Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Балясников А.В., доверенность от 18.01.2010 N 63-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2009 по делу N А41-40271/09, принятое судьей Ильченко С.Н., по заявлению товарищества собственников жилья "Молодость" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
товарищество собственников жилья "Молодость" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (л.д. 90 - 93).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.11.2007 собственниками помещений в многоквартирном доме N 8, расположенном по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, для осуществления совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом создано товарищество собственников жилья "Молодость" (л.д. 7 - 18).
Согласно протоколу от 29.05.2008 N 4 председателем правления товарищества избран Бондарев Р.В. (л.д. 20).
07 августа 2009 года в административный орган от жильцов указанного дома поступила коллективная жалоба с просьбой провести проверку с выездом на место по вопросу санитарно-технического состояния коридоров, мест общего пользования и ремонта лифта (л.д. 38, 77).
Должностными лицами административного органа на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 08.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 37, 57) проведена проверка состояния жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 8.
Уведомлением от 08.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 административный орган известил товарищество о проведении 09.09.2009 в 09.00 проверки. Указанное уведомление получено председателем товарищества Бондаревым Р.В. 08.09.2009, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 59).
По результатам проведения проверки должностным лицом административного органа в присутствии представителя товарищества Бондарева Р.В. составлен акт проверки от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009, в соответствии с которым зафиксированы следующие нарушения:
- - при входе в подъезд N 2 не работает освещение;
- - в квартире N 6, в санузле, стояки канализации и водопровода ржавые, не окрашены. В туалете с потолка имеются протечки в месте прохождения стояков канализации и водопровода, стояки ржавые, не окрашены, установлены хомуты;
- - в подъезде N 1 с 1-го по 9-й этаж имеются разрушения окрасочного слоя стен и потолков;
- - в квартире N 8, в туалете, имеются протечки на стояке холодного водоснабжения, стояки и водопровода - ржавые и неокрашенные;
- - на кухне в квартире N 8 имеются разрушения штукатурного слоя стен, разрушения окрасочных слоев стен и потолков, в том числе и в туалете;
- - в квартире N 96, в туалете, стояки водопровода и канализации - ржавые, неокрашенные, имеются разрушения слоев стен и потолков в туалете, в коридоре, на кухне;
- - лифты в подъездах N 1, 2 не работают;
- - в квартире N 12, в коридоре, имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоев стен, потолка, а также в туалете. Стояки - ржавые. В коридоре N 12 электропроводка оголена, электросборка открыта;
- - остекление в 1-м подъезде с 1-го по 9-й этаж отсутствует, разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой;
- - на лестничной клетке 3 и 4 этажей не работает освещение;
- - в подъезде N 2 имеется разрушение окрасочного слоя стен и потолков с 1-го по 9-й этаж. На 1-м и 6-м этаже не работает освещение лестничных клеток;
- - во 2-м подъезде с 1-го по 8-й этаж отсутствует остекление - разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой;
- - в квартире N 21, в санузле, стояки канализации и водопровода ржавые, не окрашены;
- - в квартире N 25, в санузле и коридоре, имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоя стен и потолков;
- - в квартире N 28 разрушен окрасочный слой стен и потолка в санузле, туалете и на кухне;
- - в квартире N 31 имеются разрушения штукатурного, окрасочного слоя стен и потолка в туалете, санузле, коридоре. Электропроводка оголена, электрический щит открыт (л.д. 60 - 61).
Уведомлением от 08.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 административный орган известил товарищество о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 62).
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии представителя товарищества составлен протокол от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
В тот же день административным органом выдано предписание от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 об устранение выявленных нарушений в срок до 09.10.2009 (л.д. 66 - 68).
Определением от 10.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 17.09.2009 в 14 часов 00 минут (л.д. 69).
В связи с необходимостью истребования дополнительных документов определением от 17.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 рассмотрение административного дела отложено на 15.10.2009 на 14 часов 30 минут. Указанное определение получено председателем товарищества Бондаревым Р.В. на руки в тот же день, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 70).
В назначенную дату в присутствии председателя товарищества административным органом вынесено постановление от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 71 - 72).
Не согласившись с постановлением административного органа от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009, товарищество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что товариществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований по содержанию и ремонту жилого фонда, что свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Обжалуя решение суда первой инстанции, инспекция указывает на то, что выявленные в ходе проверки нарушения подлежат устранению в рамках проведения текущего ремонта многоквартирного дома, однако документов, подтверждающих проведение работ по текущему ремонту общего имущества, товариществом не представлено. Кроме того, финансирование работ по текущему ремонту осуществляется населением, оплачивающим работы в соответствии с утвержденным экономически обоснованным тарифом, в связи с чем недостаточность бюджетного финансирования не может являться обстоятельством, смягчающим вину заявителя.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель товарищества в судебное заседание апелляционного суда не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 8, от 23.11.2007 N 1, способом управления многоквартирным домом выбрано - управление товарищества собственников жилья. Для осуществления совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом создано товарищество собственников жилья "Молодость", утвержден устав товарищества (л.д. 7 - 18).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава от 2008 года товарищество создано с целью обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества.
