Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 31.01.2008 ПО ДЕЛУ N А40-57338/07-128-336

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2008 г. по делу N А40-57338/07-128-336



Арбитражный суд в составе: Судьи Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел дело по заявлению ЗАО "Издательство НЦ ЭНАС"
к ИФНС России N 2 по г. Москве
о признании недействительным решения N 94, обязании возвратить земельный налог, пени, штраф
при участии:
от заявителя - Ц., дов. от 31.10.07,
от ответчика - У., дов. от 22.08.07,
установил:

заявитель просит признать недействительным решение ИФНС РФ N 2 по г. Москве от 11.05.07 N 94, обязать ответчика возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2005 год в сумме 31 502 руб., излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 45 085 руб., излишне уплаченный земельный налог за 2007 год в сумме 22 542 руб., пени по земельному налогу в сумме 11 248 руб., штрафы за неуплату земельного налога в сумме 94 545 руб.
Ответчик в письменном отзыве (т. 1, л.д. 51 - 53) возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, аналогичным указанным в оспариваемом решении.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Учитывая доводы заявителя, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока, а также небольшой срок просрочки 3-месячного срока (иск подан 02.11.07), протокольным Определением Суда от 25.12.07 срок на обжалование решения налогового органа восстановлен.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.04 по 31.12.06.
По результатам указанной проверки 27.03.07 инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки N 68/18.
Рассмотрев материалы налоговой проверки, ответчиком 11.05.07 было вынесено решение N 94, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год, за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, за неуплату земельного налога за 2005 - 2006 гг. в виде штрафов в размере 94 545 руб.; заявителю предложено уплатить в срок, указанный в требовании штраф в размере 94 545 руб., неуплаченный земельный налог в размере 76 587 руб., пени за неуплату земельного налога за 2005 - 2006 гг. в размере 11 248 руб.
Как следует из материалов дела, заявитель в соответствии с решением от 11.05.2007 г. N 94 уплатил указанные в решении налогового органа суммы земельного налога, пеней, штрафов в общем размере 182 380 руб., о чем свидетельствуют платежные поручения (л.д. 54 - 57) с отметками банка об их исполнении.
В материалы дела также представлены платежные поручения по оплате земельного налога за 2007 год (л.д. 58 - 59) в размере 22 542 руб.
По мнению налогового органа, изложенному в оспариваемом решении, заявитель с 15.07.2003 г. пользуется на праве собственности помещением площадью 123,5 кв. м по адресу: г. Москва, Пушкарев пер., д. 16 в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности, а также согласно выписке из технического паспорта ТБТИ "Центральное".
Однако документального подтверждения изложенных в решении обстоятельств ответчик не представил.


- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11 октября 1991 года "О плате за землю", основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения на пользовании (аренды) земельным участком.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Заявитель не является собственником земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом с находящимся нежилым помещением, принадлежащем заявителю на праве собственности, а также не владеет и не пользуется земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования, а, следовательно, не является налогоплательщиком земельного налога.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (вступившего в силу с 01.03.2005 г.), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 392 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", момент возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, соответствует моменту формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета.




В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Понятие земельного участка дано в п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ: это часть земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Таким образом, только с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку, заявитель может являться плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом с принадлежащем заявителю на праве собственности нежилым помещением, на кадастровом учете не состоит, иного ответчиком не доказано, соответствующее земельное дело в отношении данного земельного участка не сформировано, границы, площадь и кадастровая стоимость земельного участка не определены, что подтверждается Справкой из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве (л.д. 21), следовательно, заявитель не может признаваться плательщиком земельного налога.
Ответчиком доказательства кадастрового учета спорного земельного участка не представлены.
Таким образом, заявитель, права пользования земельным участком которого не зарегистрированы в установленном порядке, не может признаваться плательщиком земельного налога.
Согласно ст. ст. 78, 79 НК РФ, п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ" обращение налогоплательщика в суд с иском о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора и пени возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения от него ответа в установленный законом срок.
Из материалов дела следует, что заявление о возврате уплаченных сумм земельного налога за 2007 год в размере 22 542 руб. налогоплательщиком не направлялось в налоговый орган, и налоговым органом не было отказано заявителю в этом.
Таким образом, иск в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения в силу п. 2 ст. 148 АПК РФ.
Уплаченная госпошлина подлежит взысканию с ответчика в части пропорционально удовлетворенным требованиям, согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 65, 110, 167 - 171, 180, 197, 200 - 201 АПК РФ,
решил:

признать недействительным как не соответствующее Закону РФ "О плате за землю" решение ИФНС России N 2 по г. Москве от 11.05.07 N 94.
Обязать ИФНС России N 2 по г. Москве возвратить ЗАО "Издательство НЦ ЭНАС" из соответствующего бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2005 год в сумме 31 502 руб., излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 45 085 руб., пени по земельному налогу в сумме 11 248 руб., штраф за неуплату земельного налога в сумме 94 545 руб.
В части требования об обязании возвратить излишне уплаченный налог за 2007 год в сумме 22 542 руб. оставить иск без рассмотрения.
Взыскать с ИФНС России N 2 по г. Москве в пользу ЗАО "Издательство НЦ ЭНАС" 6 896 руб. 76 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить ЗАО "Издательство НЦ ЭНАС" из федерального бюджета 901 руб. 68 коп. излишне уплаченной государственной пошлины. На возврат госпошлины выдать справку.
Решение в части признания недействительным решения N 94 подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)