Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская управляющая компания", Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010
по делу N А12-5301/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская управляющая компания", Волгоград, к муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, Управления федеральной миграционной службы по Волгоградской области, Волгоград, об устранении препятствий в осуществлении права управления,
общество с ограниченной ответственностью "Красноармейская Управляющая Компания" (далее - истец, ООО "Красноармейская Управляющая Компания") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" (далее - ответчик, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда") об устранении препятствий в осуществлении права управления, а именно, обязании ответчика передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом, необходимую для управления, технического обслуживания и эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: ул. 50 лет Октября, 17, а именно: 1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами, с приложением по перепланировке и переоборудованию квартир; акт технического состояния жилого дома при передаче другой управляющей организации; 2) документы (акты) о приемке результатов работ; акты о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; акты о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме); 3) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (акты раздела границ дворовой территории; акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями; разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации; акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование (если приборы не установлены, предоставить справку); справку о расположении транзитного трубопровода горячего водоснабжения, отопления, холодного водоснабжения и канализации; схемы о наличии ливневой канализации, дренажа); 4) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастрового земельного кадастра; 5) выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил обязать МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" передать ООО "Красноармейская Управляющая Компания" по акту приема-передачи следующую техническую и иную документацию на многоквартирный дом, необходимую для управления, технического обслуживания и эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: ул. 50 лет Октября, 17:
1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества:
- - технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами, с приложением по перепланировке и переоборудованию квартир;
- - акт технического состояния жилого дома при передаче другой управляющей организации;
2) документы (акты) о приемке результатов работ:
- - акты о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям:
- - акты раздела границ дворовой территории;
- - акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- - разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- - акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование (если приборы не установлены, предоставить справку);
- - справку о расположении транзитного трубопровода горячего водоснабжения, отопления;
- - холодного водоснабжения и канализации;
- - схемы о наличии ливневой канализации, дренажа;
4) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастрового земельного кадастра;
5) выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
6) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
7) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
8) проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи налом;
- - акты приемки жилого дома в эксплуатацию от строительной организации;
- - акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
9) карточки регистрации Форма N 9;
10) поквартирные карточки Форма N 10.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2010, с учетом определения об исправлении опечатки от 28.07.2010 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ответчика передать истцу техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, 17:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастрового земельного кадастра;
- - выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
9) карточки регистрации Форма N 9;
10) поквартирные карточки Форма N 10.
В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 24.01.2011 был объявлен перерыв до 9 час. 15 мин. 26.01.2011 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, протоколом общего собрания от 16.12.2007 собственники многоквартирного дома N 17 по ул. 50 лет Октября выбрали ответчика в качестве управляющей компании.
Между собственниками помещений данного многоквартирного дома и МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" были заключены договоры управления сроком на 5 лет.
01.10.2009 собственниками помещений проведено общее собрание в форме заочного голосования, оформленное протоколом от 01.10.2009 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. 50 лет Октября, г. Волгоград.
На повестке дня общего собрания были поставлены вопросы о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного между собственниками помещений и ранее выбранной управляющей организацией, о выборе способа управления многоквартирным домом, о выборе управляющей организации.
По итогам голосования были приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом с ранее выбранной управляющей организацией, способ управления выбран - управление управляющей организацией, в качестве которой избран истец.
О выборе управляющей организации вышеуказанного дома, истец поставил в известность Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда".
В ходе проведенной департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда проверки, было установлено, что общие собрания в форме заочного голосования и выбор способа управления и управляющей организации - ООО "Красноармейская Управляющая Компания", были проведены в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, о чем свидетельствует акт от 13.10.2009.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса письмом от 13.10.2009 N ДЖКХ/02-6838 сообщил ответчику о необходимости передать истцу по акту приема-передачи технической и иной документации по спорному многоквартирному дому в объеме, соответствующем перечню, установленному действующим законодательством.
Письмами от 21.12.2009 N 548, от 16.02.2010 N 60 истец просил ответчика передать ему документацию, необходимую для управления многоквартирным домом.
В связи с тем, что ответчик уклоняется от передачи истцу документации, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 10 вышеназванной нормы предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что ответчик обязан передать документы, указанные в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что судом неправильно применены нормы материального права.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Договор управления многоквартирным домом является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договоров управления ответчика с собственниками помещений спорного многоквартирного дома по результатам открытого конкурса.
Следовательно, собственники помещений в спорном многоквартирном доме не могут на основании части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров управления, заключенных в 2007 году с ответчиком.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик ненадлежащим образом осуществлял управление спорным многоквартирным домом. Собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не принималось решения об отказе в одностороннем порядке от исполнения договоров в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей.
При отсутствии оснований для прекращения договоров управления многоквартирным домом, заключенных собственниками помещений с ответчиком, выводы суда о возникновении у ответчика обязанности передать истцу техническую документацию признаны апелляционным судом несоответствующими вышеуказанным нормам материального права.
