Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.
судей Лаптева Н.В., Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Салехардэнерго" на решение от 29.11.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Антонова Е.В.) и постановление от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Рябухина Н.А., Гладышева Е.В., Кудрина Е.Н.) по делу N А81-3304/2010 по иску муниципального предприятия "Салехардэнерго" (629003, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Ямальская, 11а; ОГРН 1028900507240) к муниципальному предприятию "Салехардремстрой" (629007, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Карла Маркса, 11; ОГРН 1028900508658) о взыскании 83 679 384, 9 рублей задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании принял участие представитель от ответчика - Жежеря Е. В., по доверенности от 22.04.2011 N 315.
Суд
установил:
муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному предприятию "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардремстрой") о взыскании 67 700 158 руб. 98 коп. задолженности за потребленную в период с января по май 2010 года тепловую энергию, 3 155 813 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 07.10.2010, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по день исполнения решения суда (с учетом принятых судом уточнений).
Решением от 29.11.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично. С МП "Салехардремстрой" в пользу МП "Салехардэнерго" взыскано 45 344 149 руб. 31 коп. задолженности, 1 945 282 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд мотивировал решение тем, что в спорный период истец определял количество тепловой энергии, переданной на отопление жилых помещений, без учета утвержденного в установленном порядке норматива потребления коммунальных услуг, что противоречит действующему законодательству.
В кассационной жалобе МП "Салехардэнерго", ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 333 от 25.08.2003 определен расчетный метод по определению количества поданной тепловой энергии при отсутствии приборов учета согласно температуре наружного воздуха. Нормативы не могут подтверждать расходы по теплоснабжению мест общего пользования. Суды не учли того, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель коммунальных услуг должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к правилам N 307.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между МП "Салехардэнерго" (энергоснабжающая организация) и МП "Салехардремстрой" (абонент) заключен договор на теплоснабжение (население) от 19.03.2009 N 13/М-Т, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию в виде горячей воды через присоединенную сеть, а абонент обязался принимать ее и оплачивать.
В период с января по май 2010 года истец выставил ответчику счета-фактуры на оплату переданной тепловой энергии на общую сумму 91 022 438 руб. 42 коп.
Согласно пункту 6.4 договора N 13/М-Т от 19.03.2009 все расчеты производятся ответчиком один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца согласно представленным счетам.
Ответчик оплатил полученную тепловую энергию частично - на сумму 23 322 279 руб. 44 коп. При этом МП "Салехардремстрой" не согласилось с определенным истцом объемом переданной тепловой энергии, считает, что его задолженность за тепловую энергию составляет 45 344 149 руб. 31 коп. Указанное послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 307, а также на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8 Арбитражного суда Костромской области, суды указали на необходимость определения количества тепловой энергии, приобретаемой МП "Салехардремстрой" как управляющей компанией для предоставления коммунальной услуги гражданам при отсутствии в многоквартирных жилых домах приборов учета, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится на основании пункта 19 Правил N 307 (приложение N 2).
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 определена правовая позиция о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
По настоящему делу установлено, что поставляемая истцом тепловая энергия приобреталась ответчиком для отопления находящихся у него в управлении жилых домов. Поэтому правомерен вывод судов о том, что определение количества потребленной тепловой энергии, приобретаемой МП "Салехардремстрой" для отопления домов при отсутствии в них приборов учета расчетным методом без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.
Довод заявителя о том, что расчет ответчика по нормативам потребления не учитывает расходы по теплоснабжению мест общего пользования, отклонен, поскольку, как установили суды, нормативы потребления тепловой энергии администрацией муниципального образования г. Салехарда утверждены в порядке, предусмотренном Правилами N 306, с учетом содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Довод заявителя о том, что Исполнитель коммунальных услуг должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление, не принимается, поскольку в рамках настоящего дела требования Общества не связаны с корректировкой, осуществляемой в отношении отопления по итогам года.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлено.
В связи с изложенным кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.11.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3304/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2011 ПО ДЕЛУ N А81-3304/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2011 г. по делу N А81-3304/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.
