Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2010 ПО ДЕЛУ N А72-8989/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2010 г. по делу N А72-8989/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономики Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 сентября 2009 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2009 г.
по делу N А72-8989/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилстройсервис", к и.о. министра экономики Ульяновской области, при участии в деле в качестве третьего лица Министерства экономики Ульяновской области, о признании незаконным и отмене предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилстройсервис" (далее - ООО "УК Жилстройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к и.о. министра экономики Ульяновской области, при участии в деле в качестве третьего лица Министерства экономики Ульяновской области, о признании незаконным и отмене предписания от 04 июня 2009 г. N 22.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 августа 2009 г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономики Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 сентября 2009 г. заявленные требования удовлетворены частично. Отменены пункт 1, подпункт 1 пункта 2, пункт 3 предписания и.о. министра экономики Ульяновской области от 04 июня 2009 г. N 22.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство экономики Ульяновской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что оспариваемое предписание в полном объеме обоснованно и соответствует закону.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения и.о. министра экономики Ульяновской области от 12 мая 2009 г. N 22 была проведена документарная проверка в отношении ООО "УК Жилстройсервис". По итогам проверки обществу выдано предписание от 04 июня 2009 г. N 22 (далее - предписание) о прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов, которое предписывает ООО "УК Жилстройсервис" следующее:
- - прекратить нарушение установленного ценообразования (пункт 1);
- - проводить расчеты с гражданами за услугу утилизации твердых бытовых отходов соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (подпункт 1 пункта 2);
- - проводить расчеты с гражданами за услугу горячего водоснабжения при двухтрубной системе теплоснабжения при базовом неизменном температурном режиме (подпункт 2 пункта 2);
- - о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области (пункт 3).
Вышеуказанное предписание было вынесено в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно части 17 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
В соответствии с вышеназванным Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу статьи 3 "Правил предоставления коммунальных услуг граждан", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Следовательно, в плату коммунальных услуг не входят сбор, вывоз, утилизация твердых бытовых отходов.
Постановлением Комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 27 сентября 2008 г. N 171/03-010/1 отдельной строкой был установлен тариф на утилизацию твердых бытовых отходов в сумме 9 руб. 12 коп. с человека в месяц.
Между ООО "УК Жилстройсервис" и ООО "Полигон", организацией оказывающей услуги по утилизации заключен договор от 01 марта 2009 г. N 01/15 ТБО на утилизацию твердых бытовых отходов. Оплата услуг, по вывозу твердых бытовых отходов исходя из числа, проживающих в жилом помещении граждан, согласована обществом с собственниками помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно указали на то, что предписание и.о. министра экономики Ульяновской области от 12 мая 2009 г. N 22 в части необходимости производить расчеты за услугу утилизации твердых бытовых отходов соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, противоречит законодательству Российской Федерации.
В предписании и.о. министра экономики Ульяновской области предписал ООО "УК Жилстройсервис" проводить расчеты с гражданами за услуги горячего водоснабжения при двухтрубной системе теплоснабжения при базовом неизменном температурном режиме (подпункт 2 пункта 2).
Подпункт 2 пункта 2 предписания судами не отменен, однако отмена пункта 1 и пункта 3 предписания делает невозможным выполнение требования подпункта 2 пункта 2.
Как усматривается из предписания для потребителей, подключенных к двухтрубной системе теплоснабжения, приготовление горячей воды для которых производиться в индивидуальных пунктах абонентов, расчеты осуществляются с учетом среднегодовой температуры горячей воды 75 градусов Цельсия. Однако при расчете размера платы граждан за горячее водоснабжение, общество применяет норматив потребления горячей воды 3.9 м. куб./чел. в месяц, который установлен постановлением Мэра г. Ульяновска от 19 сентября 2001 г. N 1499. Данный норматив рассчитан на температуру горячей воды у потребителей в 60 градусов Цельсия (примечание пункт 1 постановление Мэра г. Ульяновска от 19 сентября 2001 г. N 1499) при удельном расходе теплоносителя на ГВС 20 м. куб./Гкал.
Применение норматива подогрева воды до температуры свыше 60 градусов Цельсия, при сохранении величины норматива потребления горячей воды 3.9 куб. м./чел. в месяц привело к росту размера платы за горячее водоснабжение для населения в 2009 г. по отношению к 2008 г. на 144% (82,92 руб./м. куб.) с 01 января 2009 г. и на 142.4% (81,96 руб./м. куб.) с 01 февраля 2009 г.
Что не было предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Суд, рассматривая спор, ограничился оценкой применения базового температурного режима (в данном случае 75 градусов Цельсия).
При этом не дана оценка тарифам, т.е. обоснованности роста размера платы за горячее водоснабжение при применении норматива подогрева воды до температуры свыше 60 градусов Цельсия.
Следовательно, суд кассационной инстанции в этой части считает, что обстоятельства дела по существу не были предметом судебного разбирательства и считает необходимым дело в этой части направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 сентября 2009 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2009 г. по делу N А72-8989/2009 в части признания недействительным пункта 1, пункта 3 и в части отказа в удовлетворении подпункта 2 пункта 2 предписания Министерства экономики Ульяновской области от 04 июня 2009 г. N 22 отменить, кассационную жалобу Министерства экономики Ульяновской области удовлетворить частично. Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)