Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Несмияна С.И., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не яв., извещен
от ответчика (должника): не яв., извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7831/2012) ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2012 по делу N А42-6341/2011 (судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори"
к ОАО "Тепловодоснабжение"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атом-ЖКХ. Полярные Зори" (ОГРН 1107746520155; место нахождения: Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Пушкина, д. 22, офис 1У-6; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковых заявлением к Открытому акционерному обществу "Тепловодоснабжение" (ОГРН 1055100031359; место нахождения: Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Строителей, 8; далее - ответчик, ОАО "ТВС") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на подачу питьевой воды и оказание услуг по водоотведению N 6-В от 11.04.2011, а именно: принятие пунктов 2.1.5., 2.3.6., 3.3.2., 3.4., 3.9., 4.1., приложение N 1, приложение N 3 договора в редакции истца (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование иска ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" сослалось на положения статей 426, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 46, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167); Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
2.1.5, 3.9, приложение N 1, приложение N 3 договора в редакции истца
Решением от 12 марта 2012 2.1.5, 3.9, приложение N 1, приложение N 3 договора приняты в редакции истца, пункты 2.3.6, 3.3.2, 3.4, 4.1 приняты в редакции ответчика.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение изменить и пункты 3.3.2 и 3.4 принять в редакции ответчика.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" является управляющей организацией в отношении 113 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Полярные Зори Мурманской области (т. 2 л.д. 1 - 150, т. 3 л.д. 1 - 78).
Письмом от 25.05.2011 г. N 65-2341 ОАО "ТВС" направило в адрес ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" проект договора N 6-В на подачу питьевой воды и оказание услуг по водоотведению на 2011 год (т. 1 л.д. 33).
Указанный договор подписан между сторонами (т. 1 л.д. 21 - 28) с протоколом разногласий (т. 1 л.д. 36 - 42).
Неурегулирование сторонами разногласий по договору в досудебном порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 445 ГК РФ, послужило основанием для обращения ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" в арбитражный суд с соответствующим иском.
В арбитражном суде апелляционной инстанции стороны оспаривают 3.3.2 и 3.4 договора. Принимая решение по делу, суд признал соответствующими закону указанные пункты договора в редакции ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции.
Ресурсоснабжающая организация предлагает пункт 3.3.2 договора в следующей редакции:
При отсутствии коллективного прибора учета объем потребленной воды:
- для жилых помещений исчисляется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилого фонда.
- - по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности организаций любой формы собственности) - по показаниям индивидуальных приборов учета, при их отсутствии - по сечению трубопровода холодной воды Ду 15 мм;
- - на содержание мест общего пользования определяется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
Управляющая компания (истец) пункт 3.3.2 договора предлагает в следующей редакции:
- для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета исчисляется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилфонда по фактической численности граждан,
- проживающих в данных жилых помещениях и с учетом перерасчетов, произведенных согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.;
- - для жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета исчисляется по показаниям ИПУ;
- - по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности организаций любой формы собственности) - по показаниям индивидуальных приборов учета, при их отсутствии - по расчету, произведенному Управляющей компанией;
- - на содержание мест общего пользования определяется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
Ресурсоснабжающая организация предлагает пункт 3.4 договора в следующей редакции:
Объем принятых на очистку сточных вод определяется:
- для жилых помещений - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилого фонда.
- по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности
- организаций любой формы собственности) - как сумма объемов горячей и холодной воды;
- - объемы воды на содержание мест общего пользования - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
В редакции Управляющая компания (истец) пункт 3.4 договора изложен в следующей редакции:
Объем сточных вод определяется:
- - для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилфонда по фактической численности граждан, проживающих в данных жилых помещениях и с учетом перерасчетов, произведенных согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.;
- - для жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета - по показаниям ИПУ;
- - по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности организаций любой формы собственности) - как сумма объемов горячей и холодной воды;
- - объем воды на содержание мест общего пользования - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
Согласно статье 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Поскольку в силу пункта 11 Правил N 167 договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К таким правилам относятся Правила N 167, Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Из пункта 8 Правил N 307 следует, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Так как в силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09.
