Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2011 ПО ДЕЛУ N А57-2161/2011

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. по делу N А57-2161/2011


резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2011 года
в полном объеме постановление изготовлено 25 августа 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Никитина Александра Юрьевича, Телегиной Татьяны Николаевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федкулиной Кирой Олеговной,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Межевич Юлии Александровны, действующей на основании доверенности N 01-4/04 от 16 февраля 2011 года,
от иных лиц - не явились, извещены надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о времени и месте судебного заседания, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июня 2011 года по делу N А57-2161/2011, судья Игнатьев Д.Ю.,
по иску товарищества собственников жилья "Молодежный-1", г. Саратов,
к ответчикам: 1. администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора: комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 403 743 рублей 40 копеек,

установил:

Товарищество собственников жилья "Молодежный-1" (далее - ТСЖ "Молодежный-1") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к ответчикам, администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", о взыскании 460 473 рублей 24 копеек с муниципального образования "Город Саратов", в лице комитета по финансам администрации г. Саратова, за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов", взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Электронник-1", за период с 1 апреля 2010 года по 01 февраля 2011 года.
Суд первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, снизил размер исковых требований до 403 743 рублей 40 копеек.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 июня 2011 года с муниципального образования "Город Саратов", в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет казны муниципального образования "Город Саратов", в пользу ТСЖ "Молодежный-1" взыскано 403 743 рубля 40 копеек.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы находит принятое решение подлежащим отмене, по следующим основаниям:
- судом не дана оценка доводам ответчиков о регулировании вопросов, связанных с перечислением средств бюджета Бюджетным кодексом РФ,
- судом не установлено правовых оснований для взыскания обязательных платежей на капитальный ремонт,
- судом неверно применены положения действующего законодательства при определении права ТСЖ на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт,
- судом применен недействующий правовой акт.
Истец представил отзыв на жалобу, в котором полагает, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав в открытом судебном заседании представителя подателя апелляционной жалобы, апелляционный суд находит, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы необходимо отказать.
Как следует из материалов дела, с 1 апреля 2010 года по 01 февраля 2011 года муниципальное образование "Город Саратов" являлось собственником ряда муниципальных квартир, расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Молодежный-1", всего общей площадью, по состоянию на:
- апрель 2010 года - общая площадь 9 796,62 кв. м;
- май 2010 года - общая площадь 9 349,99 кв. м;
- июнь 2010 года - общая площадь 9 161,35 кв. м;
- июль 2010 года - общая площадь 9 055,75 кв. м;
- август 2010 года - общая площадь 9 055,75 кв. м;
- сентябрь 2010 года - общая площадь 9 055,75 кв. м;
- октябрь 2010 года - общая площадь 8 992,18 кв. м;
- ноябрь 2010 года - общая площадь 8 992,18 кв. м;
- декабрь 2010 года - общая площадь 8 992,18 кв. м;
- январь 2011 года - общая площадь 8 928,61 кв. м.
Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы иска за период с 01 апреля 2010 года по 31 января 2011 года о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Молодежный-1" (л.д. 13), актом сверки площади муниципальных квартир всех многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ "Молодежный-1" по состоянию на 06 июня 2011 года (л.д. 14 - 16) и не оспаривается ответчиками.
Обращаясь с требованиями в суд, истец указал что, в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальное образование "Город Саратов" не оплачивает расходы по содержанию общего имущества, в части капитального ремонта, установленные решением общего собрания от 28 апреля 2006 года.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником недвижимости в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "Молодежный-1", расположенных по адресу: ул. Батавина, дома N 9, 11.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" N 13-04/7516 от 25 мая 2011 года (т. 1 л.д. 127 - 144) и пунктом 1.1 устава ТСЖ "Молодежный-1" (т. 1 л.д. 92 - 104).
Поскольку в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "Молодежный-1", находится муниципальное жилье, муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества, в соответствии с пунктом 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18 июня 2003 года.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Статьи 153, 152 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, состоящую из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (пункт 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (пункт 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
11 января 2006 года на общем собрании членов ТСЖ "Молодежный-1" был утвержден отчет правления ТСЖ о проделанной работе за 2004 - 2005 годы; избрано правление ТСЖ; утверждена новая редакция Устава и Положение Внутренних Правил ТСЖ "Молодежный-1"; утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества; определен перечень работ; их стоимость; очередность проведения работ; отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ (т. 1 л.д. 58 - 66).