Согласно пункту 9 Устава товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества.
Следовательно, ответственность за содержание и ремонт вышеуказанного многоквартирного жилого дома, а также за соответствие его технического состояния действующим требованиям законодательства возложена на заявителя.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований названного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно главе 2 Правил от 27.09.2003 N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и другие работы. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктами 3.2.8 и 3.2.9 Правил от 27.09.2003 N 170 установлено, что просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки не допускаются; периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена путем проведения ремонта один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктом 3.2.6 названных Правил освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
Согласно пункту 4.7.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В силу подпункта "в" пункта 5.8.3 Правил от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Пунктом 5.10.2 названных Правил установлено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
По результатам проверки должностным лицом административного органа выявлены нарушения изложенных выше требований, установленных Правилами от 27.09.2003 N 170, выразившиеся в следующем: при входе в подъезд N 2 не работает освещение; в подъезде N 1 с 1-го по 9-й этаж имеются разрушения окрасочного слоя стен и потолков; лифты в подъездах N 1, 2 не работают; остекление в 1-м подъезде с 1-го по 9-й этаж отсутствует, разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой; на лестничной клетке 3 и 4 этажей не работает освещение; в подъезде N 2 имеется разрушение окрасочного слоя стен и потолков с 1-го по 9-й этаж. На 1-м и 6-м этаже не работает освещение лестничных клеток; во 2-м подъезде с 1-го по 8-й этаж отсутствует остекление - разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой; в некоторых квартирах стояки канализации и водопровода (внутридомовые сети, относящиеся к общему имуществу) ржавые, не окрашены, разрушен окрасочный слой стен и потолка в санузле.
Факт совершения товариществом административного правонарушения подтвержден следующими доказательствами: актом проверки от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009, в котором зафиксированы нарушения (л.д. 60 - 61); протоколом об административном правонарушении от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 63 - 65); предписанием от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 66 - 68); постановлением от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 71 - 72).
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, кроме того, не оспаривается заявителем.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом признается необоснованным вывод суда первой инстанции и отклоняется довод товарищества об отсутствии в его действиях вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
В обоснование отсутствия вины в его действиях товарищество указывает на то, им были предприняты меры к устранению выявленных нарушений, а именно: общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме принято решение о создании резервного фонда с ежемесячным отчислением, однако в связи с неуплатой нанимателями собственников жилья, а также Сбербанком России платежей за предоставление коммунальных услуг, средства резервного фонда уходят не на проведение работ по устранению технических неисправностей общего имущества жилого дома, а на погашение товариществом задолженностей.
Кроме того, товарищество для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома обращалось в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области с просьбой включить дом в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта, однако письмом от 18.03.2009 года администрация сообщила, что решение вопроса о включении дома в муниципальную целевую программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда в Егорьевском муниципальном районе на 2008 - 2011 годы" временно приостановлено.
На аналогичное обращение к губернатору Московской области товариществу было рекомендовано подать заявку в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Выявленные в ходе проверки нарушения Правил от 27.09.2003 N 170 устраняются в рамках проведения текущего ремонта многоквартирного дома, однако документов, подтверждающих проведение работ по текущему ремонту общего имущества, направленных на устранение выявленных нарушений, товариществом ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлено.
Тот факт, что у заявителя имеется дебиторская задолженность по оплате содержания и ремонта жилого дома не может являться основанием для освобождения его от ответственности за вменяемое ему правонарушения, поскольку организация-кредитор вправе предпринять все необходимые действия по взысканию с должников оплаты за выполненные работы (оказанные услуги), а также пени, предусмотренные частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, финансирование работ по текущему ремонту осуществляется населением, оплачивающим работы в соответствии с утвержденным экономически обоснованным тарифом, в связи с чем недостаточность бюджетного финансирования не может являться обстоятельством, исключающим вину заявителя, и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего товарищество от обязанности по содержанию общего имущества жилого дома.
Апелляционным судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия товариществом мер по соблюдению требований, установленных Правилами от 27.09.2003 N 170, заявителем не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях товарищества.
При названных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При исследовании материалов дела об административном правонарушении нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, не установлено. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований товарищества о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемый судебный акт, принятый при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2009 года по делу N А41-40271/09 отменить.
В удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Молодость" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2010 ПО ДЕЛУ N А41-40271/09
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. по делу N А41-40271/09
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Балясников А.В., доверенность от 18.01.2010 N 63-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2009 по делу N А41-40271/09, принятое судьей Ильченко С.Н., по заявлению товарищества собственников жилья "Молодость" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
товарищество собственников жилья "Молодость" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права (л.д. 90 - 93).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.11.2007 собственниками помещений в многоквартирном доме N 8, расположенном по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, для осуществления совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом создано товарищество собственников жилья "Молодость" (л.д. 7 - 18).
Согласно протоколу от 29.05.2008 N 4 председателем правления товарищества избран Бондарев Р.В. (л.д. 20).
07 августа 2009 года в административный орган от жильцов указанного дома поступила коллективная жалоба с просьбой провести проверку с выездом на место по вопросу санитарно-технического состояния коридоров, мест общего пользования и ремонта лифта (л.д. 38, 77).
Должностными лицами административного органа на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 08.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 37, 57) проведена проверка состояния жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 8.
Уведомлением от 08.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 административный орган известил товарищество о проведении 09.09.2009 в 09.00 проверки. Указанное уведомление получено председателем товарищества Бондаревым Р.В. 08.09.2009, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 59).
По результатам проведения проверки должностным лицом административного органа в присутствии представителя товарищества Бондарева Р.В. составлен акт проверки от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009, в соответствии с которым зафиксированы следующие нарушения:
- - при входе в подъезд N 2 не работает освещение;
- - в квартире N 6, в санузле, стояки канализации и водопровода ржавые, не окрашены. В туалете с потолка имеются протечки в месте прохождения стояков канализации и водопровода, стояки ржавые, не окрашены, установлены хомуты;
- - в подъезде N 1 с 1-го по 9-й этаж имеются разрушения окрасочного слоя стен и потолков;
- - в квартире N 8, в туалете, имеются протечки на стояке холодного водоснабжения, стояки и водопровода - ржавые и неокрашенные;
- - на кухне в квартире N 8 имеются разрушения штукатурного слоя стен, разрушения окрасочных слоев стен и потолков, в том числе и в туалете;
- - в квартире N 96, в туалете, стояки водопровода и канализации - ржавые, неокрашенные, имеются разрушения слоев стен и потолков в туалете, в коридоре, на кухне;
- - лифты в подъездах N 1, 2 не работают;
- - в квартире N 12, в коридоре, имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоев стен, потолка, а также в туалете. Стояки - ржавые. В коридоре N 12 электропроводка оголена, электросборка открыта;
- - остекление в 1-м подъезде с 1-го по 9-й этаж отсутствует, разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой;
- - на лестничной клетке 3 и 4 этажей не работает освещение;
- - в подъезде N 2 имеется разрушение окрасочного слоя стен и потолков с 1-го по 9-й этаж. На 1-м и 6-м этаже не работает освещение лестничных клеток;
- - во 2-м подъезде с 1-го по 8-й этаж отсутствует остекление - разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой;
- - в квартире N 21, в санузле, стояки канализации и водопровода ржавые, не окрашены;
- - в квартире N 25, в санузле и коридоре, имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоя стен и потолков;
- - в квартире N 28 разрушен окрасочный слой стен и потолка в санузле, туалете и на кухне;
- - в квартире N 31 имеются разрушения штукатурного, окрасочного слоя стен и потолка в туалете, санузле, коридоре. Электропроводка оголена, электрический щит открыт (л.д. 60 - 61).
Уведомлением от 08.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 административный орган известил товарищество о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 62).
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии представителя товарищества составлен протокол от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
В тот же день административным органом выдано предписание от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 об устранение выявленных нарушений в срок до 09.10.2009 (л.д. 66 - 68).
Определением от 10.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 17.09.2009 в 14 часов 00 минут (л.д. 69).
В связи с необходимостью истребования дополнительных документов определением от 17.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 рассмотрение административного дела отложено на 15.10.2009 на 14 часов 30 минут. Указанное определение получено председателем товарищества Бондаревым Р.В. на руки в тот же день, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 70).
В назначенную дату в присутствии председателя товарищества административным органом вынесено постановление от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 71 - 72).
Не согласившись с постановлением административного органа от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009, товарищество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что товариществом предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований по содержанию и ремонту жилого фонда, что свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Обжалуя решение суда первой инстанции, инспекция указывает на то, что выявленные в ходе проверки нарушения подлежат устранению в рамках проведения текущего ремонта многоквартирного дома, однако документов, подтверждающих проведение работ по текущему ремонту общего имущества, товариществом не представлено. Кроме того, финансирование работ по текущему ремонту осуществляется населением, оплачивающим работы в соответствии с утвержденным экономически обоснованным тарифом, в связи с чем недостаточность бюджетного финансирования не может являться обстоятельством, смягчающим вину заявителя.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель товарищества в судебное заседание апелляционного суда не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Советская, д. 8, от 23.11.2007 N 1, способом управления многоквартирным домом выбрано - управление товарищества собственников жилья. Для осуществления совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом создано товарищество собственников жилья "Молодость", утвержден устав товарищества (л.д. 7 - 18).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава от 2008 года товарищество создано с целью обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества.