Поскольку суд первой инстанции дана оценка всем доводам сторон, выводы соответствуют нормам материального права и нормы процессуального права не нарушены, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2012 по делу N А42-6341/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
С.И.НЕСМИЯН
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2012 ПО ДЕЛУ N А42-6341/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу N А42-6341/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Несмияна С.И., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не яв., извещен
от ответчика (должника): не яв., извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7831/2012) ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2012 по делу N А42-6341/2011 (судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Атом-ЖКХ. Полярные Зори"
к ОАО "Тепловодоснабжение"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атом-ЖКХ. Полярные Зори" (ОГРН 1107746520155; место нахождения: Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Пушкина, д. 22, офис 1У-6; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковых заявлением к Открытому акционерному обществу "Тепловодоснабжение" (ОГРН 1055100031359; место нахождения: Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Строителей, 8; далее - ответчик, ОАО "ТВС") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на подачу питьевой воды и оказание услуг по водоотведению N 6-В от 11.04.2011, а именно: принятие пунктов 2.1.5., 2.3.6., 3.3.2., 3.4., 3.9., 4.1., приложение N 1, приложение N 3 договора в редакции истца (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование иска ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" сослалось на положения статей 426, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 46, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167); Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
2.1.5, 3.9, приложение N 1, приложение N 3 договора в редакции истца
Решением от 12 марта 2012 2.1.5, 3.9, приложение N 1, приложение N 3 договора приняты в редакции истца, пункты 2.3.6, 3.3.2, 3.4, 4.1 приняты в редакции ответчика.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение изменить и пункты 3.3.2 и 3.4 принять в редакции ответчика.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" является управляющей организацией в отношении 113 жилых многоквартирных домов, расположенных в г. Полярные Зори Мурманской области (т. 2 л.д. 1 - 150, т. 3 л.д. 1 - 78).
Письмом от 25.05.2011 г. N 65-2341 ОАО "ТВС" направило в адрес ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" проект договора N 6-В на подачу питьевой воды и оказание услуг по водоотведению на 2011 год (т. 1 л.д. 33).
Указанный договор подписан между сторонами (т. 1 л.д. 21 - 28) с протоколом разногласий (т. 1 л.д. 36 - 42).
Неурегулирование сторонами разногласий по договору в досудебном порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 445 ГК РФ, послужило основанием для обращения ООО "Атом ЖКХ. Полярные Зори" в арбитражный суд с соответствующим иском.
В арбитражном суде апелляционной инстанции стороны оспаривают 3.3.2 и 3.4 договора. Принимая решение по делу, суд признал соответствующими закону указанные пункты договора в редакции ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции.
Ресурсоснабжающая организация предлагает пункт 3.3.2 договора в следующей редакции:
При отсутствии коллективного прибора учета объем потребленной воды:
- для жилых помещений исчисляется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилого фонда.
- - по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности организаций любой формы собственности) - по показаниям индивидуальных приборов учета, при их отсутствии - по сечению трубопровода холодной воды Ду 15 мм;
- - на содержание мест общего пользования определяется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
Управляющая компания (истец) пункт 3.3.2 договора предлагает в следующей редакции:
- для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета исчисляется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилфонда по фактической численности граждан,
- проживающих в данных жилых помещениях и с учетом перерасчетов, произведенных согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.;
- - для жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета исчисляется по показаниям ИПУ;
- - по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности организаций любой формы собственности) - по показаниям индивидуальных приборов учета, при их отсутствии - по расчету, произведенному Управляющей компанией;
- - на содержание мест общего пользования определяется по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
Ресурсоснабжающая организация предлагает пункт 3.4 договора в следующей редакции:
Объем принятых на очистку сточных вод определяется:
- для жилых помещений - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилого фонда.
- по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности
- организаций любой формы собственности) - как сумма объемов горячей и холодной воды;
- - объемы воды на содержание мест общего пользования - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
В редакции Управляющая компания (истец) пункт 3.4 договора изложен в следующей редакции:
Объем сточных вод определяется:
- - для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами для соответствующей категории жилфонда по фактической численности граждан, проживающих в данных жилых помещениях и с учетом перерасчетов, произведенных согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.;
- - для жилых помещений оборудованных индивидуальными приборами учета - по показаниям ИПУ;
- - по нежилым помещениям (арендованные, встроенные, находящиеся в собственности организаций любой формы собственности) - как сумма объемов горячей и холодной воды;
- - объем воды на содержание мест общего пользования - по нормативам, утвержденным уполномоченными органами.
Согласно статье 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Поскольку в силу пункта 11 Правил N 167 договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
К таким правилам относятся Правила N 167, Правила N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Из пункта 8 Правил N 307 следует, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, пункту 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Исходя из пунктов 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Так как в силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями, Правилами N 167 следует руководствоваться с учетом пункта 15 Правил N 307.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09.
Поскольку суд первой инстанции дана оценка всем доводам сторон, выводы соответствуют нормам материального права и нормы процессуального права не нарушены, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2012 по делу N А42-6341/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
С.И.НЕСМИЯН
М.А.ШЕСТАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)