Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Фещенко Е.П., доверенность от 21.07.2007 г. (1 год)
от ответчика: Мельникова Н.Н., доверенность N 49 от 05.09.2007 г. (1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Футурум"
на решение Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 г.
по делу N А67-5756/07 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Футурум"
к Государственной жилищной комиссии Томской области
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N 147 от 11.12.2007 г.
ООО "Футурум" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной комиссии Томской области N 147 от 11.12.2007 г. о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 г. в удовлетворении требований ООО "Футурум" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Футурум обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и признать постановление Государственной жилищной инспекции Томской области N 147 от 11.12.2007 г. незаконным по следующим основаниям:
- неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела: ООО "Футурум" не является "исполнителем" в рамках предоставления коммунальных услуг, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям в ней изложенным.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 г. подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 11.12.2007 года Государственной жилищной инспекцией Томской области в лице начальника Бочарова А.В. вынесено постановление N 147 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "Футурум" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", назначено административное наказание в виде штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда, что составляет десять тысяч рублей.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Обязанности по поддержанию нормативного уровня (режима) обеспечения населения коммунальными услугами устанавливаются в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3. Правил под коммунальными услугами подразумевается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у "исполнителя" перед всеми "потребителями".
В соответствии с п. 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из представленных материалов не следует, что ООО "Футурум" является юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги потребителям, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
ООО "Футурум" является юридическим лицом, осуществляющих иные виды деятельности, которые предусмотрены его учредительными документами, лицензией, а именно: строительство зданий и сооружений, производство различных строительных работ.
Для управления жилым домом по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 133 создано товарищество собственников жилья "Сибирские огни", следовательно, "исполнителем" в соответствии с Правилами по данному объекту может являться только данное образование.
В соответствии с п. 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договора, в соответствии с которым ООО "Футурум" взяло на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, в частности услуг теплоснабжения и снабжения горячей водой, по отношению к собственникам жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 133, не имеется, тогда как наличие такого договора является необходимым условием, как для предоставления коммунальных услуг, так и для возложения ответственности за не предоставление (ненадлежащее предоставление) коммунальных услуг.
Письмом от 03 мая 2007 года N 8326-РМ/07 Министерства регионального развития РФ разъяснено, что в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации таким договором являются: договор управления многоквартирным домом, заключаемый каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией (часть 5 статьи 161 и статья 162 Жилищного кодекса); договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - ТСЖ, ЖСК) (пункт 1 части 1 статьи 137, части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса); договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые собственником помещения в многоквартирном доме, а также собственником жилого дома с ресурсно-снабжающей организацией - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (часть 8 статьи 155, часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса) или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов (часть 9 статьи 155 Жилищного кодекса).
Таким образом, ООО "Футурум" не имеет договорных отношений с собственниками жилья, не является "исполнителем", в связи с чем, на него не может быть возложена ответственность за нарушение нормативного уровня (режима) обеспечения жильцов дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 133 (ТСЖ "Сибирские огни") коммунальными услугами.
Учитывая данные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Футурум" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме. Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
Суд апелляционной инстанции усматривает несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции обстоятельствам дела, то есть имеются основания для его отмены, установленные п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 года по делу N А67-5756/07 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 147 от 11.12.2007 г. Государственной жилищной инспекции Томской области о назначении административного наказания, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Футурум" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2008 N 07АП-1935/08 ПО ДЕЛУ N А67-5756/07
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2008 г. N 07АП-1935/08
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Фещенко Е.П., доверенность от 21.07.2007 г. (1 год)
от ответчика: Мельникова Н.Н., доверенность N 49 от 05.09.2007 г. (1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Футурум"
на решение Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 г.
по делу N А67-5756/07 (судья Скачкова О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Футурум"
к Государственной жилищной комиссии Томской области
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N 147 от 11.12.2007 г.
установил:
ООО "Футурум" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной комиссии Томской области N 147 от 11.12.2007 г. о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 г. в удовлетворении требований ООО "Футурум" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Футурум обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и признать постановление Государственной жилищной инспекции Томской области N 147 от 11.12.2007 г. незаконным по следующим основаниям:
- неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела: ООО "Футурум" не является "исполнителем" в рамках предоставления коммунальных услуг, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям в ней изложенным.
Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 г. подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 11.12.2007 года Государственной жилищной инспекцией Томской области в лице начальника Бочарова А.В. вынесено постановление N 147 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "Футурум" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях", назначено административное наказание в виде штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда, что составляет десять тысяч рублей.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Обязанности по поддержанию нормативного уровня (режима) обеспечения населения коммунальными услугами устанавливаются в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила).
В соответствии с п. 3. Правил под коммунальными услугами подразумевается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у "исполнителя" перед всеми "потребителями".
В соответствии с п. 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Из представленных материалов не следует, что ООО "Футурум" является юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги потребителям, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
ООО "Футурум" является юридическим лицом, осуществляющих иные виды деятельности, которые предусмотрены его учредительными документами, лицензией, а именно: строительство зданий и сооружений, производство различных строительных работ.
Для управления жилым домом по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 133 создано товарищество собственников жилья "Сибирские огни", следовательно, "исполнителем" в соответствии с Правилами по данному объекту может являться только данное образование.
В соответствии с п. 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договора, в соответствии с которым ООО "Футурум" взяло на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг, в частности услуг теплоснабжения и снабжения горячей водой, по отношению к собственникам жилого дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 133, не имеется, тогда как наличие такого договора является необходимым условием, как для предоставления коммунальных услуг, так и для возложения ответственности за не предоставление (ненадлежащее предоставление) коммунальных услуг.
Письмом от 03 мая 2007 года N 8326-РМ/07 Министерства регионального развития РФ разъяснено, что в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации таким договором являются: договор управления многоквартирным домом, заключаемый каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией (часть 5 статьи 161 и статья 162 Жилищного кодекса); договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - ТСЖ, ЖСК) (пункт 1 части 1 статьи 137, части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса); договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые собственником помещения в многоквартирном доме, а также собственником жилого дома с ресурсно-снабжающей организацией - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (часть 8 статьи 155, часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса) или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов (часть 9 статьи 155 Жилищного кодекса).
Таким образом, ООО "Футурум" не имеет договорных отношений с собственниками жилья, не является "исполнителем", в связи с чем, на него не может быть возложена ответственность за нарушение нормативного уровня (режима) обеспечения жильцов дома по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 133 (ТСЖ "Сибирские огни") коммунальными услугами.
Учитывая данные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Футурум" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме. Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
Суд апелляционной инстанции усматривает несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции обстоятельствам дела, то есть имеются основания для его отмены, установленные п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 29.02.2008 года по делу N А67-5756/07 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление N 147 от 11.12.2007 г. Государственной жилищной инспекции Томской области о назначении административного наказания, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Футурум" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)