Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Лаврентьевой М.Н.,
Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 июня 2002 г. гражданское дело по жалобам Б. и Б. о признании частично недействительными Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1099, по кассационной жалобе Б. на решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2002 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее - Правила).
Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пунктов 1.1 и 1.3 вышеуказанных Правил, ссылаясь на их несоответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации. В жалобе указано, что оспариваемые положения нормативного акта ограничивают право заявительницы на заключение публичного договора с энергоснабжающей организацией.
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным пункта 2.7 Правил в части наделения органов местного самоуправления правом устанавливать перечень отклонений качества коммунальных услуг от нормативного и соответствующее снижение оплаты.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что пункт 2.7 Правил противоречит ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и нарушает право Б. на получение коммунальных услуг, а также право на осуществление власти через органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законами.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Б. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии закону оспоренных пунктов Правил, а также на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В оспоренном пункте 1.1 Правил предусмотрено, что они разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации (далее - услуги).
Согласно статье 38 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указанные обстоятельства опровергают довод заявителей о том, что, утверждая Правила, Правительство РФ якобы вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Пункт 1.3 Правил предусматривает, что они действуют на всей территории Российской Федерации и распространяются на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Вывод суда о том, что обеспечение нанимателя жилого помещения (а заявитель Б. является нанимателем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде) электрической и тепловой энергией представляет собой именно коммунальной услугой, основанной на договоре найма жилого помещения, подтверждается положениями ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также пункта 2 ст. 676 ГК РФ.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РСФСР плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Указанные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том, что получаемая нанимателями жилого помещения "энергия" в рассматриваемом случае не может являться для них товаром.
Признавая законными оспоренные положения Правил, Верховный Суд Российской Федерации также правильно указал в решении на то, что в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Указанное оборудование принадлежит собственнику жилого дома. У нанимателя же, проживающего в доме государственного или муниципального жилищного фонда, отсутствует энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, при наличии которого закон допускает возможность заключения договора электроснабжения (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б. не может выступать в качестве стороны (абонента) договора энергоснабжения, в связи с чем правильно указал на соответствие пунктов 1.1 и 1.3 Правил статьям 539 - 548 ГК РФ.
На предположении построено и утверждение представителя Б. - С. о противоречии закрепленных в п. 1.1 Правил понятий "исполнитель" и "потребитель" аналогичным понятиям, приведенным в Законе РФ "О защите прав потребителей".
Пунктом 2.7 Правил предусмотрено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается. Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления.
Мотивы, по которым суд признал соответствующим закону данного пункта Правил, изложены в судебном решении.
В кассационном порядке решение в приведенной части не обжаловано.
Оспаривая судебное решение, Б. излагает в кассационной жалобе те же доводы, которые были выдвинуты ею и ее представителем - С. в суде первой инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации привел в своем решении нормы закона, которым объективно соответствуют оспоренные положения Правил, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены законного решения суда.
Ни на чем не основан и довод в кассационной жалобе о том, что квалификацию договоров по энергоснабжению суд должен был производить не на положениях Жилищного кодекса РФ, а лишь на нормах ГК РФ, при том, что сама Б. (как это отмечено выше) является нанимателем жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Данной норме закона (по изложенным выше мотивам) не противоречат оспоренные положения Правил, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на неприменение судом указанной нормы закона не свидетельствует о незаконности решения суда.
Другие доводы в кассационной жалобе правильно признаны несостоятельными при их проверке судом первой инстанции.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба Б. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.06.2002 N КАС02-285
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2002 г. N КАС02-285
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Лаврентьевой М.Н.,
Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 июня 2002 г. гражданское дело по жалобам Б. и Б. о признании частично недействительными Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1099, по кассационной жалобе Б. на решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2002 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (далее - Правила).
Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пунктов 1.1 и 1.3 вышеуказанных Правил, ссылаясь на их несоответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации. В жалобе указано, что оспариваемые положения нормативного акта ограничивают право заявительницы на заключение публичного договора с энергоснабжающей организацией.
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительным пункта 2.7 Правил в части наделения органов местного самоуправления правом устанавливать перечень отклонений качества коммунальных услуг от нормативного и соответствующее снижение оплаты.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что пункт 2.7 Правил противоречит ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и нарушает право Б. на получение коммунальных услуг, а также право на осуществление власти через органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с законами.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Б. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии закону оспоренных пунктов Правил, а также на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В оспоренном пункте 1.1 Правил предусмотрено, что они разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации (далее - услуги).
Согласно статье 38 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
Указанные обстоятельства опровергают довод заявителей о том, что, утверждая Правила, Правительство РФ якобы вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Пункт 1.3 Правил предусматривает, что они действуют на всей территории Российской Федерации и распространяются на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Вывод суда о том, что обеспечение нанимателя жилого помещения (а заявитель Б. является нанимателем жилого помещения в муниципальном жилищном фонде) электрической и тепловой энергией представляет собой именно коммунальной услугой, основанной на договоре найма жилого помещения, подтверждается положениями ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также пункта 2 ст. 676 ГК РФ.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РСФСР плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Указанные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том, что получаемая нанимателями жилого помещения "энергия" в рассматриваемом случае не может являться для них товаром.
Признавая законными оспоренные положения Правил, Верховный Суд Российской Федерации также правильно указал в решении на то, что в соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Указанное оборудование принадлежит собственнику жилого дома. У нанимателя же, проживающего в доме государственного или муниципального жилищного фонда, отсутствует энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, при наличии которого закон допускает возможность заключения договора электроснабжения (п. 2 ст. 539 ГК РФ).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б. не может выступать в качестве стороны (абонента) договора энергоснабжения, в связи с чем правильно указал на соответствие пунктов 1.1 и 1.3 Правил статьям 539 - 548 ГК РФ.
На предположении построено и утверждение представителя Б. - С. о противоречии закрепленных в п. 1.1 Правил понятий "исполнитель" и "потребитель" аналогичным понятиям, приведенным в Законе РФ "О защите прав потребителей".
Пунктом 2.7 Правил предусмотрено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается. Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления.
Мотивы, по которым суд признал соответствующим закону данного пункта Правил, изложены в судебном решении.
В кассационном порядке решение в приведенной части не обжаловано.
Оспаривая судебное решение, Б. излагает в кассационной жалобе те же доводы, которые были выдвинуты ею и ее представителем - С. в суде первой инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации привел в своем решении нормы закона, которым объективно соответствуют оспоренные положения Правил, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены законного решения суда.
Ни на чем не основан и довод в кассационной жалобе о том, что квалификацию договоров по энергоснабжению суд должен был производить не на положениях Жилищного кодекса РФ, а лишь на нормах ГК РФ, при том, что сама Б. (как это отмечено выше) является нанимателем жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Данной норме закона (по изложенным выше мотивам) не противоречат оспоренные положения Правил, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на неприменение судом указанной нормы закона не свидетельствует о незаконности решения суда.
Другие доводы в кассационной жалобе правильно признаны несостоятельными при их проверке судом первой инстанции.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная жалоба Б. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)