Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Рассмотрение дела начато 20.07.2011 года,
В заседании объявлен перерыв до 26 июля 2011 года до 15 часов 50 минут,
С 26 июля 2011 года до 27 июля 2011 года 11 часов 30 минут,
Заседание продолжено 27 июля 2011 года в 11 часов 30 минут,
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей А.Ю. Самохваловой, Н.А. Клочковой,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания А.С. Богатыревым,
при участии в заседании:
от истца - Шельпяков А.В., доверенность от 25.02.2011 года, Никишина О.В., доверенность от 23.07.2010 года,
от ответчика - Липунова С.И., доверенность от 26.01.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (г. Саратов) на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2010 года по делу N А57-12461/2010 (судья П.М. Безруков)
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (г. Саратов),
к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (г. Саратов),
о взыскании неосновательного обогащения.
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (Ответчик) о взыскании, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, неосновательно полученных денежных средств по договорам N 296, 296/в от 01 января 2007 года в сумме - 1 953 791 рубль 39 копеек за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2010 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд 1 инстанции пришел к выводу о том, что Ассоциация является ненадлежащим истцом по делу.
Истец с принятым решением не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ассоциация считает, что материалами дела подтверждается неосновательное обогащение ответчика за счет в заявленной сумме.
Стороны о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представители сторон в заседание явились.
Представители Ассоциации в заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просят решение отменить, жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Ответчика возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что решение судом первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права. Возражения ответчика изложены в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу, что потерпевшей стороной в спорных правоотношениях являются жильцы многоквартирных домов, а Ассоциация не имеет полномочий на истребование спорных денежных средств от Ответчика.
Однако судом первой инстанции при вынесении решения не учтено следующие обстоятельства
Ассоциация ТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, созданная в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья". Ассоциация учреждена товариществами собственников жилья для содействия ее членам достижения целей по обеспечения жилищно-коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1, 3.3 Устава).
17 ноября 2003 года Ассоциация зарегистрирована в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова.
Учредителями (членами) Ассоциации являются 17 товариществ собственников жилья Ленинского района, а именно: "Уфимский", "Тархова", "Молодежный-1", "Чехов", "Бардино", "Бардинский", "Электронник-1", "Батавинский-1", "Уют-1", "Антоновское", "Сатурн-1", "Темп 2004", "Днепр 2004", "Топольчанский", "Дом", "5-Микрорайон" и "Техстекло".
Ассоциация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, руководствуясь при этом статьей 142 ЖК РФ, в соответствии с которой, два и более товарищества собственников жилья могут создавать объединения товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 ЖК РФ к деятельности таких объединений применяются нормы закона, регулирующие правоотношения и деятельность товариществ собственников жилья.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способом управления многоквартирными домами, входящими в состав 17-ти товариществ собственников жилья, являющихся учредителями (участниками) Ассоциации является - управление товариществом собственников жилья.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ - товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами.
Данная обязанность также закреплена пунктом 3.3 Устава Ассоциации.
При этом, каких-либо дополнительных полномочий Ассоциации в силу пункта 8 статьи 138 ЖК РФ для представления в судах интересов собственников помещений, как это ошибочно посчитал суд первой инстанции не требуется.
Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2345/10 от 15 июля 2010 года.
Ассоциация во исполнение возложенных на нее обязанностей по обеспечению ее членов жилищно-коммунальными услугами (пункт 3.1 Устава) заключила договора с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
При этом в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года Ассоциация (как ТСЖ) является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг.
01 января 2007 года между Ответчиком и Ассоциацией были заключены договора энергоснабжения N 296, N 296/в на снабжение электрической энергией, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Ассоциации (далее по тексту - "электроэнергия мест общего пользования").
Данный коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации Ассоциацией, как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пунктам 1.1, 3.1 указанных договоров поставщик осуществляет продажу (поставку) электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию по ценам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, а также по нерегулируемым ценам в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Договора вступили в силу с 01 января 2007 года и действовали в спорный период.
