Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N А75-2616/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N А75-2616/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Семеновой Т.П., Литвинцевой Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7631/2012) Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2616/2012 (судья П.А. Сердюков), принятое по исковому заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600514755, место нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, д. 26) к товариществу собственников жилья "Северный" (ОГРН 1028600516251, место нахождения: 626200, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Посадская, д. 12) и муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" (ОГРН 1028600515679, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, 26), о признании недействительным договора и применении последствий недействительности ничтожной сделки, при участии третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытое акционерное общество "СеверСпецСтрой",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска (далее - истец, Департамент, податель жалобы) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Северный" (далее - ТСЖ "Северный", товарищество) и муниципальному казенному учреждению "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ", Служба) о признании недействительным договора о предоставлении субсидий из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов N 97 от 18.08.2010 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания в товарищества денежных средств в сумме 241 368 руб. 00 коп.
Требования мотивированы тем, что товарищество являлось ненадлежащим субъектом для выделения субсидии. В качестве правового обоснования своих требований истец сослался на статьи 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 135, 136, 143 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "СеверСпецСтрой" (далее - третье лицо, ЗАО "СеверСпецСтрой").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 по делу N А75-2616/2012 в удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
Возражая против указанного судебного акта, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 по делу N А75-2616/2012 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение норм материального права, а именно: статей 135, 136, 163 ЖК РФ, полагая, что по смыслу перечисленных норм права ТСЖ "Северный" по отношению к многоквартирному жилому дому N 118 по ул. Пионерская фактически является управляющей организаций, в то время как получателем субсидии согласно постановлению Администрации города Ханты-Мансийска N 331 от 02.04.2010 может быть только товарищество собственников жилья, созданное в установленном законом порядке.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
До начала судебного заседания от Департамента в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей Департамента, ТСЖ "Северный", МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" и ЗАО "СеверСпецСтрой".
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Северный" 10.05.2010 при обследовании объекта - многоквартирный жилой дом N 118 по ул. Пионерская в г. Ханты-Мансийске установило необходимость проведения ремонта фасада дома, детской площадки, подъездов и тамбуров, о чем составлен дефектный акт от 10.05.2010 (лист дела 19).
Вопрос о проведении ремонта подъездов и фасада включен в повестку дня собрания собственников жилья от 19.06.2010, по которому принято положительное решение. Кроме того, решено установить железную дверь и домофон в третьем подъезде дома и подать заявку на компенсацию части расходов по данным работам.
В июле 2010 года товарищество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии на ремонт жилого дома по ул. Пионерская, 118, г. Ханты-Мансийск (л.д. 14).
По результатам рассмотрения представленных документов Департаментом, ТСЖ "Северный" (получатель) и МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" (специализированная организация) подписан договор о предоставлении субсидии из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов N 97 от 18.08.2010, по условиям которого Департамент обязался предоставить субсидию получателю на капитальный ремонт в жилом многоквартирном доме по ул. Пионерская, 118, а получатель обязался использовать субсидию в соответствии с целью назначения.
Объем выполняемых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме отражается в сметном расчете, который является неотъемлемой частью договора.
Размер субсидии определен в разделе 2 договора и составляет 241 368 руб. 00 коп. (пункт 2.1. договора).
Согласно пункту 2.2. договора субсидии предоставляются за счет средств городского бюджета путем перечислением Департаментом денежных средств на расчетный счет получателя в течение 10 банковских дней после заключения договора.
В разделе 3 договора стороны предусмотрели обязанности товарищества, в частности получатель обязался использовать денежные средства строго по назначению (пункт 3.3.1. договора), заключить договор подряда (пункт 3.3.2. договора), выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме в соответствии со сметным расчетом (пункт 3.3.3. договора), предоставить Департаменту отчет об использовании денежных средств (акт выполненных работ) (пункт 3.3.5. договора).
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома N 118 по ул. Пионерская в г. Ханты-Мансийске 07.07.2010 между товариществом (заказчик) и ЗАО "СеверСпецСтрой" (подрядчик) заключен договор на ремонтные работы жилых домов, благоустройство прилегающей территории, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на установку домофона в третьем подъезде жилого дома по ул. Пионерская, 118, по ремонту, покраске фасадов: жилой дом по ул. Пионерская, д. 118 в г. Ханты-Мансийске, с использованием своих материалов, с надлежащим качеством и в оговоренный настоящим договором срок, а заказчик обязался принять и оплатить работы.
