Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "пос. Ольгино, Нижний сад" председателя правления Боженкова Ю.П. (выписка из протокола общего собрания от 01.06.2008), Вещиковой И.Н. (доверенность от 06.09.2007), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Валдайцевой В.Р. (доверенность от 26.12.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2008 по делу N А56-21854/2007 (судья Захарова М.В.),
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "пос. Ольгино, Нижний сад" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 26.04.2007 N 9530-5.2 об отказе бесплатно передать заявителю в собственность земельный участок общего пользования площадью 9569 кв.м (кадастровый номер 78:4370:162), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пос. Ольгино, участок 10001, и об обязании КУГИ совершить указанные действия.
Решением от 30.01.2008 суд признал оспариваемое решение незаконным и обязал КУГИ передать бесплатно в собственность Товарищества упомянутый земельный участок.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение от 30.01.2008 и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на следующее: поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и находится в границах земель, зарезервированных для государственных нужд, он не может быть отчужден в частную собственность в силу запрета, установленного пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации); с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о приватизации статья 28 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих объединениях) не применяется в отношении земель общего пользования как противоречащая названным Кодексу и Закону о приватизации, принятым позже.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал доводы жалобы, а представители Товарищества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 05.08.2004 N 1220 Товариществу утверждены границы земельного участка площадью 56 442 кв.м, включая участки площадью 1067 кв.м и 1838 кв.м, попадающие под пробивку проезда N 2 и магистрали N 32 без права на новое строительство, реконструкцию и расширение и не подлежащие изъятию в установленном порядке в случае начала строительства, по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, пос. Ольгино, садоводческое некоммерческое товарищество "пос. Ольгино, Нижний сад", в соответствии с проектом границ землепользования, разработанным КГА, и проведенными натурными топографо-геодезическими работами.
На основании распоряжения КГА от 05.08.2004 N 1220, решения общего собрания членов Товарищества от 06.06.2004 об оформлении земель общего пользования Товарищества в собственность (выписка из протокола на л.д. 52) и в соответствии с проведенными работами по межеванию распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 06.10.2004 N 240-рк утверждены границы земельного участка из земель поселений (земли общего пользования) площадью 9569 кв.м, расположенного по указанному адресу, с зоной градостроительных ограничений в использовании участка площадью 1244 кв.м.
В пункте 3 данного распоряжения указано, что этот земельный участок может быть оформлен в собственность Товарищества как юридического лица либо в общую совместную собственность членов такого объединения в соответствии с действующим законодательством.
Товарищество обратилось к КУГИ с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 9569 кв.м, относящего к землям общего пользования садоводства, в собственность садоводства.
Рассмотрев заявление Товарищества, КУГИ в письме от 26.04.2007 N 9530-5.2 сообщил о невозможности передать данный участок в собственность садоводства. При этом КУГИ сослался на пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации, согласно которому отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах. КУГИ также указал на необходимость исключения из плана границ предоставляемого в собственность земельного участка его частей площадью 1016 кв.м, 56 кв.м и 172 кв.м, попадающих в зону градостроительных ограничений и подлежащих изъятию в установленном порядке.
Полагая, что такое решение нарушает его права и законные интересы, Товарищество обратилось с настоящими требованиями в суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Товарищества.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 9569 кв.м находится в границах земельного участка, предоставленного Товариществу в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно плану границ земельный участок площадью 9569 кв.м сформирован из дорожек между земельными участками членов Товарищества на территории названного садоводства и является имуществом общего пользования в силу статьи 1 Закона о садоводческих объединениях.
Пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в порядке, установленном статьей 28 Закона о садоводческих объединениях.
В силу этой статьи предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в пункте 5 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 6 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях).
В силу пункта 4 статьи 14 и пункта 2 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность передачи в собственность садоводческих товариществ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование.
КУГИ не отрицает, что заявителем соблюден порядок оформления документов для приобретения спорного участка в собственность садоводства, предусмотренный статьей 28 Закона о садоводческих объединениях.
Предусмотренных действующим законодательством оснований, запрещающих передачу в собственность названного земельного участка, судом не установлено.
Положения пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации, на которые ссылается КУГИ, к рассматриваемому спору не относятся, поскольку в силу пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации сфера действия данного закона распространяется только на случаи отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Спорный земельный участок относится к категории земель поселений (в настоящее время в соответствии с новой редакцией наименования главы XV Земельного кодекса Российской Федерации - земли населенных пунктов).
Ограничений на передачу таких земель, относящихся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в частную собственность статьей 28 Закона о садоводческих объединениях не установлено.
