Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2011 N 05АП-4660/2011 ПО ДЕЛУ N А51-127/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. N 05АП-4660/2011

Дело N А51-127/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 26 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Госпаревич
при участии:
- от ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" - Харкина Т.Н. (дов. N ДЭК-20-15/248Д от 06.12.2010);
- от ООО "Горжилуправление - 5" - Кутузова М.А. (дов. от 01.01.2011);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Находкинского отделения "Дальэнергосбыт"
апелляционное производство N 05АП-4660/2011
на решение от 14.06.2011
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-127/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Находкинского отделения "Дальэнергосбыт" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, место нахождения: Приморский край, г. Владивосток, ул. Тигровая, д. 19)
к ООО "Горжилуправление-5"
о взыскании 36 572 руб. 20 коп.

установил:

ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в интересах Находкинского отделения ДЭС обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ООО "Горжилуправление-5" о взыскании 36 572 руб. 20 коп., составляющих задолженность за поставленную в первом квартале 2010 года электроэнергию в жилой дом, расположенный по адресу: г. Находка, ул. 25 лет Октября, 15 обслуживаемый ООО "Горжилуправление-5" (с учетом уточнения размера исковых требований, заявленного истцом и удовлетворенного судом в заседании 28.03.11 г.).
Решением от 14.06.2011в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что на ООО "Горжилуправление - 5" лежит бремя содержания домов, находящихся в управлении компании, в том числе и обязанность оплаты электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды. Ссылку суда на пункт 7.2 договора энергоснабжения N 4210 от 23.07.2009 находит несостоятельной. Кроме того, указывает, что расчет истца ответчиком не оспорен, контррасчет не предоставлен, в связи с чем данные истца в том числе о количестве зарегистрированных граждан, количестве комнат в квартирах, являются достоверными.
Ответчик считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Горжилуправление-5" управляет многоквартирным жилым домом N 15, расположенным в г. Находке, по ул. 25 лет Октября.
23.07.2009 между ОАО "ДЭК" (далее по тексту - "Гарантирующий поставщик") и ООО "Горжилуправление-5" (далее по тексту - Покупатель) был заключен договор энергоснабжения N Н 4208. В пункте 1.1 договора от 23.07.2009 указано, что Гарантирующий поставщик принял на себя обязательства по осуществлению продажи электрической энергии и мощности через привлеченных третьих лиц Покупателю для целей оказания потребителям Покупателя (собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, для использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов (перечень жилых домов указан в Приложениях N 1, N 3.1), находящихся в управлении Покупателя.
В главе 10 договора энергоснабжения N Н 4208 стороны указали Приложения, являющиеся неотъемлемой частью вышеуказанного договора, а именно: "Акты по разграничению балансовой принадлежности", Приложение N 1 "Перечень жилых домов, находящихся в управлении Покупателя, с указанием разрешенной к использованию мощности и число часов ее использования каждым домом", Приложение N 2.1 "Договорные величины отпуска и потребления электроэнергии", Приложение N 2.2 "Предельные договорные значения потребляемой мощности", Приложение N 3.1 "Перечень общедомовых измерительных комплексов и приборов учета электропотребления на общедомовые нужды с указанием мест их установки", Приложение N 3.2 "Перечень индивидуальных приборов учета Потребителей с указанием мест их установки", Приложением N 4 "Расчетный способ определения количества потребленной электрической энергии при отсутствии или неисправности общедомовых измерительных комплексов", Приложение N 5 " Отчет о произведенной работе с Потребителями", Приложение N 6 "Договор управления многоквартирным домом", Приложение N 8 "Акт приема - передачи электрической энергии", Приложение N 9 "Сведения о расходе электроэнергии по общедомовым приборам учета и местам общего пользования", Приложение N 10 "Список лиц, имеющих право ведения оперативных переговоров, подписания отчетов".
После подписания договора N Н 4208 стороны подписали Приложение N 11 к договору, в котором согласовали перечень жилых домов, находящихся в управлении ООО "Горжилуправление -5".
Согласно пункту 1.4 договора энергоснабжения от 23.07.09 г. N Н 4208, договорный объем потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализацией (детализацией на расчетный период) указан в приложениях NN 2.1, 2.2 к настоящему договору.
В п. 9.1 договора стороны определили срок его действия - с 23.07.2009 по 31.12.2010 с условием его дальнейшей пролонгации.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 договора расчетный период устанавливается равный календарному месяцу (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца). Гарантирующий поставщик в срок до 05 числа месяца, следующего за расчетным, выписывает счет - фактуру на фактический потребленный объем электроэнергии в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, а при отсутствии общедомового прибора учета, в соответствии с п. 4.2. Объем электроэнергии, потребляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами через общедомовой учет вычитывается.