Согласно Постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 16/1 от 21 ноября 2006 года действовали следующие тарифы на электроэнергию, для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами тариф равен - 1,38 руб./кВт.ч, для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными плитами тариф равен - 0,96 руб./кВт.ч.
В соответствии с пунктом 3.10 договоров N 296, N 296/в от 01.01.2007 года плата за электроэнергию производилась путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика на основании выставленных счетов-фактур.
Ассоциация в спорный период осуществляла оплату за электрическую энергию мест общего пользования на расчетный счет Ответчика, как напрямую, так и через ООО "Центр начисления", с которым у Ассоциации заключен договор N 02/09 от 01 сентября 2006 года на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию.
Предметом данного договора является обязанность ООО "Центр начисления" осуществлять прием и перечисление напрямую (минуя Ассоциацию), в том числе на расчетный счет Ответчика платежей населения (проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении Ассоциации), в том числе и за электрическую энергию мест общего пользования.
Всего на расчетный счет Ответчика за электрическую энергию мест общего пользования Ассоциацией по выставленным счетам-фактурам платежными поручениями было перечислено - 5 389 667 рублей 79 копеек.
При этом Ответчик расчет объема потребленной электрической энергии мест общего пользования, по договорам N 296, N 296/в от 01.01.2007 года в период с 01 октября по 31 декабря 2007 года, производил:
- по многоквартирным домам, где установлены общедомовые приборы учета электроэнергии мест общего пользования - по показаниям приборов учета;
- по многоквартирным домам, где не установлены общедомовые приборы учета электроэнергии мест общего пользования - по "установленной мощности", то есть исходя из работы электрооборудования (светильников, лифтов) непрерывно в течение 16 часов.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что данные ежемесячные расчеты по домам, где отсутствовали общедомовые приборы учета электроэнергии мест общего пользования произведены с нарушением норм жилищного законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума N 57 от 05 октября 2007 года, согласно которой из толкования норм приведенных в статьях 135, 137 ЖК РФ обязательства Ассоциации перед ресурсоснабжающей организацией, не могут быть большими, чем в случае заключения этой организацией прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 февраля 2011 года по делу А57-7732/2010, с участием тех же сторон, по спору связанного с исполнением договора N 296 от 01.01.2007 года определено, что пункт 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530 (далее - "Правила N 530") исключает граждан-потребителей из числа лиц, учет потребления электрической энергии которыми осуществляется расчетным способом, а пункт 147 предусматривает для определения объема электрической энергии, потребленной гражданами в отсутствие приборов учета применения нормативов, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
19 июля 2006 года принято постановление Саратовской областной Думы N 57-2282 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области".
Данным постановлением, в частности, закреплено разграничение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электрической энергии в зависимости от проживания этих граждан (потребителей) в многоквартирных домах с лифтами и без лифтов.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод Ассоциации о том, что при расчете количества потребленной электрической энергии мест общего пользования по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, следует применять величину - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека по домам без лифтового оборудования и 14 кВт.ч в месяц в домах, оборудованных лифтами, исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 108 Правил N 530 поставка электрической энергии гражданам-потребителям в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 Правил N 530, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 89 Правил N 530 функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.
Таким образом, действующим законодательством установлена оплата электроэнергии в объеме фактического потребления, а для исполнителя коммунальной услуги - в объемах, необходимых для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.
Аналогичные требования содержатся и в статье 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - "Правила N 307") не предусматривается расчет размера платы за электроэнергию при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета.
Утвержденные постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии", также не содержат четкого норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, что создает пробел в законодательстве: с одной стороны - существует обязательство по оплате потребленной (в том числе и на общедомовые нужды) электроэнергии, а с другой стороны - отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы потребления коммунальных услуг.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае необходимо применить положение статьи 6 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - "Правила N 306").
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306, устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 25 приложения к Правилам N 306 - расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Также в утвержденных постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии" можно проследить разницу в 7 кВт.ч между домами без лифтового оборудования и домами с лифтовым оборудованием.