Несостоятельным является довод КУГИ о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность, поскольку зарезервирован для государственных нужд. КУГИ не представил доказательств того, что спорный земельный участок зарезервирован для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона о садоводческих объединениях имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В случае расположения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования садоводства, в границах зоны градостроительных ограничений на него могут быть установлены соответствующие ограничения в использовании. Кроме того, земельный участок, зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации может быть изъят как у землепользователя, так и у собственника.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно удовлетворил требования Товарищества. Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2008 по делу N А56-21854/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2008 ПО ДЕЛУ N А56-21854/2007
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2008 г. по делу N А56-21854/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "пос. Ольгино, Нижний сад" председателя правления Боженкова Ю.П. (выписка из протокола общего собрания от 01.06.2008), Вещиковой И.Н. (доверенность от 06.09.2007), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Валдайцевой В.Р. (доверенность от 26.12.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2008 по делу N А56-21854/2007 (судья Захарова М.В.),
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "пос. Ольгино, Нижний сад" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 26.04.2007 N 9530-5.2 об отказе бесплатно передать заявителю в собственность земельный участок общего пользования площадью 9569 кв.м (кадастровый номер 78:4370:162), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пос. Ольгино, участок 10001, и об обязании КУГИ совершить указанные действия.
Решением от 30.01.2008 суд признал оспариваемое решение незаконным и обязал КУГИ передать бесплатно в собственность Товарищества упомянутый земельный участок.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить решение от 30.01.2008 и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на следующее: поскольку испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и находится в границах земель, зарезервированных для государственных нужд, он не может быть отчужден в частную собственность в силу запрета, установленного пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации); с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о приватизации статья 28 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих объединениях) не применяется в отношении земель общего пользования как противоречащая названным Кодексу и Закону о приватизации, принятым позже.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал доводы жалобы, а представители Товарищества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 05.08.2004 N 1220 Товариществу утверждены границы земельного участка площадью 56 442 кв.м, включая участки площадью 1067 кв.м и 1838 кв.м, попадающие под пробивку проезда N 2 и магистрали N 32 без права на новое строительство, реконструкцию и расширение и не подлежащие изъятию в установленном порядке в случае начала строительства, по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, пос. Ольгино, садоводческое некоммерческое товарищество "пос. Ольгино, Нижний сад", в соответствии с проектом границ землепользования, разработанным КГА, и проведенными натурными топографо-геодезическими работами.
На основании распоряжения КГА от 05.08.2004 N 1220, решения общего собрания членов Товарищества от 06.06.2004 об оформлении земель общего пользования Товарищества в собственность (выписка из протокола на л.д. 52) и в соответствии с проведенными работами по межеванию распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 06.10.2004 N 240-рк утверждены границы земельного участка из земель поселений (земли общего пользования) площадью 9569 кв.м, расположенного по указанному адресу, с зоной градостроительных ограничений в использовании участка площадью 1244 кв.м.
В пункте 3 данного распоряжения указано, что этот земельный участок может быть оформлен в собственность Товарищества как юридического лица либо в общую совместную собственность членов такого объединения в соответствии с действующим законодательством.
Товарищество обратилось к КУГИ с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 9569 кв.м, относящего к землям общего пользования садоводства, в собственность садоводства.
Рассмотрев заявление Товарищества, КУГИ в письме от 26.04.2007 N 9530-5.2 сообщил о невозможности передать данный участок в собственность садоводства. При этом КУГИ сослался на пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации, согласно которому отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах. КУГИ также указал на необходимость исключения из плана границ предоставляемого в собственность земельного участка его частей площадью 1016 кв.м, 56 кв.м и 172 кв.м, попадающих в зону градостроительных ограничений и подлежащих изъятию в установленном порядке.
Полагая, что такое решение нарушает его права и законные интересы, Товарищество обратилось с настоящими требованиями в суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Товарищества.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 9569 кв.м находится в границах земельного участка, предоставленного Товариществу в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно плану границ земельный участок площадью 9569 кв.м сформирован из дорожек между земельными участками членов Товарищества на территории названного садоводства и является имуществом общего пользования в силу статьи 1 Закона о садоводческих объединениях.
Пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в порядке, установленном статьей 28 Закона о садоводческих объединениях.
В силу этой статьи предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в пункте 5 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (пункт 6 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях).
В силу пункта 4 статьи 14 и пункта 2 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность передачи в собственность садоводческих товариществ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование.
КУГИ не отрицает, что заявителем соблюден порядок оформления документов для приобретения спорного участка в собственность садоводства, предусмотренный статьей 28 Закона о садоводческих объединениях.
Предусмотренных действующим законодательством оснований, запрещающих передачу в собственность названного земельного участка, судом не установлено.
Положения пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации, на которые ссылается КУГИ, к рассматриваемому спору не относятся, поскольку в силу пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации сфера действия данного закона распространяется только на случаи отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Спорный земельный участок относится к категории земель поселений (в настоящее время в соответствии с новой редакцией наименования главы XV Земельного кодекса Российской Федерации - земли населенных пунктов).
Ограничений на передачу таких земель, относящихся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, в частную собственность статьей 28 Закона о садоводческих объединениях не установлено.
Несостоятельным является довод КУГИ о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность, поскольку зарезервирован для государственных нужд. КУГИ не представил доказательств того, что спорный земельный участок зарезервирован для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе статьей 6 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона о садоводческих объединениях имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В случае расположения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования садоводства, в границах зоны градостроительных ограничений на него могут быть установлены соответствующие ограничения в использовании. Кроме того, земельный участок, зарезервированный для государственных или муниципальных нужд, в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации может быть изъят как у землепользователя, так и у собственника.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно удовлетворил требования Товарищества. Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом не допущено, поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2008 по делу N А56-21854/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)