Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011
по делу N А55-17323/2010
по исковому заявлению муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ИНН: 6316029945, ОГРН: 1026301167420) к закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", г. Самара (ИНН: 6319031607, ОГРН: 1026301698422) о взыскании 11 561 556,69 руб., третье лицо: Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара,
в Арбитражный суд Самарской области обратилось муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - МП города Самары "Самараводоканал", истец) с иском к закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (далее - ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в размере 11 561 556,69 руб. за период ноябрь, декабрь 2009 года по договору от 19.01.2009 N 245/09.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МП города Самары "Самараводоканал" просит состоявшиеся судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.01.2009 между МП города Самары "Самараводоканал" (предприятие ВКХ) и ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) N 245/09, согласно которому предприятием ВКХ за период ноябрь, декабрь 2009 года оказаны абоненту услуги водоотведения в объеме согласно расчетной книжке абонента для группы потребителей "население".
Пунктом 3.1. договора от 19.01.2009 N 245/09 предусматривается, что расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды (услуги водоотведения) производятся абонентом ежемесячно, согласно утвержденным тарифам (ценам), которые на момент заключения договора составляют гражданам и жилищно-коммунальным предприятиям на объемы, отпускаемые населению на коммунальные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью: отпуск питьевой воды (водоснабжение) за 1 м3 4,65 руб.; водоотведение за 1 м3 3,58 руб. Тарифы (цены) могут быть изменены.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП города Самары "Самараводоканал", утверждены постановлением главы городского округа Самара от 20.11.2008 N 1022.
Пунктом 3.2. договора предусматривается, что расчеты по данному договору производятся абонентом ежемесячно, исходя из количества отпущенной абоненту питьевой воды и принятых от него сточных вод (услуг водоотведения), действующих тарифов (цен) по платежным поручениям абонента. Оплата производится абонентом до последнего дня текущего месяца на основании счета-фактуры.
Неисполнение ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" условий договора по оплате услуги водоотведения в размере 11 561 556,69 руб. за период ноябрь, декабрь 2009 года послужили основанием для обращения МП города Самары "Самараводоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод, что ответчик в спорных правоотношениях действует не в целях извлечения экономической выгоды, а в интересах граждан, и, поэтому условия обеспечения их данным видом услуг не могут быть иными, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно части 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками дома, а ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" выбрано в качестве организации, заключающей договора на поставку коммунальных ресурсов с организациями коммунального комплекса.
Вывод судов об отсутствии у ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" статуса управляющей организации и соответственно исполнителя коммунальных услуг согласуется с вышеприведенными нормами ЖК РФ и Правил N 307, условиями договора от 19.01.2009 N 245/09.
С учетом изложенного, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что объем предъявления услуг водоснабжения может быть только в пределах норматива, утвержденного для населения, что исключает предъявления сверхнормативных объемов, поскольку ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" является представителем собственников многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции отклоняется, как несоответствующий материалам дела, довод заявителя кассационной жалобы о том, что ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами и исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в указанных домах.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказана обоснованность предъявленной им к взысканию стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению. Надлежащая оценка доводам истца, касающимся предоставления ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" неверных сведений (дислокаций) о количестве жильцов в жилых домах, дана судом первой инстанции исходя из имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявленная МП города Самары "Самараводоканал" сумма исковых требований является выпадающими доходами, субсидиями, за которыми истец обращался в Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара, но было отказано, так как истец обратился в нарушение сроков предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А55-17323/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.09.2011 ПО ДЕЛУ N А55-17323/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу N А55-17323/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011
по делу N А55-17323/2010
по исковому заявлению муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ИНН: 6316029945, ОГРН: 1026301167420) к закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района", г. Самара (ИНН: 6319031607, ОГРН: 1026301698422) о взыскании 11 561 556,69 руб., третье лицо: Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара,
установил:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - МП города Самары "Самараводоканал", истец) с иском к закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (далее - ЗАО "ПЖРТ Промышленного района", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения в размере 11 561 556,69 руб. за период ноябрь, декабрь 2009 года по договору от 19.01.2009 N 245/09.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МП города Самары "Самараводоканал" просит состоявшиеся судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика и проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.01.2009 между МП города Самары "Самараводоканал" (предприятие ВКХ) и ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения) N 245/09, согласно которому предприятием ВКХ за период ноябрь, декабрь 2009 года оказаны абоненту услуги водоотведения в объеме согласно расчетной книжке абонента для группы потребителей "население".
Пунктом 3.1. договора от 19.01.2009 N 245/09 предусматривается, что расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды (услуги водоотведения) производятся абонентом ежемесячно, согласно утвержденным тарифам (ценам), которые на момент заключения договора составляют гражданам и жилищно-коммунальным предприятиям на объемы, отпускаемые населению на коммунальные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью: отпуск питьевой воды (водоснабжение) за 1 м3 4,65 руб.; водоотведение за 1 м3 3,58 руб. Тарифы (цены) могут быть изменены.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП города Самары "Самараводоканал", утверждены постановлением главы городского округа Самара от 20.11.2008 N 1022.
Пунктом 3.2. договора предусматривается, что расчеты по данному договору производятся абонентом ежемесячно, исходя из количества отпущенной абоненту питьевой воды и принятых от него сточных вод (услуг водоотведения), действующих тарифов (цен) по платежным поручениям абонента. Оплата производится абонентом до последнего дня текущего месяца на основании счета-фактуры.
Неисполнение ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" условий договора по оплате услуги водоотведения в размере 11 561 556,69 руб. за период ноябрь, декабрь 2009 года послужили основанием для обращения МП города Самары "Самараводоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод, что ответчик в спорных правоотношениях действует не в целях извлечения экономической выгоды, а в интересах граждан, и, поэтому условия обеспечения их данным видом услуг не могут быть иными, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно части 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками дома, а ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" выбрано в качестве организации, заключающей договора на поставку коммунальных ресурсов с организациями коммунального комплекса.
Вывод судов об отсутствии у ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" статуса управляющей организации и соответственно исполнителя коммунальных услуг согласуется с вышеприведенными нормами ЖК РФ и Правил N 307, условиями договора от 19.01.2009 N 245/09.
С учетом изложенного, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что объем предъявления услуг водоснабжения может быть только в пределах норматива, утвержденного для населения, что исключает предъявления сверхнормативных объемов, поскольку ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" является представителем собственников многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции отклоняется, как несоответствующий материалам дела, довод заявителя кассационной жалобы о том, что ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами и исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в указанных домах.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказана обоснованность предъявленной им к взысканию стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению. Надлежащая оценка доводам истца, касающимся предоставления ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" неверных сведений (дислокаций) о количестве жильцов в жилых домах, дана судом первой инстанции исходя из имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявленная МП города Самары "Самараводоканал" сумма исковых требований является выпадающими доходами, субсидиями, за которыми истец обращался в Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара, но было отказано, так как истец обратился в нарушение сроков предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А55-17323/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)