Данный вывод сформулирован и в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2010 года по делу А57-19630/2009 и от 21 декабря 2010 года по делу А57-19631/2009.
Более того, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмом N 1396/3 от 30 сентября 2010 года и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письмом N 10396 от 07 октября 2010 года подтвердили, что постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года установлены нормативы, в которые уже включены расходы на электрическую энергию для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; - в отношении лифтового оборудования, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Исходя из принципа признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством правоотношений, требований разумности и справедливости закрепленных частью 1 статьи 1 и частью 2 статьи 7 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что если для граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета установлены расходы на электрическую энергию мест общего пользования в объеме - 7 кВт.ч. в месяц на 1 человека в домах без лифтового оборудования и в объеме - 14 кВт.ч в месяц в домах, оборудованных лифтами, то соответственно эти же величины применимы и при расчете количества электроэнергии мест общего пользования для граждан, имеющих индивидуальные приборы учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 421, 422 ГК РФ - договор не должен противоречить закону, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ - договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Таким образом, объемы поставленной электроэнергии мест общего пользования должны рассчитываться на основании приборов учета электроэнергии, а, где отсутствуют приборы учета электроэнергии мест общего пользования расчет объема потребленной электроэнергии на места общего пользования должен производится исходя из вышеприведенных величин, а не рассчитываемой Ответчиком "по установленной мощности", то есть исходя из работы электрооборудования (светильников, лифтов) непрерывно в течение 16 часов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает правомерным возражения Истца о том, что Ответчик в спорный период при определении стоимости потребленной Ассоциацией электроэнергии мест общего пользования должен был производить вычеты сумм установленных, исходя из количества граждан, у которых отсутствовали приборы учета, умноженную на норматив для этих граждан, в зависимости от степени благоустройства дома (есть лифт, или его нет; оборудован дом стационарными электрическими плитами, или нет) и умноженную на тариф.
Однако Ответчик это не производил.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается сторонами, именно Ответчик гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении Ассоциации по абонентским книжкам напрямую (минуя Ассоциацию) в спорный период производил учет, начисление и сбор платы за электроэнергию для бытовых нужд граждан.
В то же время Ответчик в спорный период, ежемесячно выставлял Истцу к оплате счета-фактуры, в которых указывался общий объем потребленной электроэнергии мест общего пользования, который Истец и оплачивал.
Суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что в данных обстоятельствах со стороны Ответчика имеет место частичное задвоение платы за электроэнергию мест общего пользования исходя из следующего.
Сторонами не оспаривается, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района, имеются потребители, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электроэнергии. Сведения о количестве данных потребителей предоставлены Ответчиком за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года и Истец с ними согласен.
В силу статьи 70 АПК РФ данные обстоятельства принимаются судом апелляционной инстанции в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.
В соответствии с разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации N 24896/ЛС/14 от 22 июня 2010 года - "в случае если энергосбытовая организация получает плату за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, то соответственно плата за расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, также вносится энергосбытовой организации в составе платы за коммунальную услугу электроснабжение".
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмом N 1396/3 от 30 сентября 2010 года и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письмом N 10396 от 07 октября 2010 года подтвердили, что постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года установлены нормативы, в которые уже включены расходы на электрическую энергию для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; - в отношении лифтового оборудования, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Таким образом, у Ответчика отсутствовала обязанность по оплате за электроэнергию мест общего пользования за граждан, проживающих в квартирах, не оборудованными индивидуальными приборами учета, так как данная категория потребителей эту услугу должна самостоятельно оплачивать в составе нормативов, утвержденных постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года.
Судом отклоняется довод Ответчика о том, что в спорных правоотношениях не применимы нормативы установленные подпунктом 2 пункта 1 Приложения к постановлению Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года для многоквартирных домов с лифтовым оборудованием, так как оплата электроэнергии, используемой на его работу была включена в структуру платы за "содержание жилого помещения".
