Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2010 ПО ДЕЛУ N А21-4875/2009

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. по делу N А21-4875/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12376/2009) Северо-Западного управления Ростехнадзора на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2009 по делу А21-4875/2009 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по иску (заявлению) Северо-Западного управления Ростехнадзора
к МУ "Управляющая компания ЖКХ города", Муниципальное образование "город Пионерский"
3-е лицо: ОГУП "ЕСОО"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
при участии:
от истца (заявителя): Анкушев М.И., доверенность от 12.01.2010.
от ответчика (должника): 1. Гришаточкина Н.Н., доверенность от 24.01.2009 N 24
2. Володченкова Е.Н., доверенность от 12.11.2009 N 2-3553.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:

Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Управляющая компания ЖКХ города" города Пионерский (далее - Учреждение), Муниципального образования "Пионерский городской округ" (далее - МО), как субсидиарного ответчика, платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2 - 4 кварталы 2008 года в сумме 672 507,39 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОГУП "ЕСОО".
Решением суда первой инстанции от 24.07.2009 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 производство по настоящему делу приостановлено до разрешения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А21-228/2009.
Определением от 13.01.2009 производство по делу N А21-4875/2009 возобновлено.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Учреждения и МО с жалобой не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ОГУП "ЕСОО". В отзыве на апелляционную жалобу ОГУП "ЕСОО" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, поддерживая доводы апелляционной жалобы Управления.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.04.2009 Управление направило в адрес Учреждения требование об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 672 507,39 руб. за период 2, 3, 4 кварталы 2008 года в пятидневный срок с даты получения требования.
В установленный срок Учреждение не исполнило требование, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что Учреждение не осуществляло размещения отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в связи с чем не обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и дополнительно представленные доказательства не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое относится к видам негативного воздействия, установленным в Законе N 7-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 данного Постановления распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как установлено судом, Управление произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов населения, проживающего в жилом фонде, управление которым осуществляется Муниципальным учреждением "Управляющая компания ЖКХ города" города Пионерский.
Спор в отношении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по объемам ТБО, отнесению отходов к 4 классу опасности, сверхлимитности, между сторонами отсутствует.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность по их хранению и захоронению.
Указанный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
Как следует из материалов дела на территории Пионерского городского округа создано муниципальное учреждение "Управляющая компания ЖКХ города". Согласно Уставу Учреждения (л.д. 15 - 19 т. 1), предметом его деятельности является: обеспечение единой технической и экономической политики в сфере ЖКХ, направленной на гарантированное и качественное предоставление услуг потребителям. Для достижения указанной цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: принимает в оперативное управление объекты ЖКХ, заключает на конкурсной основе с предприятиями ЖКХ договоры на содержание и ремонт жилищного фонда, контролирует качество и надежность выполняемых работ и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, принимает и оплачивает проведенные работы и услуги согласно заключенным договорам.
Таким образом, Учреждение не осуществляет предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилом фонде.
Функции Учреждения ограничиваются только в части управления жилым фондом - выполнение функций заказчика.
В рамках своей деятельности Учреждением 01.05.2008 заключен договор об оказании услуг по вывозу твердых бытовых отходов с УМП "Благоустройство" (л.д. 22 - 25 т. 1). Согласно условиям договора УМП "Благоустройство" обязалось предоставлять услуги по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок, мусоровозом "по звонку". Сторонами согласован график вывоза мусора по звонку.
Между УМП "Благоустройство" и ОГУП "ЕСОО" заключен договор N 10 от 27.10.2003, срок действия которого продлен на 2008 год, на размещение твердых бытовых отходов на территории межрайонного полигона пос. Круглово. Согласно условиям договора ОГУП "ЕСОО" обеспечивает прием и размещение промышленных и бытовых отходов, ввозимых УМП "Благоустройство".
Из указанных договоров следует, что Учреждение не осуществляло деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, доказательств обратного Управление не представило.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств (справка Администрации Пионерского городского округа) следует, что земельные участки под контейнерными площадками для ТБО, расположенные на территории городского округа не сформированы, в оперативное управление Учреждению не передавались. Частично (ул. Гептнера, ул. Щаманова) контейнерные площадки расположены на земельных участках, находящихся в собственности Министерства обороны РФ. При вывозе ТБО "по звонку" специальные места для хранения отходов не оборудуются.
Поскольку Управлением не доказано осуществление Учреждением видов деятельности, связанных с размещением отходов, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, обязанность вносить плату за негативное воздействие у Учреждения отсутствует.
Подлежит отклонению довод Управления об осуществлении Учреждением деятельности по сбору и вывозу твердых и жидких отходов.
Материалами дела подтверждено, что Учреждение осуществляло управление многоквартирными домами, собственники которых не выбрали способ управления в соответствии с ЖК РФ, а также многоквартирными домами, на управление которыми не было подано заявок при проведении администрацией городского округа конкурсов. Доля многоквартирных домов, управление которыми осуществлялось Учреждением в 2008 году, составила 9,1% от общего количества домов.
При этом, в 2001 году с целью выполнения работ, оказания услуг создано Унитарное муниципальное предприятие "Жилищное хозяйство" г. Пионерский. Согласно Уставу УМП осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства, переданного в хозяйственное ведение Предприятия, содержание, обслуживание и ремонт жилищного фонда, уборку придомовой территории, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, оборудование площадок под установку контейнеров. Указанному предприятию в хозяйственное ведение был передан жилой фонд. По результатам проведения конкурсов на определение управляющих компаний, частично жилой фонд передавался соответствующим компаниям.
Многоквартирные дома, собственники которых не выбрали способ управления в соответствии с ЖК РФ, а также многоквартирные дома, на управление которыми не было подано заявок при проведении администрацией городского округа конкурсов, из хозяйственного ведения Унитарного муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" г. Пионерский не изымались, иным юридическим лицам, в том числе и Учреждению не передавались.
Более того, 29.12.2006 между Учреждением и УМП "Жилищное хозяйство" г. Пионерский заключен договор N 70/06 на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, действие которого продлено на 2008 год. В соответствии с условиями договора УМП приняло на себя обязанности по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. Согласно п. п. "г" и п. п. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
На основании изложенного, в соответствии с Уставом и договором, обязанность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов возложена на УМП "Жилищное хозяйство" г. Пионерский как организацию, оказывающую жилищно-коммунальные услуги, а не на Учреждение.
Несостоятельным признается довод Управления о переходе права собственности на отходы от населения к Учреждению, поскольку население, оплачивая тариф за вывоз мусора, фактически оплачивает сбор и транспортировку мусора до места захоронения. Следовательно, переход права собственности возможен только в месте захоронения отходов, то есть на полигоне.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2009 года по делу N А21-4875/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)