судей Лаптева Н.В., Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Салехардэнерго" на решение от 29.11.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Антонова Е.В.) и постановление от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Рябухина Н.А., Гладышева Е.В., Кудрина Е.Н.) по делу N А81-3304/2010 по иску муниципального предприятия "Салехардэнерго" (629003, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Ямальская, 11а; ОГРН 1028900507240) к муниципальному предприятию "Салехардремстрой" (629007, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Карла Маркса, 11; ОГРН 1028900508658) о взыскании 83 679 384, 9 рублей задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании принял участие представитель от ответчика - Жежеря Е. В., по доверенности от 22.04.2011 N 315.
Суд
установил:
муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному предприятию "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардремстрой") о взыскании 67 700 158 руб. 98 коп. задолженности за потребленную в период с января по май 2010 года тепловую энергию, 3 155 813 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 07.10.2010, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по день исполнения решения суда (с учетом принятых судом уточнений).
Решением от 29.11.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично. С МП "Салехардремстрой" в пользу МП "Салехардэнерго" взыскано 45 344 149 руб. 31 коп. задолженности, 1 945 282 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Суд мотивировал решение тем, что в спорный период истец определял количество тепловой энергии, переданной на отопление жилых помещений, без учета утвержденного в установленном порядке норматива потребления коммунальных услуг, что противоречит действующему законодательству.
В кассационной жалобе МП "Салехардэнерго", ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 333 от 25.08.2003 определен расчетный метод по определению количества поданной тепловой энергии при отсутствии приборов учета согласно температуре наружного воздуха. Нормативы не могут подтверждать расходы по теплоснабжению мест общего пользования. Суды не учли того, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель коммунальных услуг должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к правилам N 307.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между МП "Салехардэнерго" (энергоснабжающая организация) и МП "Салехардремстрой" (абонент) заключен договор на теплоснабжение (население) от 19.03.2009 N 13/М-Т, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию в виде горячей воды через присоединенную сеть, а абонент обязался принимать ее и оплачивать.
В период с января по май 2010 года истец выставил ответчику счета-фактуры на оплату переданной тепловой энергии на общую сумму 91 022 438 руб. 42 коп.
Согласно пункту 6.4 договора N 13/М-Т от 19.03.2009 все расчеты производятся ответчиком один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца согласно представленным счетам.
Ответчик оплатил полученную тепловую энергию частично - на сумму 23 322 279 руб. 44 коп. При этом МП "Салехардремстрой" не согласилось с определенным истцом объемом переданной тепловой энергии, считает, что его задолженность за тепловую энергию составляет 45 344 149 руб. 31 коп. Указанное послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 307, а также на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8 Арбитражного суда Костромской области, суды указали на необходимость определения количества тепловой энергии, приобретаемой МП "Салехардремстрой" как управляющей компанией для предоставления коммунальной услуги гражданам при отсутствии в многоквартирных жилых домах приборов учета, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится на основании пункта 19 Правил N 307 (приложение N 2).
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 определена правовая позиция о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
По настоящему делу установлено, что поставляемая истцом тепловая энергия приобреталась ответчиком для отопления находящихся у него в управлении жилых домов. Поэтому правомерен вывод судов о том, что определение количества потребленной тепловой энергии, приобретаемой МП "Салехардремстрой" для отопления домов при отсутствии в них приборов учета расчетным методом без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.
Довод заявителя о том, что расчет ответчика по нормативам потребления не учитывает расходы по теплоснабжению мест общего пользования, отклонен, поскольку, как установили суды, нормативы потребления тепловой энергии администрацией муниципального образования г. Салехарда утверждены в порядке, предусмотренном Правилами N 306, с учетом содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Довод заявителя о том, что Исполнитель коммунальных услуг должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление, не принимается, поскольку в рамках настоящего дела требования Общества не связаны с корректировкой, осуществляемой в отношении отопления по итогам года.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлено.
В связи с изложенным кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.11.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3304/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО
М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО
Судьи
Н.В.ЛАПТЕВ
Н.В.МЕЛИХОВ
Н.В.ЛАПТЕВ
Н.В.МЕЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)