Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2011 ПО ДЕЛУ N А62-784/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. по делу N А62-784/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.11 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.11 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.11 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.11 г. по делу N А62-784/2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ООО "Туристский комплекс "Россия" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 14.12.2010 N 1638 в части применения ставки земельного налога в размере 1,5%, непринятия ставки земельного налога в размере 0,18%, а также требования от 07.02.2011 N 293.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.2011 решение от 14.12.2010 N 1638 и требование от 07.02.2011 N 293 признаны недействительными.
Требование о признании незаконным непринятия налоговым органом ставки земельного налога в размере 0,18% оставлено без рассмотрения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление суда, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2010 года.
По результатам проверки составлен акт от 27.10.2010 N 5094 и принято решение от 14.12.2010 N 1638, согласно которому налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 368 622 руб., а также пени по земельному налогу в сумме 11 378,14 руб.
На основании решения Инспекцией 07.02.2011 в адрес налогоплательщика направлено требование N 293.
Не согласившись с решением и требованием Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Основанием для доначисления земельного налога и пеней за его несвоевременную уплату послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 67:27:20604:11, выделенного под здание гостиницы, ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению Инспекции, ставка земельного налога в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в то время как гостиницы имеют иное функциональное назначение, поскольку помещения в них используются для оказания услуг, связанных с временным пребыванием граждан.
Частично удовлетворяя требования налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, или предоставленных для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 9 Положения о земельном налоге на территории г. Смоленска (утв. решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 147) налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении прочих земельных участков.
Налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении земельных участков, на которых размещены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно ч. 1 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 части 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в числе прочего, на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В силу ч. 4, 5 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации подлежит государственному учету, который включает в том числе и технический учет, предусматривающий оформление технических паспортов жилых помещений (документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, которая связана с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе, жилой дом. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ). Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период) коммунальная инфраструктура - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов-изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами (п. п. 13, 14 Положения N 47).
Как установлено судом, ООО "Туркомплекс "Россия" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020604:1, на котором расположено здание гостиницы "Россия".
Из технического паспорта следует, что гостиница представляет собой 9-этажное здание с цокольным этажом и состоит из жилого корпуса, ресторана, киноконцертного зала, овощехранилища, подвала, тамбура, крыльца, пандуса и комнат, предназначенных для использования в качестве места непосредственного проживания граждан. В гостинице имеется отопление, водопровод, канализация, водоснабжение, ванны, электроосвещение, радио, телефон, лифты.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности сетей и технического отчета о проведении освидетельствования на балансе Общества находится оборудование, электросчетчики активной мощности, счетчики для общего учета активной и реактивной энергии, внутренняя система отопления, трансформаторная подстанция N 448. Отапливается здание гостиницы установками электроводонагревателями типа ЭПЗ-100 И2 теплопункта. В здании гостиницы имеются машинное отделение для обслуживания лифтов, канализационные коллекторы, венткамеры.
Кроме того, согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке здание гостиницы "Россия" расположено на землях населенных пунктов
В соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилым.
Согласно п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями.
Учитывая изложенное, судом обоснованно указано, что здание гостиницы "Россия" отвечает всем признакам жилого дома: является индивидуально-определенным зданием, состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании, а, следовательно, является объектом, относящимся к жилищному фонду. Также на территории спорного земельного участка находятся сооружения инженерной инфраструктуры коммунального комплекса, необходимые для обслуживания здания гостиницы "Россия" и используемые для нужд потребителей.
Довод жалобы о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение предназначено для постоянного проживания граждан, в то время как расположенные в здании гостиницы комнаты предназначены для временного проживания, правомерно отклонен судом, поскольку характер проживания в гостинице граждан не меняет статуса гостиницы как пригодного для проживания жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах, вывод судов о правомерном применении Обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:20604:11 ставки земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, и как следствие, об отсутствии у Инспекции оснований для доначисления земельного налога и пеней следует признать правильным.
Учитывая изложенное, у суда первой и апелляционной инстанций имелось достаточно оснований для частичного удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.11 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.11 г. по делу N А62-784/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)