Подпунктом 2 пункта 1 Приложения к постановлению Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии для многоквартирных домов с лифтовым оборудованием, при отсутствии в структуре платы за содержание жилого помещения оплаты электроэнергии, используемой на оплату лифтового оборудования.
При этом, необходимым условием для применения данных нормативов является отсутствие в структуре платы за "содержание жилого помещения" расходов на оплату электроэнергии используемой на работу лифтового оборудования.
В материалы дела представлены доказательства - справки председателей правлений всех 17-ти товариществ собственников жилья, входящих в состав участников (учредителей) Ассоциации, с приложением протоколов общих собраний также всех членов 17-ти товариществ собственников жилья от января 2006 года.
В соответствии с данными решениями с 2006 года в структуру платы за "содержание лифта" не входит оплата электроэнергии, расходуемой на работу лифтового оборудования. Также установлено, что расходы по оплате электрической энергии для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома (приборы освещения, лифтовое оборудование, диспетчерская связь, системы автоматики пожаротушения и систем телекоммуникаций, домофоны и работа подкачивающих насосов) не входят в состав платы за содержание жилья и отдельно оплачиваются собственниками (нанимателями) жилых и нежилых помещений.
Таким образом, в связи с принятыми решениями в спорный период в структуру платы за содержание жилого помещения оплата электроэнергии, используемой на работу лифтового оборудования, не включалась.
Согласно разъяснению Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007 года используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Данные разъяснения даны Министерством регионального развития РФ, как органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, давать от его имени разъяснения по вопросам применения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8 Постановления Правительства N 491 от 13 августа 2006 г.).
Таким образом, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Соответственно, оплата электроэнергии, расходуемой на работу лифтового оборудования в структуру платы за содержание жилого помещения в силу вышеуказанных норм жилищного законодательства включатся не может, что и закреплено в январе 2006 года решениями общих собраний всех членов 17-ти товариществ собственников жилья, входящих в состав Ассоциации.
Данные решения действуют и никем не оспорены.
Согласно имеющихся в материалах дела платежными поручениями на расчетный счет Ответчика за электрическую энергию мест общего пользования, потребленную в период с 01 октября по 31 декабря 2007 года Ассоциацией перечислено - 5 389 667 рублей 79 копеек.
Ответчиком данная сумма не оспаривается, однако им оспаривается суммы исковых требований, в связи, с чем судом апелляционной инстанции определением от 11.04.2011 года была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза.
Проведение экспертизы было поручено Экспертно-криминалистическому центру ГУВД Саратовской области.
Согласно заключению эксперта N 45 от 23.06.2011 года сумма, оплаченная Ассоциацией за электроэнергию мест общего пользования за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года составила - 5 389 667 рублей 79 копеек, а сумма обязательств Ассоциации перед Ответчиком составила - 3 438 611 рублей 65 копеек. Соответственно сумма переплаты со стороны Ассоциации за электрическую энергию мест общего пользования по всем домам, находящимся в ее управлении за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года составила - 1 951 056 рублей 14 копеек.
Ответчиком заключение эксперта не оспорено, других доказательств суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ - лицо, которое без установленных законом или сделкой без оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статья 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 Гражданского кодекса РФ, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии с пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 49 от 11 января 2000 года "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" - правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Суд апелляционной инстанции считает, что Ассоциация необоснованно перечислила Ответчику по договорам N 296, 296/в от 01 января 2007 года в сумме - 1 951 056 рублей 14 копеек за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года, которые и подлежат взысканию с ответчика.
