Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 мая 2006 г. Дело N Ф09-2307/06-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Арсенова И.Г., судей Митиной М.Г., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Оренбургской области) (далее - Минфин России) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2005 (резолютивная часть от 15.12.2005) по делу N А47-11370/05 по иску товарищества собственников жилья "Гарант" (далее - ТСЖ "Гарант") к Минфину России, Финансовому управлению администрации Оренбургской области, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга, администрации Оренбургской области, администрации г. Оренбурга о взыскании 28027 руб. 37 коп. убытков.; третьи лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, Управление социальной защиты населения Дзержинского района г. Оренбурга.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
ТСЖ "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании солидарно с ответчиков 28027 руб. 37 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (техническое содержание жилого фонда) отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением суда первой инстанции от 20.12.2005 (судья Лапшина Н.Ю.) с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Гарант" взыскано 28027 руб. 37 коп. убытков. В иске к Финансовому управлению администрации Оренбургской области, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга, администрации Оренбургской области, администрации г. Оренбурга отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Минфин России в лице УФК Оренбургской области в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 15.6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и Правил предоставления и расходования в 2002 г. средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Гарант" в 2004 г. на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (техническое содержание жилого фонда) реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
В результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных льгот указанным категориям лиц у истца образовались убытки в размере 28027 руб. 37 коп., которые он просил взыскать с ответчиков в судебном порядке.
Проанализировав представленные истцом документы (списки лиц, пользовавшихся льготами в заявленный период, светокопии удостоверений указанных лиц, сводные реестры выпадающих доходов), суд сделал обоснованный вывод о доказанности факта возникновения у ТСЖ "Гарант" убытков в заявленном размере.
Установив, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование исполнения положений вышеназванного Закона Российской Федерации, суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Гарант" 28027 руб. 37 коп. убытков.
Данный вывод является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьи 16, 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривают предоставление льгот по оплате коммунальных услуг лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы. Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, и Правилами предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, предусмотрено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 15.6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически понесенных расходов.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции от 08.12.2003, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. При этом в силу п. 2 ст. 49 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Следовательно, положения Правил предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, устанавливающие, что расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета, противоречат Федеральному закону от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не подлежат применению.
Кроме того, возложение ответственности на муниципальное образование или субъект Российской Федерации за ненадлежащее компенсирование ими расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Судом на основании представленных доказательств установлено, что денежных средств для возмещения указанных расходов было выделено недостаточно, а органы власти Российской Федерации не обеспечили достаточное финансирование органов местного самоуправления, поэтому возникшие у истца убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 20.12.2005 (резолютивная часть от 15.12.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-11370/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Оренбургской области) - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.05.2006 N Ф09-2307/06-С5 ПО ДЕЛУ N А47-11370/05
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2006 г. Дело N Ф09-2307/06-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Арсенова И.Г., судей Митиной М.Г., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Оренбургской области) (далее - Минфин России) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2005 (резолютивная часть от 15.12.2005) по делу N А47-11370/05 по иску товарищества собственников жилья "Гарант" (далее - ТСЖ "Гарант") к Минфину России, Финансовому управлению администрации Оренбургской области, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга, администрации Оренбургской области, администрации г. Оренбурга о взыскании 28027 руб. 37 коп. убытков.; третьи лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, Управление социальной защиты населения Дзержинского района г. Оренбурга.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
ТСЖ "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании солидарно с ответчиков 28027 руб. 37 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (техническое содержание жилого фонда) отдельным категориям граждан на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением суда первой инстанции от 20.12.2005 (судья Лапшина Н.Ю.) с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Гарант" взыскано 28027 руб. 37 коп. убытков. В иске к Финансовому управлению администрации Оренбургской области, Финансовому управлению администрации г. Оренбурга, администрации Оренбургской области, администрации г. Оренбурга отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Минфин России в лице УФК Оренбургской области в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 15.6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и Правил предоставления и расходования в 2002 г. средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Гарант" в 2004 г. на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (техническое содержание жилого фонда) реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
В результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных льгот указанным категориям лиц у истца образовались убытки в размере 28027 руб. 37 коп., которые он просил взыскать с ответчиков в судебном порядке.
Проанализировав представленные истцом документы (списки лиц, пользовавшихся льготами в заявленный период, светокопии удостоверений указанных лиц, сводные реестры выпадающих доходов), суд сделал обоснованный вывод о доказанности факта возникновения у ТСЖ "Гарант" убытков в заявленном размере.
Установив, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование исполнения положений вышеназванного Закона Российской Федерации, суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Гарант" 28027 руб. 37 коп. убытков.
Данный вывод является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьи 16, 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривают предоставление льгот по оплате коммунальных услуг лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы. Порядок выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, и Правилами предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, предусмотрено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 15.6 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически понесенных расходов.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции от 08.12.2003, в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. При этом в силу п. 2 ст. 49 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Следовательно, положения Правил предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, устанавливающие, что расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета, противоречат Федеральному закону от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не подлежат применению.
Кроме того, возложение ответственности на муниципальное образование или субъект Российской Федерации за ненадлежащее компенсирование ими расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Судом на основании представленных доказательств установлено, что денежных средств для возмещения указанных расходов было выделено недостаточно, а органы власти Российской Федерации не обеспечили достаточное финансирование органов местного самоуправления, поэтому возникшие у истца убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2005 (резолютивная часть от 15.12.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-11370/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Оренбургской области) - без удовлетворения.
Председательствующий
АРСЕНОВ И.Г.
Судьи
МИТИНА М.Г.
СТОЛЯРОВ А.А.
АРСЕНОВ И.Г.
Судьи
МИТИНА М.Г.
СТОЛЯРОВ А.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)