Выводы апелляционного суда основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А12-5301/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2011 ПО ДЕЛУ N А12-5301/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу N А12-5301/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская управляющая компания", Волгоград,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010
по делу N А12-5301/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноармейская управляющая компания", Волгоград, к муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, Управления федеральной миграционной службы по Волгоградской области, Волгоград, об устранении препятствий в осуществлении права управления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноармейская Управляющая Компания" (далее - истец, ООО "Красноармейская Управляющая Компания") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к муниципальному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Красноармейского района Волгограда" (далее - ответчик, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда") об устранении препятствий в осуществлении права управления, а именно, обязании ответчика передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом, необходимую для управления, технического обслуживания и эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: ул. 50 лет Октября, 17, а именно: 1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами, с приложением по перепланировке и переоборудованию квартир; акт технического состояния жилого дома при передаче другой управляющей организации; 2) документы (акты) о приемке результатов работ; акты о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; акты о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме); 3) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (акты раздела границ дворовой территории; акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями; разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации; акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование (если приборы не установлены, предоставить справку); справку о расположении транзитного трубопровода горячего водоснабжения, отопления, холодного водоснабжения и канализации; схемы о наличии ливневой канализации, дренажа); 4) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастрового земельного кадастра; 5) выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил обязать МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" передать ООО "Красноармейская Управляющая Компания" по акту приема-передачи следующую техническую и иную документацию на многоквартирный дом, необходимую для управления, технического обслуживания и эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: ул. 50 лет Октября, 17:
1) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества:
- - технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами, с приложением по перепланировке и переоборудованию квартир;
- - акт технического состояния жилого дома при передаче другой управляющей организации;
2) документы (акты) о приемке результатов работ:
- - акты о приемке результатов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
3) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям:
- - акты раздела границ дворовой территории;
- - акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- - разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- - акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование (если приборы не установлены, предоставить справку);
- - справку о расположении транзитного трубопровода горячего водоснабжения, отопления;
- - холодного водоснабжения и канализации;
- - схемы о наличии ливневой канализации, дренажа;
4) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастрового земельного кадастра;
5) выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
6) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
7) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
8) проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи налом;
- - акты приемки жилого дома в эксплуатацию от строительной организации;
- - акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
9) карточки регистрации Форма N 9;
10) поквартирные карточки Форма N 10.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2010, с учетом определения об исправлении опечатки от 28.07.2010 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ответчика передать истцу техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. 50 лет Октября, 17:
- - документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- - документы (акты) о приемке результатов работ;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного кадастрового земельного кадастра;
- - выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечена сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
9) карточки регистрации Форма N 9;
10) поквартирные карточки Форма N 10.
В остальной части иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель истца доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 24.01.2011 был объявлен перерыв до 9 час. 15 мин. 26.01.2011 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, протоколом общего собрания от 16.12.2007 собственники многоквартирного дома N 17 по ул. 50 лет Октября выбрали ответчика в качестве управляющей компании.
Между собственниками помещений данного многоквартирного дома и МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" были заключены договоры управления сроком на 5 лет.
01.10.2009 собственниками помещений проведено общее собрание в форме заочного голосования, оформленное протоколом от 01.10.2009 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 17 по ул. 50 лет Октября, г. Волгоград.
На повестке дня общего собрания были поставлены вопросы о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного между собственниками помещений и ранее выбранной управляющей организацией, о выборе способа управления многоквартирным домом, о выборе управляющей организации.
По итогам голосования были приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом с ранее выбранной управляющей организацией, способ управления выбран - управление управляющей организацией, в качестве которой избран истец.
О выборе управляющей организации вышеуказанного дома, истец поставил в известность Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда".
В ходе проведенной департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда проверки, было установлено, что общие собрания в форме заочного голосования и выбор способа управления и управляющей организации - ООО "Красноармейская Управляющая Компания", были проведены в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, о чем свидетельствует акт от 13.10.2009.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса письмом от 13.10.2009 N ДЖКХ/02-6838 сообщил ответчику о необходимости передать истцу по акту приема-передачи технической и иной документации по спорному многоквартирному дому в объеме, соответствующем перечню, установленному действующим законодательством.
Письмами от 21.12.2009 N 548, от 16.02.2010 N 60 истец просил ответчика передать ему документацию, необходимую для управления многоквартирным домом.
В связи с тем, что ответчик уклоняется от передачи истцу документации, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 10 вышеназванной нормы предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что ответчик обязан передать документы, указанные в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что судом неправильно применены нормы материального права.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Договор управления многоквартирным домом является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договоров управления ответчика с собственниками помещений спорного многоквартирного дома по результатам открытого конкурса.
Следовательно, собственники помещений в спорном многоквартирном доме не могут на основании части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров управления, заключенных в 2007 году с ответчиком.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик ненадлежащим образом осуществлял управление спорным многоквартирным домом. Собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании не принималось решения об отказе в одностороннем порядке от исполнения договоров в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей.
При отсутствии оснований для прекращения договоров управления многоквартирным домом, заключенных собственниками помещений с ответчиком, выводы суда о возникновении у ответчика обязанности передать истцу техническую документацию признаны апелляционным судом несоответствующими вышеуказанным нормам материального права.
Выводы апелляционного суда основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А12-5301/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)