устранять неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб.
Таким образом, организация, управляющая многоквартирным домом, должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами технической эксплуатации жилищного фонда), решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Нарушение управляющей организацией правил содержания и ремонта жилых домов является основанием для ее привлечения к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что обслуживание жилого дома по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а осуществляет МАУ УЖХ г. Кирова (л. д. 40-46, 64-75). Следовательно, Автономное учреждение несет ответственность за нарушение правил и норм технической эксплуатации указанного жилого дома.
В соответствии с пунктами 2.1.2, 2.1.3 договора от 18.10.2006 N 06/421 МАУ УЖХ г. Кирова обязано проводить текущий ремонт общего имущества собственников жилья. При необходимости вносить изменения в месячный (годовой) план капитального ремонта, при согласовании с уполномоченными представителями собственников, с последующим утверждением на очередном общем собрании. Из Приложения N 3 к данному договору следует, что в перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья входит, помимо прочего, устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостков и входов в подвалы; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов, цоколей; устранение неисправностей асбестоцементных и других кровель; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, полов; устранение неисправностей печей (л. д. 40-46).
Выявленные в ходе проверки Автономного учреждения недостатки указывают на нарушение заявителем вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, договора от 18.10.2006 N 06/421, в том числе на то, что осуществляемые МАУ УЖХ г. Кирова работы по обслуживанию и ремонту указанного дома не обеспечивают безопасные и санитарные условия проживания в нем. Наличие обнаруженных Жилищной инспекцией недостатков заявитель не отрицает (л. д. 4, 5, 29).
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, но не имелась возможность для их соблюдения, не представлены.
При таких обстоятельствах МАУ УЖХ г. Кирова правомерно привлечено к административной ответственности по статьи 7.22 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дом по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а включен в перечень ветхих и аварийных домов, а также о том, что для признания данного жилого дома ветхим и аварийным должно присутствовать заключение специализированной организации, но администрацией г. Кирова не решен вопрос финансирования работ по проведению обследования названного дома специализированной организацией, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Утверждения заявителя о том, что в приложении N 3 к договору от 18.10.2006 N 06/421, на которое ссылается арбитражный суд, указан перечень работ, связанных с текущим ремонтом, но устранить выявленные недостатки путем текущего ремонта невозможно; ни суд первой инстанции, ни ГЖИ Кировской области в судебном заседании не указали какие зависящие от МАУ УЖХ г. Кирова меры не были им приняты для разрешения сложившейся ситуации, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого судебного акта.
Доводу МАУ УЖХ г. Кирова о том, что оно не располагает денежными средствами на проведение работ капитального характера, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.11.2009 по делу N А28-16087/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения Управление жилищного хозяйства г. Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2010 ПО ДЕЛУ N А28-16087/2009
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2010 г. по делу N А28-16087/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Перминовой Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Гребенкина А.Ю., действующего на основании доверенности от 05.01.2010,
представителя ответчика Сысуева Н.В., действующего на основании доверенности от 13.01.2010,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения Управление жилищного хозяйства г. Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.11.2009 по делу N А28-16087/2009, принятое судом в составе судьи Чернигиной Т.В.,
по заявлению муниципального автономного учреждения Управление жилищного хозяйства г. Кирова,
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное автономное учреждение Управление жилищного хозяйства г. Кирова (далее - заявитель, Автономное учреждение, МАУ УЖХ г. Кирова) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Жилищная инспекция, ГЖИ Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2009 N 229 по делу об административном правонарушении (далее - постановление от 14.10.2009 N 229) о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 41000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Автономное учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению МАУ УЖХ г. Кирова, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006, приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда).
Жилищная инспекция в возражениях на апелляционную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.10.2006 между муниципальным учреждением Управление жилищного хозяйства г. Кирова (Управляющая организация) и собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10 а, заключен договор N 06/421 управления общим имуществом многоквартирного дома (далее - договор от 18.10.2006 N 06/421), согласно которому Управляющая организация за плату, в том числе должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан; надлежаще содержать и ремонтировать общее имущество собственников помещений (л. д. 40-46).
25.12.2008 в качестве юридического лица зарегистрировано МАУ УЖХ г. Кирова, созданное путем изменения типа муниципального учреждения "Управление жилищного хозяйства города Кирова" (л. д. 64-75).
02.03.2009 Автономным учреждением осуществлен осмотр жилого дома по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а и сделан вывод о необходимости произвести обследование строительных конструкций данного жилого дома специализированной организацией с последующей передачей на межведомственную комиссию для вынесения решения по его дальнейшей эксплуатации (л. д. 50).
В июне 2009 в адрес директора МАУ УЖХ г. Кирова Едигарева П.В., заместителя главы администрации города Кирова Кошкина П.В. жильцами дома N 10 по улице Урицкого г. Кирова направлялись письма с просьбой о создании комиссии, признании указанного дома аварийным и о включении его в муниципальную программу "Переселение граждан г. Кирова из ветхого и аварийного фонда в приоритетных зонах застройки 2008-2015 годов" (л. д. 52, 53).
22.07.2009 жильцы дома N 10 по улице Урицкого г. Киров обратились к губернатору Кировской области с жалобой, в которой сообщают, что дом N 10 по улице Урицкого, являющийся ветхим и аварийным, был исключен из списков аварийного жилого фонда и просят принять меры, направленные на включение указанного дома в целевую программу по переселению (л. д. 55).