Стоимость работ, с учетом локального сметного расчета, определена в размере 482 736 руб. 00 коп. (пункт 2.1. договора подряда).
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 25.08.2010 N 1 работы выполнены на сумму 482 736 руб. 00 коп. (л.д. 131) и приняты заказчиком в полном объеме по акту о приемке выполненных работ N 1 от 25.08.2010 (л.д. 132 - 135).
Во исполнение условий договора N 97 от 18.08.2010 истец перечислил ТСЖ "Северный" в качестве субсидии 241 368 руб., что подтверждается платежным поручением от 01.09.2010 N 15006 (л.д. 43).
После чего товарищество произвело расчет с подрядной организацией, перечислив ЗАО "СеверСпецСтрой" 482 738 руб. за выполненные по договору от 07.07.2010 работы.
От Департамента и МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" замечаний по объему и качеству выполненных работ не поступило, фактов нецелевого использования выделенных средств не выявлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, субсидия предоставленная товариществу использована по целевому назначению, договор исполнен в полном объеме, цель выдачи субсидии достигнута, что не оспаривается сторонами.
Вместе с тем, считая, что ТСЖ "Северный" не может выступать в качестве получателя субсидии на капитальный ремонт жилого дома N 118 по ул. Пионерская в г. Ханты-Мансийске, а договор N 97 от 18.08.2010 в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожным, Департамент обратился с настоящим иском.
При этом истец, мотивируя исковые требования, ссылается на то, что ТСЖ "Северный" создано в целях управления многоквартирным жилым домом N 12 по ул. Посадская г. Ханты-Мансийска. Собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома N 118 по ул. Пионерская не являются членами ТСЖ "Северный", в том числе по той причине, что обозначенные дома удалены друг от друга (земельные участки, на которых они расположены, не граничат), не имеют какого-либо имущества, предназначенного для их совместного использования, в то время как в соответствии с положениями статей 135 - 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано для управления комплексом недвижимого имущества в конкретном многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Соответственно, по мнению истца, протокол N 7 общего собрания собственников жилья дома N 118 по ул. Пионерская от 24.06.2003 не имеет юридической силы, как составленный с нарушением требований жилищного законодательства - статей 135 - 136 ЖК РФ, а потому не может быть принят в качестве решения собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья, которое в обязательном порядке должно прилагаться к заявке товарищества на предоставление субсидии.
Повторно оценив приведенные доводы истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для констатации ничтожности договора N 97 от 18.08.2010, исходя из следующего.
Так, в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
По смыслу приведенных норм недействительность означает несоответствие закону или иным правовым актам содержания договора.
В рассматриваемом случае Департамент и ТСЖ "Северный" заключили договор о предоставлении субсидии.
Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, установлен статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит рамочное регулирование, а порядок предоставления субсидий из местного бюджета предусматривается решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 35 решения Думы города Ханты-Мансийска от 18 декабря 2009 года N 902 "О бюджете города Ханты-Мансийска на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов", постановлением администрации города от 01.12.2009 N 1101 "О целевой программе "Поддержка и развитие товариществ собственников жилья в городе Ханты-Мансийске" на 2010 - 2011 годы, Администрацией города Ханты-Мансийска постановлением N 331 от 02.04.2010 утвержден порядок предоставления из средств местного бюджета субсидий товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов (приложение 2) (далее - Порядок N 331).
В силу пункта 2.4. Порядка N 331, распорядителем бюджетных средств на софинансирование капитального ремонта товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска и уполномоченным органом на определение получателей субсидий является департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска.
Пунктом 2.3. Порядка N 331 предусмотрено, что право на получение субсидии возникает у товариществ собственников жилья, зарегистрированных в установленном порядке, после заключения договора о представлении субсидий из средств местного бюджета товариществам собственников жилья на территории города Ханты-Мансийска на капитальный ремонт жилых домов.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии председатель товарищества собственников жилья (или иное лицо, действующее от имени товарищества собственников жилья по доверенности) представляет в департамент заявку по установленной форме (приложение N 1). Обязательными приложениями к заявке являются следующие документы: решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании товарищества собственников жилья; устав товарищества собственников жилья; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (дата выдачи выписки налоговым органом должна предшествовать дате подачи заявки не более чем на 30 дней); решение собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта данного дома; проектно-сметная документация, составленная в соответствии с законодательством и нормативно-техническими документами, и надлежащим образом составленная и в установленном порядке утвержденная дефектная ведомость; бухгалтерская отчетность; документ о присвоении кадастрового номера на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом; технический паспорт на жилой дом; выписка банка о реквизитах счета заявителя. Документы предоставляются в копиях с одновременным предоставлением оригиналов для заверения копий департаментом (пункты 2.5, 2.6. Порядка N 331).