В остальной части иска в сумме - 2 735 рублей 25 копеек следует отказать.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по проведению экспертизы отнести на ответчика соразмерно удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2010 года по делу N А57-12461/2010 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - 1 951 056, 14 рублей долга, 99 900 рублей расходов по оплате экспертизы, 1996 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме - 32 498 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявшего решение, в порядке, предусмотренном статьями 188, 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2011 ПО ДЕЛУ N А57-12461/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. по делу N А57-12461/2010
Рассмотрение дела начато 20.07.2011 года,
В заседании объявлен перерыв до 26 июля 2011 года до 15 часов 50 минут,
С 26 июля 2011 года до 27 июля 2011 года 11 часов 30 минут,
Заседание продолжено 27 июля 2011 года в 11 часов 30 минут,
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей А.Ю. Самохваловой, Н.А. Клочковой,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания А.С. Богатыревым,
при участии в заседании:
от истца - Шельпяков А.В., доверенность от 25.02.2011 года, Никишина О.В., доверенность от 23.07.2010 года,
от ответчика - Липунова С.И., доверенность от 26.01.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (г. Саратов) на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2010 года по делу N А57-12461/2010 (судья П.М. Безруков)
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (г. Саратов),
к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (г. Саратов),
о взыскании неосновательного обогащения.
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (Ответчик) о взыскании, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, неосновательно полученных денежных средств по договорам N 296, 296/в от 01 января 2007 года в сумме - 1 953 791 рубль 39 копеек за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2010 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд 1 инстанции пришел к выводу о том, что Ассоциация является ненадлежащим истцом по делу.
Истец с принятым решением не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ассоциация считает, что материалами дела подтверждается неосновательное обогащение ответчика за счет в заявленной сумме.
Стороны о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представители сторон в заседание явились.
Представители Ассоциации в заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просят решение отменить, жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Ответчика возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что решение судом первой инстанции принято с соблюдением норм материального и процессуального права. Возражения ответчика изложены в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу, что потерпевшей стороной в спорных правоотношениях являются жильцы многоквартирных домов, а Ассоциация не имеет полномочий на истребование спорных денежных средств от Ответчика.
Однако судом первой инстанции при вынесении решения не учтено следующие обстоятельства
Ассоциация ТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, созданная в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья". Ассоциация учреждена товариществами собственников жилья для содействия ее членам достижения целей по обеспечения жилищно-коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1, 3.3 Устава).
17 ноября 2003 года Ассоциация зарегистрирована в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова.
Учредителями (членами) Ассоциации являются 17 товариществ собственников жилья Ленинского района, а именно: "Уфимский", "Тархова", "Молодежный-1", "Чехов", "Бардино", "Бардинский", "Электронник-1", "Батавинский-1", "Уют-1", "Антоновское", "Сатурн-1", "Темп 2004", "Днепр 2004", "Топольчанский", "Дом", "5-Микрорайон" и "Техстекло".
Ассоциация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, руководствуясь при этом статьей 142 ЖК РФ, в соответствии с которой, два и более товарищества собственников жилья могут создавать объединения товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 ЖК РФ к деятельности таких объединений применяются нормы закона, регулирующие правоотношения и деятельность товариществ собственников жилья.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способом управления многоквартирными домами, входящими в состав 17-ти товариществ собственников жилья, являющихся учредителями (участниками) Ассоциации является - управление товариществом собственников жилья.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ - товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами.
Данная обязанность также закреплена пунктом 3.3 Устава Ассоциации.
При этом, каких-либо дополнительных полномочий Ассоциации в силу пункта 8 статьи 138 ЖК РФ для представления в судах интересов собственников помещений, как это ошибочно посчитал суд первой инстанции не требуется.
Данная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2345/10 от 15 июля 2010 года.
Ассоциация во исполнение возложенных на нее обязанностей по обеспечению ее членов жилищно-коммунальными услугами (пункт 3.1 Устава) заключила договора с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
При этом в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года Ассоциация (как ТСЖ) является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг.
01 января 2007 года между Ответчиком и Ассоциацией были заключены договора энергоснабжения N 296, N 296/в на снабжение электрической энергией, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Ассоциации (далее по тексту - "электроэнергия мест общего пользования").
Данный коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации Ассоциацией, как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пунктам 1.1, 3.1 указанных договоров поставщик осуществляет продажу (поставку) электрической энергии, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию по ценам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, а также по нерегулируемым ценам в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Договора вступили в силу с 01 января 2007 года и действовали в спорный период.