28 апреля 2006 года общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "Молодежный-1" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации (на 2010 год - 5 рублей за кв. метр, согласно Постановлению Правительства РФ N 960 от 18 декабря 2008 года; на 2011 год - 5 рублей 40 копеек за кв. метр, согласно Постановлению Правительства РФ N 768 от 28 сентября 2010 года) (т. 1 л.д. 57). Данное решение не оспорено.
Расчет иска также ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений по делу.
Ответчиком не представлено ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд доказательств внесения платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом, соразмерно доле муниципального имущества.
Поскольку муниципальное образование "Город Саратов" как собственник муниципальных квартир, не оплачивало ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества жилых домов, расположенных по адресу: ул. Батавина, дома N 9, 11, в размере и в порядке, установленными Уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, обязано вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Молодежный-1", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
В силу статей 244, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальное образование "Город Саратов" как сособственник обязано нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ "Молодежный-1", расположенных по адресу: ул. Батавина, дома N 9, 11.
По смыслу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Оснований для освобождения ответчика, собственника помещений в многоквартирных домах, от несения расходов по содержанию общего имущества, а именно, на капитальный ремонт, за период с 1 апреля 2010 года по 01 февраля 2011 года в деле не имеется, поскольку положения статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации носят императивный характер.
Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и ошибочной оценки имеющихся в деле доказательств.
По данному спору между сторонами сложились гражданско-правовые правоотношения, поскольку муниципальное образование участвует в данных правоотношениям в порядке предусмотренном главой 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, и подменять их регулирование вместо гражданско-правовых норм нормами Бюджетного кодекса недопустимо.
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, у суда отсутствуют правовые основания по созданию приоритета для муниципального образования "Город Саратов" относительно других сособственников жилья по срокам и порядку внесения обязательных платежей, в частности, на капитальный ремонт общего имущества, в зависимости от времени формирования расходной части бюджета муниципального образования "Город Саратов" и времени предоставления субсидий.
Довод подателя апелляционной жалобы о невыполнении истцом пункта 17 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" опровергается материалами дела, а именно протоколом заседания общего собрания членов ТСЖ "Молодежный-1" от 11 января 2006 года (т. 1 л.д. 58 - 66).
Свои права собственника имущества, в части проверки целевого использования платежей на капитальный ремонт общего имущества, муниципальное образование "Город Саратов" имеет возможность реализовать в порядке, предусмотренном пунктами 8.2, 8.5 и других Устава ТСЖ "Молодежный-1" (т. 1 л.д. 92 - 104), а также главой 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов" доказательств исполнения своих обязательств в полном объеме ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представил.
Поскольку основной должник не имеет достаточных для погашения долга денежных средств, судом первой инстанции верно применены нормы гражданского законодательства о субсидиарной ответственности муниципального образования города Саратова, в лице соответствующего финансового органа, комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно статье 55 Решения Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 (ред. от 24 июня 2010 года) "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов", финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, организующим исполнение бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19 июля 2007 года N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения, в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.43 положения Комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. По смыслу пункта 3.44 Комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции, в части взыскания с надлежащего ответчика суммы долга по внесению обязательных платежей, связанных с содержанием жилых домов, а именно, на капитальный ремонт общего имущества.
Ответчиком указанная сумма не опровергнута соответствующими доказательствами, своим процессуальным правом на проведение соответствующей экспертизы ответчик не воспользовался.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции применен недействующий правовой акт (решение Саратовской городской Думы от 23 июня 1998 года N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью") отклоняется как несостоятельная, поскольку не повлекла принятие незаконного решения.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем необходимым документам дана правовая оценка.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июня 2011 года по делу N А57-2161/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА

Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)