Пунктом 2.8. Порядка N 331 установлено, что в случае соответствия лица, заявившегося на субсидию, требованиям настоящего Порядка и предоставления документов, установленных пункте 2.6 настоящего Порядка, перечисление субсидии осуществляется на основании договора (приложение N 2) о предоставлении субсидии, который заключается в течение трех рабочих дней с момента установления соответствия лица, заявившегося на субсидию, требованиям настоящего Порядка в порядке очередности предоставления документов заявителями.
Таким образом, исходя из приведенных положений Порядка N 331, усматривается, что право на получение субсидии возникает у товариществ собственников жилья, зарегистрированных в установленном порядке. Иных критериев для определения субъекта, имеющего право на получение субсидии на капитальный ремонт жилых домов, данный Порядок не содержит, в том числе в нем отсутствует такое требование к получателю субсидии как создание товарищества собственников жилья в установленном законом порядке.
Как усматривается из материалов дела, в частности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.06.2010, ТСЖ "Северный" в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
То обстоятельство, что к заявке на предоставление субсидии товариществом вместо решения о создании ТСЖ представлен протокол общего собрания собственников жилья дома N 118 по ул. Пионерская N 7 от 24.06.2003, не может свидетельствовать о несоответствии самого договора N 97 от 18.08.2010 требованиям закона или иным правовым актам. Такой недочет по смыслу Порядка N 331 мог служить основанием для отказа в заключении договора на предоставление субсидии, поскольку подача и рассмотрение заявки предшествует заключению подобной сделки. Однако Департамент посчитал, что ТСЖ "Северный" соответствует требованиям, предъявляемым Порядком N 331 к лицам, заявившимся на субсидию.
К тому же следует учитывать, что принятие собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома N 118 по ул. Пионерская решения о вступлении в члены ТСЖ "Северный", по сути, свидетельствует об избрании определенного способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья. При этом необходимость в создании товарищества собственников жилья отсутствовала, поскольку собственники жилых помещений вступили в члены уже существующего товарищества, что не может противоречить положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, так как на момент принятия такого решения создание и деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (в настоящее время утратил силу). Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 марта 2005 года (статья 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), а потому не мог быть учтен при принятии решения от 24.06.2003, зафиксированного протоколом N 7.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", действовавшего на момент создания ТСЖ "Северный", товарищество является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В этой же статье указано, что кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
На основании пункта 1 статьи 5 названного Закона N 72-ФЗ в состав кондоминиума могут входить следующие объекты: одно здание, или его часть, или несколько зданий, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, с прилегающим земельным участком в установленных границах, пешеходными и транспортными дорогами, бассейнами, водоемами, многолетними зелеными насаждениями и другими подобными объектами; несколько компактно расположенных зданий или сооружений - односемейных, садовых или дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражей и других объектов, объединенных общим земельным участком и элементами инфраструктуры.
Из анализа приведенных норм права не следует, что товарищество собственников жилья для управления несколькими зданиями, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, могло создаваться только для управления многоквартирными домами, объединенными каким-либо общим имуществом, например земельным участком, общими сетями инженерно-технического обеспечения, другими элементами инфраструктуры, предназначенными для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Данное требование установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации, положения которого, как отмечалось ранее, не действовали на момент создания и регистрации ТСЖ "Северный".
Таким образом, товарищество создано в соответствии с требованиями действовавшего законодательства. Иного истцом не доказано.
Поскольку решение N 7 от 24.06.2003 в установленном порядке не оспорено, в материалах дела отсутствуют доказательства управления многоквартирным домом N 118 по ул. Пионерская иной организацией, а не ТСЖ "Северный", принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ТСЖ "Северный" является надлежащим субъектом получения субсидии, в связи с чем не нашел оснований для применения статьи 168 ГК РФ.
Отсутствие оснований для признания сделки недействительной, влечет отказ и в удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки (статья 167 ГК РФ).
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу и удовлетворения требований подателя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска. Однако последний освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2012 года по делу N А75-2616/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.В.ТЕТЕРИНА

Судьи
Л.Р.ЛИТВИНЦЕВА
Т.П.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)