Согласно Постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области N 16/1 от 21 ноября 2006 года действовали следующие тарифы на электроэнергию, для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами тариф равен - 1,38 руб./кВт.ч, для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными плитами тариф равен - 0,96 руб./кВт.ч.
В соответствии с пунктом 3.10 договоров N 296, N 296/в от 01.01.2007 года плата за электроэнергию производилась путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика на основании выставленных счетов-фактур.
Ассоциация в спорный период осуществляла оплату за электрическую энергию мест общего пользования на расчетный счет Ответчика, как напрямую, так и через ООО "Центр начисления", с которым у Ассоциации заключен договор N 02/09 от 01 сентября 2006 года на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию.
Предметом данного договора является обязанность ООО "Центр начисления" осуществлять прием и перечисление напрямую (минуя Ассоциацию), в том числе на расчетный счет Ответчика платежей населения (проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении Ассоциации), в том числе и за электрическую энергию мест общего пользования.
Всего на расчетный счет Ответчика за электрическую энергию мест общего пользования Ассоциацией по выставленным счетам-фактурам платежными поручениями было перечислено - 5 389 667 рублей 79 копеек.
При этом Ответчик расчет объема потребленной электрической энергии мест общего пользования, по договорам N 296, N 296/в от 01.01.2007 года в период с 01 октября по 31 декабря 2007 года, производил:
- по многоквартирным домам, где установлены общедомовые приборы учета электроэнергии мест общего пользования - по показаниям приборов учета;
- по многоквартирным домам, где не установлены общедомовые приборы учета электроэнергии мест общего пользования - по "установленной мощности", то есть исходя из работы электрооборудования (светильников, лифтов) непрерывно в течение 16 часов.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что данные ежемесячные расчеты по домам, где отсутствовали общедомовые приборы учета электроэнергии мест общего пользования произведены с нарушением норм жилищного законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума N 57 от 05 октября 2007 года, согласно которой из толкования норм приведенных в статьях 135, 137 ЖК РФ обязательства Ассоциации перед ресурсоснабжающей организацией, не могут быть большими, чем в случае заключения этой организацией прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 февраля 2011 года по делу А57-7732/2010, с участием тех же сторон, по спору связанного с исполнением договора N 296 от 01.01.2007 года определено, что пункт 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530 (далее - "Правила N 530") исключает граждан-потребителей из числа лиц, учет потребления электрической энергии которыми осуществляется расчетным способом, а пункт 147 предусматривает для определения объема электрической энергии, потребленной гражданами в отсутствие приборов учета применения нормативов, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
19 июля 2006 года принято постановление Саратовской областной Думы N 57-2282 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области".
Данным постановлением, в частности, закреплено разграничение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электрической энергии в зависимости от проживания этих граждан (потребителей) в многоквартирных домах с лифтами и без лифтов.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод Ассоциации о том, что при расчете количества потребленной электрической энергии мест общего пользования по домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, следует применять величину - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека по домам без лифтового оборудования и 14 кВт.ч в месяц в домах, оборудованных лифтами, исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 108 Правил N 530 поставка электрической энергии гражданам-потребителям в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 Правил N 530, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 89 Правил N 530 функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.
Таким образом, действующим законодательством установлена оплата электроэнергии в объеме фактического потребления, а для исполнителя коммунальной услуги - в объемах, необходимых для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.
Аналогичные требования содержатся и в статье 157 Жилищного кодекса РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - "Правила N 307") не предусматривается расчет размера платы за электроэнергию при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета.
Утвержденные постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии", также не содержат четкого норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, что создает пробел в законодательстве: с одной стороны - существует обязательство по оплате потребленной (в том числе и на общедомовые нужды) электроэнергии, а с другой стороны - отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы потребления коммунальных услуг.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае необходимо применить положение статьи 6 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - "Правила N 306").
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306, устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 25 приложения к Правилам N 306 - расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Также в утвержденных постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии" можно проследить разницу в 7 кВт.ч между домами без лифтового оборудования и домами с лифтовым оборудованием.