Гарантирующий поставщик в счет оплаты по счет - фактуре каждого расчетного периода производит зачет денежных средств, полученных от Потребителей, с учетом оплаченных ими периодов и денежных средств, поступивших от Покупателя, в соответствии с п. 3.1.29 настоящего договора.
Истец в первом квартале 2010 года осуществлял продажу электрической энергии на объект, обслуживаемый ответчиком в количестве одного многоквартирного жилого дома, для оплаты предъявил счет - фактуру N 70500011795 от 31.03.2010 на общую сумму 36 572 руб. 20 коп. (с учетом ее уточнения истцом), которая не была признана и оплачена ответчиком добровольно, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Во всех квартирах спорных многоквартирных жилых домах, переданных ООО "ЖилСервис-Амарант 2" гражданами на обслуживание, установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии, однако отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета, в связи с чем объем коммунального ресурса - электрической энергии, вошедшего в дом в первом квартале 2010 года и неоплаченного ответчиком, рассчитан истцом, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение определяется исходя из количества проживающих граждан, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам (подпункт "б" пункта 19 Правил).
Учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09, размер платы за электроснабжение в случае отсутствия общедомового прибора учета следует определять согласно пункту 19 Правил N 307, то есть исходя из количества проживающих граждан, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/10, в котором указано на обязательность содержащегося в нем толкования правовых норм при рассмотрении судами аналогичных дел, определена правовая позиция о методе определения количества потребленного коммунального ресурса при отсутствии общедомовых приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг (применение п. 19 Правил N 307).
Истец рассчитал стоимость предъявленного им ко взысканию коммунального ресурса по формуле, указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307:, (3) где: - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на 1 чел.); - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для электроснабжения - руб. /кВт-час).
В подпункте 2 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 определение размера платы за потребленный коммунальный ресурс, объем (количество) которого определен расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.
Поданный в жилые дома, находящиеся на обслуживании у ответчика, и неоплаченный коммунальный ресурс истец рассчитал самостоятельно без согласования с ответчиком, с использованием формулы, указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 Правил N 307, которая не может быть применена в сложившихся между сторонами правоотношениях.
Помимо того, что возможность самостоятельного расчета стоимости коммунального ресурса без согласования его объема с исполнителем коммунальной услуги не допускается действующим законодательством, истец использовал при расчете суммы иска данные, не подтвержденные первичными документами.
Документом, подтверждающим проживание и регистрацию граждан на территории РФ может являться только выписка из поквартирной карточки или домовая книга, которые оформляются при регистрации граждан в жилых помещениях государственного, муниципального и частного жилого фонда и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию (Приказ ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации").
Согласно пункту 1 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, который возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).
При проведении расчета исковых требований истец ссылается на Сведения, выданные МУ "Центр приема платежей от населения" в рамках заключенного с ним договора на оказание услуг паспортной службы. Однако указанные сведения нельзя признать достоверными в связи с тем, что в этих сведениях имеются явные разногласия, что подтверждается письмом указанного учреждения N 1600 от 24.11.2010, из которого следует, что в связи с проведением корректировки базы "Паспортный учет" выявлены несоответствия существующей базы данных и представленной истцу информации.
Кроме того, представленные истцом списки граждан, заверенные паспортной службой администрации Находкинского городского округа, не содержат информации о количестве квартир в доме (отсутствуют номера квартир), количестве комнат в конкретной квартире и количестве проживающих граждан в каждой квартире, в связи с чем они не могут быть положены в основу расчета заявленных исковых требований.
Более того, инвентаризационные ведомости обхода многоквартирных жилых домов о количестве комнат, количестве зарегистрированных граждан в квартирах, а также типе многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, оформлены истцом в одностороннем порядке по истечении спорного периода (в 2011 году), в связи с чем не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу.
Помимо этого, истцом не представлены первичные документы в обоснование объема электрической энергии, потребленной гражданами по индивидуальным приборам учета, а также начислений за места общего пользования (лифты и лестничные клетки).
Поскольку истец не подтвердил надлежащими доказательствами сведения, примененные при расчете объема потребленной электроэнергии, апелляционная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, остальные доводы истца правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2011 по делу N А51-127/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Л.Ю.РОТКО
И.С.ЧИЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)