14.08.2009 - 18.08.2009 в связи с коллективным обращением жителей дома по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а и на основании приказа начальника ГЖИ Кировской области от 30.07.2009 N 395/09 Жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка МАУ УЖХ г. Кирова с целью осуществления государственного контроля за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В ходе осмотра вышеназванного дома ответчиком выявлено, что кирпичная кладка фундамента имеет разрушения и неравномерную осадку по всему периметру дома; с левого торца дома отсутствует обшив на площади до 80 кв. м; завалинка по периметру дома разрушена до 50%; нижние венцы стены повреждены гнилью на глубину 10 и более сантиметров; в подъезде необходим ремонт (пол зыбкий, деревянные ступени сильно выношены, прогибы площадок и маршей); дровяные печи имеют трещины и выпучивание стенок; на кухне первого этажа потолок имеет провисание, возможно обрушение; на кухне второго этажа следы протечек с кровли; во всех помещениях первого этажа полы зыбкие, повреждены гнилью; в доме нет вентиляции, во всех помещениях по низу стен плесневелые пятна, гниль; из подполья видно выпучивание и разрушение фундамента внутренней несущей стены; в шиферном покрытии видны многочисленные просветы, трещины. По итогам проверки составлен акт от 18.08.2009 N 5/34 (л. д. 27).
21.08.2009 Жилищной инспекцией в отношении заявителя составлен протокол N 5/15 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку, по мнению ответчика, Автономное учреждение нарушило требования пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.3, 4.9.1.3 Правил технической эксплуатации жилищного фонда (л. д. 28).
14.10.2009 заместителем начальника ГЖИ Кировской области вынесено постановление N 229 о привлечении МАУ УЖХ г. Кирова к административной ответственности по статье 7.22 КоАП и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 41000 рублей (л. д. 6).
Не согласившись с постановлением от 14.10.2009 N 229, Автономное учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о правомерности привлечения МАУ УЖХ г. Кирова к административной ответственности по статье 7.22 КоАП, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.4, 4.3.2, 4.3.3, 4.4.2, 4.4.3, 4.9.1.3 Правил технической эксплуатации жилищного фонда управляющая организация должна обеспечить исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранять повреждение фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращать сырость и замачивание грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию; не допускать повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки; конструкции нижних венцов деревянных цоколей и примыкания (установка сливных досок, цоколей, оконных проемов, поясков и т.д.) должны быть плотно пригнаны, чтобы не допустить увлажнения; устранять местные отслоения штукатурки и трещин по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития; усиливать перекрытия, устранять сверхнормативных прогибов перекрытий, устранять смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту, при обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; устранять по мере выявления разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок; вскрывать полы с повышенной зыбкостью и прогибами; устранять неисправности печей: неравномерный нагрев поверхностей, трещины в печах и трубах, щели вокруг разделки и выпадение из нее кирпичей, плохая тяга, перегревание и разрушение топливной камеры и дымоходов, повреждение топочной арматуры и ослабление ее в кладке, разрушение боровов и оголовков труб, а также обледенение оголовков дымовых газовых труб.
Таким образом, организация, управляющая многоквартирным домом, должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами технической эксплуатации жилищного фонда), решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Нарушение управляющей организацией правил содержания и ремонта жилых домов является основанием для ее привлечения к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что обслуживание жилого дома по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а осуществляет МАУ УЖХ г. Кирова (л. д. 40-46, 64-75). Следовательно, Автономное учреждение несет ответственность за нарушение правил и норм технической эксплуатации указанного жилого дома.
В соответствии с пунктами 2.1.2, 2.1.3 договора от 18.10.2006 N 06/421 МАУ УЖХ г. Кирова обязано проводить текущий ремонт общего имущества собственников жилья. При необходимости вносить изменения в месячный (годовой) план капитального ремонта, при согласовании с уполномоченными представителями собственников, с последующим утверждением на очередном общем собрании. Из Приложения N 3 к данному договору следует, что в перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья входит, помимо прочего, устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостков и входов в подвалы; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов, цоколей; устранение неисправностей асбестоцементных и других кровель; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, полов; устранение неисправностей печей (л. д. 40-46).
Выявленные в ходе проверки Автономного учреждения недостатки указывают на нарушение заявителем вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, договора от 18.10.2006 N 06/421, в том числе на то, что осуществляемые МАУ УЖХ г. Кирова работы по обслуживанию и ремонту указанного дома не обеспечивают безопасные и санитарные условия проживания в нем. Наличие обнаруженных Жилищной инспекцией недостатков заявитель не отрицает (л. д. 4, 5, 29).
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, но не имелась возможность для их соблюдения, не представлены.
При таких обстоятельствах МАУ УЖХ г. Кирова правомерно привлечено к административной ответственности по статьи 7.22 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дом по адресу: г. Киров, ул. Урицкого, 10а включен в перечень ветхих и аварийных домов, а также о том, что для признания данного жилого дома ветхим и аварийным должно присутствовать заключение специализированной организации, но администрацией г. Кирова не решен вопрос финансирования работ по проведению обследования названного дома специализированной организацией, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.
Утверждения заявителя о том, что в приложении N 3 к договору от 18.10.2006 N 06/421, на которое ссылается арбитражный суд, указан перечень работ, связанных с текущим ремонтом, но устранить выявленные недостатки путем текущего ремонта невозможно; ни суд первой инстанции, ни ГЖИ Кировской области в судебном заседании не указали какие зависящие от МАУ УЖХ г. Кирова меры не были им приняты для разрешения сложившейся ситуации, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого судебного акта.
Доводу МАУ УЖХ г. Кирова о том, что оно не располагает денежными средствами на проведение работ капитального характера, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ вопрос по госпошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.11.2009 по делу N А28-16087/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения Управление жилищного хозяйства г. Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ПЕРМИНОВА
Т.В.ЛЫСОВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)