Данный вывод сформулирован и в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 декабря 2010 года по делу А57-19630/2009 и от 21 декабря 2010 года по делу А57-19631/2009.
Более того, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмом N 1396/3 от 30 сентября 2010 года и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письмом N 10396 от 07 октября 2010 года подтвердили, что постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года установлены нормативы, в которые уже включены расходы на электрическую энергию для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; - в отношении лифтового оборудования, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Исходя из принципа признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством правоотношений, требований разумности и справедливости закрепленных частью 1 статьи 1 и частью 2 статьи 7 Жилищного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что если для граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета установлены расходы на электрическую энергию мест общего пользования в объеме - 7 кВт.ч. в месяц на 1 человека в домах без лифтового оборудования и в объеме - 14 кВт.ч в месяц в домах, оборудованных лифтами, то соответственно эти же величины применимы и при расчете количества электроэнергии мест общего пользования для граждан, имеющих индивидуальные приборы учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 421, 422 ГК РФ - договор не должен противоречить закону, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ - договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Таким образом, объемы поставленной электроэнергии мест общего пользования должны рассчитываться на основании приборов учета электроэнергии, а, где отсутствуют приборы учета электроэнергии мест общего пользования расчет объема потребленной электроэнергии на места общего пользования должен производится исходя из вышеприведенных величин, а не рассчитываемой Ответчиком "по установленной мощности", то есть исходя из работы электрооборудования (светильников, лифтов) непрерывно в течение 16 часов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает правомерным возражения Истца о том, что Ответчик в спорный период при определении стоимости потребленной Ассоциацией электроэнергии мест общего пользования должен был производить вычеты сумм установленных, исходя из количества граждан, у которых отсутствовали приборы учета, умноженную на норматив для этих граждан, в зависимости от степени благоустройства дома (есть лифт, или его нет; оборудован дом стационарными электрическими плитами, или нет) и умноженную на тариф.
Однако Ответчик это не производил.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривается сторонами, именно Ответчик гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении Ассоциации по абонентским книжкам напрямую (минуя Ассоциацию) в спорный период производил учет, начисление и сбор платы за электроэнергию для бытовых нужд граждан.
В то же время Ответчик в спорный период, ежемесячно выставлял Истцу к оплате счета-фактуры, в которых указывался общий объем потребленной электроэнергии мест общего пользования, который Истец и оплачивал.
Суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что в данных обстоятельствах со стороны Ответчика имеет место частичное задвоение платы за электроэнергию мест общего пользования исходя из следующего.
Сторонами не оспаривается, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района, имеются потребители, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электроэнергии. Сведения о количестве данных потребителей предоставлены Ответчиком за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года и Истец с ними согласен.
В силу статьи 70 АПК РФ данные обстоятельства принимаются судом апелляционной инстанции в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания.
В соответствии с разъяснением Министерства регионального развития Российской Федерации N 24896/ЛС/14 от 22 июня 2010 года - "в случае если энергосбытовая организация получает плату за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, то соответственно плата за расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, также вносится энергосбытовой организации в составе платы за коммунальную услугу электроснабжение".
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмом N 1396/3 от 30 сентября 2010 года и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письмом N 10396 от 07 октября 2010 года подтвердили, что постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года установлены нормативы, в которые уже включены расходы на электрическую энергию для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; - в отношении лифтового оборудования, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Таким образом, у Ответчика отсутствовала обязанность по оплате за электроэнергию мест общего пользования за граждан, проживающих в квартирах, не оборудованными индивидуальными приборами учета, так как данная категория потребителей эту услугу должна самостоятельно оплачивать в составе нормативов, утвержденных постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года.
Судом отклоняется довод Ответчика о том, что в спорных правоотношениях не применимы нормативы установленные подпунктом 2 пункта 1 Приложения к постановлению Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года для многоквартирных домов с лифтовым оборудованием, так как оплата электроэнергии, используемой на его работу была включена в структуру платы за "содержание жилого помещения".