Согласно пункту 9 Устава товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества.
Следовательно, ответственность за содержание и ремонт вышеуказанного многоквартирного жилого дома, а также за соответствие его технического состояния действующим требованиям законодательства возложена на заявителя.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований названного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно главе 2 Правил от 27.09.2003 N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и другие работы. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктами 3.2.8 и 3.2.9 Правил от 27.09.2003 N 170 установлено, что просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки не допускаются; периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена путем проведения ремонта один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктом 3.2.6 названных Правил освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.
Согласно пункту 4.7.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В силу подпункта "в" пункта 5.8.3 Правил от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Пунктом 5.10.2 названных Правил установлено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
По результатам проверки должностным лицом административного органа выявлены нарушения изложенных выше требований, установленных Правилами от 27.09.2003 N 170, выразившиеся в следующем: при входе в подъезд N 2 не работает освещение; в подъезде N 1 с 1-го по 9-й этаж имеются разрушения окрасочного слоя стен и потолков; лифты в подъездах N 1, 2 не работают; остекление в 1-м подъезде с 1-го по 9-й этаж отсутствует, разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой; на лестничной клетке 3 и 4 этажей не работает освещение; в подъезде N 2 имеется разрушение окрасочного слоя стен и потолков с 1-го по 9-й этаж. На 1-м и 6-м этаже не работает освещение лестничных клеток; во 2-м подъезде с 1-го по 8-й этаж отсутствует остекление - разбито, оконные проемы частично заложены кирпичом, частично забиты фанерой; в некоторых квартирах стояки канализации и водопровода (внутридомовые сети, относящиеся к общему имуществу) ржавые, не окрашены, разрушен окрасочный слой стен и потолка в санузле.
Факт совершения товариществом административного правонарушения подтвержден следующими доказательствами: актом проверки от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009, в котором зафиксированы нарушения (л.д. 60 - 61); протоколом об административном правонарушении от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 63 - 65); предписанием от 09.09.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 66 - 68); постановлением от 15.10.2009 N 1-07-3185-3-2009 (л.д. 71 - 72).
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, кроме того, не оспаривается заявителем.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционным судом признается необоснованным вывод суда первой инстанции и отклоняется довод товарищества об отсутствии в его действиях вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения по следующим основаниям.
В обоснование отсутствия вины в его действиях товарищество указывает на то, им были предприняты меры к устранению выявленных нарушений, а именно: общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме принято решение о создании резервного фонда с ежемесячным отчислением, однако в связи с неуплатой нанимателями собственников жилья, а также Сбербанком России платежей за предоставление коммунальных услуг, средства резервного фонда уходят не на проведение работ по устранению технических неисправностей общего имущества жилого дома, а на погашение товариществом задолженностей.
Кроме того, товарищество для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома обращалось в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области с просьбой включить дом в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта, однако письмом от 18.03.2009 года администрация сообщила, что решение вопроса о включении дома в муниципальную целевую программу "Капитальный ремонт многоквартирных домов жилищного фонда в Егорьевском муниципальном районе на 2008 - 2011 годы" временно приостановлено.
На аналогичное обращение к губернатору Московской области товариществу было рекомендовано подать заявку в администрацию Егорьевского муниципального района Московской области.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Выявленные в ходе проверки нарушения Правил от 27.09.2003 N 170 устраняются в рамках проведения текущего ремонта многоквартирного дома, однако документов, подтверждающих проведение работ по текущему ремонту общего имущества, направленных на устранение выявленных нарушений, товариществом ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлено.
Тот факт, что у заявителя имеется дебиторская задолженность по оплате содержания и ремонта жилого дома не может являться основанием для освобождения его от ответственности за вменяемое ему правонарушения, поскольку организация-кредитор вправе предпринять все необходимые действия по взысканию с должников оплаты за выполненные работы (оказанные услуги), а также пени, предусмотренные частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, финансирование работ по текущему ремонту осуществляется населением, оплачивающим работы в соответствии с утвержденным экономически обоснованным тарифом, в связи с чем недостаточность бюджетного финансирования не может являться обстоятельством, исключающим вину заявителя, и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, освобождающего товарищество от обязанности по содержанию общего имущества жилого дома.
Апелляционным судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия товариществом мер по соблюдению требований, установленных Правилами от 27.09.2003 N 170, заявителем не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях товарищества.
При названных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При исследовании материалов дела об административном правонарушении нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, не установлено. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований товарищества о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемый судебный акт, принятый при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2009 года по делу N А41-40271/09 отменить.
В удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Молодость" отказать.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Э.П.МАКАРОВСКАЯ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Э.П.МАКАРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)