Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.09.2009 ПО ДЕЛУ N А14-2050/2009/58/22

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2009 г. по делу N А14-2050/2009/58/22


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Молочный комбинат Воронежский" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А14-2050/2009/58/22,
установил:

Открытое акционерное общество "Молочный комбинат Воронежский" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Государственной жилищной инспекции города Воронежа (далее - Инспекция) N 56 от 11.02.2009 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде назначения штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, административная ответственность за нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, не установлена.
Кроме того, Общество указывает на составление акта проверки и протокола об административном правонарушении в отсутствие его представителя.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 1746 от 29.12.2008 в связи с поступившими жалобами жильцов дома N 267 по ул. 45 Стрелковой дивизии, Инспекцией 12.01.2009 была проведена внеплановая проверка Общества на предмет надлежащего содержания и ремонта многоквартирного жилого дома N 267 по ул. 45 Стрелковой дивизии.
Проверка указанного жилого дома проведена в отсутствии законных представителей Общества в связи с их неявкой, извещенных о месте и времени проведения проверки и составления протокола надлежащим образом.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Молочный комбинат Воронежский", является лицом, ответственным за содержание спорного жилого дома в соответствии с договором N 1 от 08.12.1992, заключенным с Комитетом по управлению государственным имуществом Воронежской области. По условиям данного договора, жильцы спорного дома ежемесячно перечисляют Обществу плату за содержание и текущий ремонт дома, пользование лифтом, а также оплачивают коммунальные услуги.
В то же время Общество в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, не обеспечило защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли - имеются следы от протечек с кровли на потолке в квартирах N N 58, 109, 113, а также по лестничным клеткам в подъездах N 1, N 2 и по общему коридору в подъезде N 2 на общей площади 18 кв. м. (абз. 1, 2, 3 п. 4.6.1.1. п. 4.6.1.2 Правил); течь инженерных коммуникаций в подвале подъездов N N 1, 2 (п. п. "в" п. 5.8.3 Правил); коррозия запорно-регулирующей арматуры на трубопроводах в подвалах N N 1, 2 дома (п. п. "в" п. 5.8.3 Правил); разрушение тепловой изоляции на трубопроводе в подвале на протяжении 15 п. м. (п. 5.2.22 Правил); отключен трубопровод отопления, идущий на полотенцесушители по стояку в квартиры N N 65, 77, 89, 101, 113 (п. 5.2.1 Правил), о чем составлен акт и протокол об административном правонарушении N 10 от 12.01.2009.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, руководитель Государственной жилищной инспекции г. Воронежа вынес постановление N 56 от 11.02.2009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действия Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Кассационная коллегия указанные выводы суда считает правильными ввиду следующего.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Молочный комбинат Воронежский" и Комитетом по управлению государственным имуществом Воронежской области заключен договор N 1 от 08.12.1992 передачи государственного имущества - жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. 45-й Стрелковой дивизии, д. 267, по условиям которого Общество взяло на себя обязательства по использованию жилого дома по назначению, содержанию и поддержанию его в состоянии, не ухудшающем технических и санитарных характеристик на момент передачи.
При этом техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт Общество должно производить по нормам и в срок, устанавливаемый нормативной документацией.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом в силу п. 1 ст. 161 ЖК РФ должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями разд. VIII ЖК РФ.




Обязательства указанных организаций сохраняются до момента: создания товарищества собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162, разд. VI Кодекса); принятия решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161, разд. V Кодекса); заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 Кодекса, ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств управляющих организаций по управлению многоквартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов; заключения собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме, а также договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) в соответствии со ст. 164 Кодекса и возникновения обязательств соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.
После совершения указанных действий и возникновения указанных обязательств положения специальной нормы ст. 18 переходных положений Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 не применяются.
Надлежащее содержание и ремонт многоквартирного жилого дома подразумевает содержание и ремонт в соответствии с техническими регламентами.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Согласно пункту 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно п. 1.1 которых, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
Данными Правилами предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (п. 4.6.1.1.); обеспечить устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (п. "в" п. 5.8.3.); а также трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (п. 5.2.22.).
Приложением N 2 к Правилам установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, в частности: протечки в отдельных местах кровли должны устраняться в течение одних суток; неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений должны устраняться немедленно.
Несоблюдение вышеперечисленных требований лицами, ответственными за надлежащее содержание жилых домов и (или) жилых помещений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда, изложенной в Определениях N 2380/09 от 18.03.2009, N 5016/09 от 27.04.2009.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, а также его виновность включены в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ, ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В подтверждение выявленных в ходе проверки нарушений, жилищной инспекцией представлены: акт проверки и протокол об административном правонарушении N 10 от 12.12.2009, а также неоднократные обращения жильцов спорного дома в адрес Общества.
Исследовав указанные доказательства, суд пришел к выводу о доказанности нарушений Обществом требований п. 4.6.1.1. п. 4.6.1.2, п. п. "в" п. 5.8.3, п. 5.2.1, п. 5.2.22 Правил.
При этом кассационная коллегия учитывает, что факт установленных инспекцией неисправностей в спорном жилом доме Общество не оспаривает.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Молочный комбинат Воронежский" события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что факт допущенного административного правонарушения подтвержден материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, а также отсутствуют основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Инспекции, суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судом первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, как несостоятельным. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов кассационная коллегия не находит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 по делу N А14-2050/2009/58/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Молочный комбинат Воронежский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)