Подпунктом 2 пункта 1 Приложения к постановлению Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии для многоквартирных домов с лифтовым оборудованием, при отсутствии в структуре платы за содержание жилого помещения оплаты электроэнергии, используемой на оплату лифтового оборудования.
При этом, необходимым условием для применения данных нормативов является отсутствие в структуре платы за "содержание жилого помещения" расходов на оплату электроэнергии используемой на работу лифтового оборудования.
В материалы дела представлены доказательства - справки председателей правлений всех 17-ти товариществ собственников жилья, входящих в состав участников (учредителей) Ассоциации, с приложением протоколов общих собраний также всех членов 17-ти товариществ собственников жилья от января 2006 года.
В соответствии с данными решениями с 2006 года в структуру платы за "содержание лифта" не входит оплата электроэнергии, расходуемой на работу лифтового оборудования. Также установлено, что расходы по оплате электрической энергии для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома (приборы освещения, лифтовое оборудование, диспетчерская связь, системы автоматики пожаротушения и систем телекоммуникаций, домофоны и работа подкачивающих насосов) не входят в состав платы за содержание жилья и отдельно оплачиваются собственниками (нанимателями) жилых и нежилых помещений.
Таким образом, в связи с принятыми решениями в спорный период в структуру платы за содержание жилого помещения оплата электроэнергии, используемой на работу лифтового оборудования, не включалась.
Согласно разъяснению Министерства регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07 от 18.06.2007 года используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Данные разъяснения даны Министерством регионального развития РФ, как органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, давать от его имени разъяснения по вопросам применения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8 Постановления Правительства N 491 от 13 августа 2006 г.).
Таким образом, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Соответственно, оплата электроэнергии, расходуемой на работу лифтового оборудования в структуру платы за содержание жилого помещения в силу вышеуказанных норм жилищного законодательства включатся не может, что и закреплено в январе 2006 года решениями общих собраний всех членов 17-ти товариществ собственников жилья, входящих в состав Ассоциации.
Данные решения действуют и никем не оспорены.
Согласно имеющихся в материалах дела платежными поручениями на расчетный счет Ответчика за электрическую энергию мест общего пользования, потребленную в период с 01 октября по 31 декабря 2007 года Ассоциацией перечислено - 5 389 667 рублей 79 копеек.
Ответчиком данная сумма не оспаривается, однако им оспаривается суммы исковых требований, в связи, с чем судом апелляционной инстанции определением от 11.04.2011 года была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза.
Проведение экспертизы было поручено Экспертно-криминалистическому центру ГУВД Саратовской области.
Согласно заключению эксперта N 45 от 23.06.2011 года сумма, оплаченная Ассоциацией за электроэнергию мест общего пользования за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года составила - 5 389 667 рублей 79 копеек, а сумма обязательств Ассоциации перед Ответчиком составила - 3 438 611 рублей 65 копеек. Соответственно сумма переплаты со стороны Ассоциации за электрическую энергию мест общего пользования по всем домам, находящимся в ее управлении за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года составила - 1 951 056 рублей 14 копеек.
Ответчиком заключение эксперта не оспорено, других доказательств суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ - лицо, которое без установленных законом или сделкой без оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Статья 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 Гражданского кодекса РФ, к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии с пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 49 от 11 января 2000 года "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" - правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Суд апелляционной инстанции считает, что Ассоциация необоснованно перечислила Ответчику по договорам N 296, 296/в от 01 января 2007 года в сумме - 1 951 056 рублей 14 копеек за период с 01 октября по 31 декабря 2007 года, которые и подлежат взысканию с ответчика.
В остальной части иска в сумме - 2 735 рублей 25 копеек следует отказать.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по проведению экспертизы отнести на ответчика соразмерно удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2010 года по делу N А57-12461/2010 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - 1 951 056, 14 рублей долга, 99 900 рублей расходов по оплате экспертизы, 1996 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Саратовское предприятие городских электрических сетей" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме - 32 498 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявшего решение, в порядке, предусмотренном статьями 188, 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
А.Ю.САМОХВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)