Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7463/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. по делу N 33-7463/2012


Судья Гальберг Г.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко И.П.,
судей Родионовой Т.О.,
Протасовой М.М.
при секретаре судебного заседания Максимовой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2012 г. гражданское дело
по иску прокурора Талицкого района в интересах Е. к Управлению топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа о возложении обязанности провести обследование жилого дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу
по апелляционной жалобе ответчика на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17 апреля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т.О., объяснения представителя истца - прокурора отдела прокуратуры Свердловской области Даниловой А.В., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Талицкого района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Е., указав, что Е. проживает в квартире <...>, дом построен в 1936 году, с этого времени капитальный ремонт дома не проводился, он находится в аварийном состоянии и проживать в нем опасно для жизни. Неоднократно Е. обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о признании ее дома аварийным и подлежащим сносу, однако в нарушение норм действующего законодательства органами местного самоуправления обследование дома на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу не проведено. Непринятие мер к обследованию жилого дома и признанию его непригодным для проживания влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания в нем. Просил обязать Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа провести обследование жилого дома <...> на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 17 апреля 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик <...> Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поддерживает приводившиеся в возражение против иска доводы о том, что Управление согласно Положению о нем, осуществляет признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Талицкого городского округа непригодными для проживания. Данные полномочия выражаются лишь в осуществлении основной технической подготовки к заседанию комиссии и оформлении результатов работы комиссии, а также осуществлении приема документов, соблюдения сроков и правильности оформления. Управление не наделено полномочиями по проведению обследования жилых помещений на предмет признания их аварийными и подлежащими сносу. Данные полномочия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" закреплены за межведомственной комиссией. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления (л. д. <...>).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец Е. проживает в жилом доме <...>. Квартира N <...>, которую она занимает совместно со своей семьей, принадлежит ей на праве собственности.
Указанный многоквартирный жилой дом 1936 г. постройки, значится в реестре муниципальной собственности Талицкого городского округа, из шести расположенных в нем квартир пять находятся в частной собственности, одна (N <...>) - в муниципальной.
Истец Е., а также другие жильцы указанного дома неоднократно обращались в Управление топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа, Администрацию Талицкого городского округа, к председателю Думы Талицкого городского округа с заявлениями о создании комиссии по признанию дома ветхим и аварийным, а также в межведомственную комиссию по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с аналогичными заявлениями, в которых указывали на аварийное состояние дома, опасность проживания в нем, просили определить процент ветхости их дома. Обращение Е., направленное в адрес Администрации Президента Российской Федерации, было рассмотрено по поручению зам. председателя Правительства Свердловской области Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, в ответе от <...> N <...> заявителю сообщалось, что включение дома в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Свердловской области" может быть произведено только после признания его таковым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, поскольку дом, где она проживает, аварийным не признан, а также на территории ТГО не выполняются условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства, заявки на участие в региональной программе не представлено, включение дома в региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов не представляется возможным (л. д. <...>).
Заявление о рассмотрении на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу дома <...> направлялось в адрес Зам. главы ТГО, председателя межведомственной комиссии Д. исполняющей обязанности директора <...> З. <...> г. (л. д. <...>). <...> г. <...> был произведен осмотр дома, оформленный актом, с указанием на необходимость проведения капитального ремонта дома (л. д. <...>). С <...> г. управление домом осуществляет <...> по результатам осмотра дома в связи с принятием дома в управление <...> согласно акту от <...> г. дом находится в ветхом состоянии (л. д. <...>).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Согласно ст. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что в соответствии с Положением об Управлении топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа, утвержденным Решением Думы ТГО от <...> г. N <...>, Управление является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (п. 1.1.); решения Управления в пределах его компетенции обязательны для исполнения всеми участниками топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, строительного и инвестиционного процесса в пределах границ ТГО (п. 1.8.), к полномочиям управления относятся: осуществление признания в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Талицкого городского округа непригодными для проживания (п. 3.12.), осуществление в установленном законодательством порядке контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда; за соответствием жилых помещений и коммунальных услуг данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования (п. 3.13)
Как следует из материалов дела, Постановлением начальника Управления ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО от <...> г. N <...> утвержден состав межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу (приложение N 1 к Постановлению - в материалах дела отсутствует), а также Положение о работе указанной комиссии (приложение N 2 к Постановлению); согласно Положению межведомственная комиссия является постоянно действующей и создается при Управлении ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО в целях признания помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, на основании заключений и оценок соответствия помещений и домов установленным требованиям на территории ТГО (п. 1.1.). Комиссия работает на постоянной основе и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 и настоящим Положением. Основную техническую подготовку к заседанию комиссии и оформление результатов ее работы осуществляет УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО, которое несет ответственность за прием документов, правильность оформления, соблюдение сроков (п. 1.2.); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений, которое оформляется в виде протокола заседания комиссии, в т.ч. о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома ветхим и подлежащим реконструкции (п. 4.12.); по результатам работы комиссия составляет заключение, на основании которого УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости ремонтно-восстановительных работ (л. д. <...>).
Установив, что от жильцов дома <...>, управляющей организации в адрес уполномоченного органа направлялись обращения о проведении обследования дома межведомственной комиссией в целях признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, однако такие действия произведены не были, при этом согласно данным осмотра управляющей организации дом находится в ветхом состоянии, фундамент, стены, перекрытия имеют износ 70 - 75%, суд пришел к правильному выводу о бездействии органа местного самоуправления, нарушающем права и охраняемые законом интересы граждан, и обоснованно возложил на Управление ТЭК, ЖКХ и строительства ТГО обязанность по проведению обследования указанного жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по предъявленному иску, поскольку полномочия по проведению обследования многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции закреплены за межведомственной комиссией, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанная комиссия создана при Управлении, самостоятельным юридическим лицом и органом местного самоуправления не является, состав комиссии утверждается постановлением руководителя Управления, им же координируется и контролируется работа данной комиссии, на основании заключения комиссии Управлением издается распоряжение, определяющее дальнейшее использование помещений, сроки отселения или признание необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; само Управление как орган местного самоуправления в соответствии с Положением о нем наделено непосредственными полномочиями по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, за техническим состоянием жилищного фонда. Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик не представил доказательств, подтверждающих фактическое формирование указанной комиссии и утверждение ее персонального состава (в качестве приложения N 1 к Постановлению начальника УТЭК, ЖКХ и строительства ТГО от <...> N <...>), тем самым не доказал, что обязанность по проведению обследования многоквартирного дома решением суда может быть возложена на специально созданный орган, и такое решение будет являться исполнимым. С учетом изложенного судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения суда не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Талицкого районного суда Свердловской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗИНЧЕНКО И.П.

Судьи
ПРОТАСОВА М.М.
РОДИОНОВА Т.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)